Повышение учебной мотивации школьников на основе реализации ИКТ на уроках химии
статья на тему

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить химию?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.  Мотивы возможного применения знаний в будущем у школьников недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники только приступают к занятиям химии, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше становятся дети, интерес к химии значительно ослабевает. Поэтому важной становится проблема развития мотивов на каждом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

п.г.т. Излучинск

МБОУ «Излучинская ОСШ №2»

Творческий отчет

на тему: «Повышение учебной мотивации школьников на основе реализации ИКТ на уроках химии »

                                                                                 

учитель химии: Агапитова Н.А.

                                                     

Излучинск

                                                      2011 год

Оглавление

  1. Актуальность темы.   …………………………………………………………........
  2. ИКТ – образовательная технология XXI века. …………………………………..

  2.1. Теоретическое обоснование реализации информационно -   коммуникационных технологий на уроках химии с целью повышения учебной мотивации школьников. ………………………………………………………………...

2. 2.  Психолого-педагогические особенности использования ИКТ в образовательном процессе. ……………………………………………………………..

2. 3. Какие возможности  для изучения химии дают ИКТ? …………………….

2. 4. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением. ……………………………………………………………………………….

  1.  Описание опыта.   ………………………………………………………………
  2. Результаты педагогической деятельности.  ……………………………………...
  3. Заключение. ………………………………………………………………………...

  1. Актуальность темы

Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным                                                      

   Л. С. Выгодский.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить химию?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.  Мотивы возможного применения знаний в будущем у школьников недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники только приступают к занятиям химии, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше становятся дети, интерес к химии значительно ослабевает. Поэтому важной становится проблема развития мотивов на каждом уроке.

Химия  всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основными целями химического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно развивать в ученике интеллектуальные способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, приобретать навыки алгоритмического мышления. Каждому, с одной стороны, необходимо умение анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны,  развить свое воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, химия  нужна для интеллектуального развития личности.

 Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, что, конечно же, существенно влияет на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  

 Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы своего применения. Использование информационно -  коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. ИКТ позволяет сделать урок более ярким и увлекательным, а также  позволяет повысить учебную мотивацию школьников к изучаемому предмету.

  1. ИКТ – образовательная технология XXI века.
  1. Теоретическое обоснование реализации информационно -   коммуникационных технологий на уроках химии с целью повышения учебной мотивации школьников.

Технология обучения - это педагогическая деятельность, максимально опирающаяся на законы обучения, воспитания и развития и поэтому обеспечивающая высокие конечные результаты.

Образовательная технология - это жестко алгоритмизированная, научно обоснованная система реализации какого-либо учебно-воспитательного процесса, включающая совокупность действий, операций, приемов, процедур и обеспечивающая достижение прогнозируемого, а также диагностируемого результата.

Следует заметить, что в научно-методической литературе имеют место понятия: «педагогическая технология», «образовательная технология», «дидактическая технология». Так, В.В. Гузеев считает, что термин «педагогическая технология» является неточным переводом английского an edu cational technology - «образовательная технология». До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее время под названием «педагогическая технология» в отечественной литературе фигурируют работы, посвященные проблемам воспитания, а термин «образовательная технология» относят к проблемам формирования знаний. Многие авторы используют термин «педагогическая технология» в более обобщенном смысле. Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения.

Что же подразумевается под информационно-коммуникационными технологиями?  

ИКТ – это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

ИКТ – это  использование самого компьютера, самых разных его  программ.

В современных условиях применение информационных технологий на уроках химии  необходимо. Они повышают интерес и мотивацию к предмету химии, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал обучающихся, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся.

Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости. Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению предмета становится актуальной и важной. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия: профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованность профессии и др.

Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последнее десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена концентрическая система. При переходе на концентрическую систему обучения произошло значительное увеличение объема учебного материала, подлежащего усвоению на II ступени (в 8-9 классах). Но количество часов, выделяемых базисным учебным планом РФ, не всегда достаточно для усвоения государственного стандарта основной ступени обучения по химии. Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые, -  с одной стороны, способствовали бы формированию устойчивой положительной мотивации, а с другой стороны, обеспечивали бы выполнение государственного стандарта химического образования, формировали бы общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке. При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.

Цель применения компьютера на уроке химии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала,  развитию мышления учащихся, повышению мотивации к изучаемому предмету.

Как заинтересовать учеников изучением предмета химии? Как  сделать уроки любимыми, увлекательными?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять мотивацией детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся:

  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие вместе с другими и для других;
  • познание нового, неизвестного;
  • понимание необходимости учения для дальнейшей жизни;
  • процесс учения как возможность общения;
  • похвала от значимых лиц;
  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания;
  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: напишите верно химическое уравнение, задачу - откроешь картинку. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такие уроки вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают на уроках. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений ИКТ как средства обучения – организация работы учащихся с помощью педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.

Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,  Н.Ф. Талызиной. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.

Я считаю, что современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной грамотности учащихся. Эффект их применения зависит от профессиональной громотности педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию общеучебных и специальных умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств обучения. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании химии, так как способствуют активизации мышления, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь ученика и учителя.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

  1. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ в образовательном процессе

Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали новым средством, орудием человеческой деятельности.

 Использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжать разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский отмечал, что "обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное в общем”.

Трудность реформирования образования заключается в том, что нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе и надеяться, что революция в образовании произойдет сама по себе. Необходимо, как пишут английские ученые, осуществить интеграцию ИКТ - с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и философских аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса.

Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

  Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В обучающей среде, созданной ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

 Обучающая среда, по утверждению Б.С. Гершунского,  формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

По мнению Г.К. Селевко, условия обучения, создаваемые ИКТ, должны способствовать развитию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей.

Таким образом, в связи с использованием ИКТ пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях широкой информатизации всех отраслей знания  и использования средств ИКТ в образовательном процессе.

  1. Какие возможности  для изучения химии дают ИКТ?

Организация работы на уроке с применением ИКТ в современной школе помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, подготовкой учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовки к олимпиадам и конкурсам и др. Кроме того, компьютерные  технологии дают возможность:

  1.  Найти  дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
  2.  Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.
  3. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.
  4. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
  5. Воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами.
  6. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
  7.  Дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию  обучения учащихся, возможность их роста и развития.
  8. Организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований и т. д.
  9.  Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.
  10.  Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

  1. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся и интерес к уроку.

3. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Описание опыта работы.

За годы работы в школе я пришла к выводу, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишься.  

    По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением  раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь? Этой теме посвящен не один научный труд, но многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны, и ученики считают минуты до конца урока. Интерес должен возникнуть с первой минуты  или, наверное, еще раньше. Когда ребенок заходит в класс и на слайде видит: «Добрый день! Рада видеть вас на уроке химии!», «Добро пожаловать на урок химии», «Всем добрый день и устойчивого желания приобретать знания по химии» или просто «Добрый день», он понимает, что его ждут на урок, ему рады и даже, если в этот момент отсутствует учитель, ученик чувствует себя комфортно, так как к нему обратились со словами приветствия.     

А что интересно нашим детям? В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера, следовательно, они привыкли к яркому, красочному, находящемуся в постоянном движении виртуальному миру. Именно поэтому на уроке с учителем, объясняющим у доски  с мелом в руке, им скучно, неинтересно. Вот с чем необходимо считаться и построить так учебный процесс, чтобы компьютер и проекционная техника стали незаменимыми «помощниками» на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений науки в образовательный процесс. Сегодня учащиеся готовы к урокам с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим учащиеся знакомятся на уроках информатики.

       Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем.  Как повысить познавательную активность школьников на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время.

      Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование готовых программ по химии, создание собственных презентаций к урокам, работа в Интернете.

Для создания учебных презентаций  использую  Microsoft  PowerPoint, учебно-электронное издание «Химия (8-11 кл.). Виртуальная лаборатория» (МарГТУ, 2004г,).   «Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 кл.» («K&M», 2003 г.). Эти программы позволяют моделировать урок любого типа (получения новых знаний, отработки определенных навыков и умений, практических работ) в логике, необходимой учителю с учетом уровня обученности и способностей учащихся класса. Из имеющихся компьютерных  программных продуктов отбираю наиболее эффективные средства: демонстрации, схемы, модели, анимации, видеофрагменты. Оцениваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными, а также с точки зрения целей и задач разрабатываемого урока. Логически соединив выбранные компьютерные средства, при необходимости добавляя традиционные средства преподавания, собираю презентацию в Microsoft Power Point. В презентации на большом экране можно соединить  схемы, диаграммы, фотографии, рисунки, аудиозаписи, снабдить их подписями или комментариями, выделить шрифтом, цветом наиболее важную информацию. В результате создается авторская обучающая программа. При наличии такой  презентации за короткое время объясняю различные вопросы учебного содержания.

Так, например, в 11 классе, при изучении темы «Валентные возможности атомов  химических элементов»,  с помощью компьютерной анимации учащиеся лучше усваивают тему, так как наглядно представляют переход атома из основного состояния в возбужденное состояние, почему у атома серы проявляется три валентных состояния, а у атома кислорода только одно. Образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму также представляю  в виде компьютерной анимации. А использование анимации при объяснении механизмов реакций между органическими веществами позволяет учащимся без особого труда записывать уравнения этих реакций.

Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала для создания проблемных ситуаций, выдвижения проблемы, разрешение которой происходит в ходе урока. Например, при изучении темы «Изотопы» в 8 классе перед учащимися выдвигается проблема, что же произойдёт, если  в атоме изменить число протонов или число нейтронов. Проделав несложные математические вычисления, учащиеся сами находят выход из проблемной ситуации. Если изменить число протонов в атоме, то получится новый атом химического элемента, а если изменить число нейтронов, то получится тот же атом химического элемента, но с другим массовым числом.  Таким образом, реализую принципы развивающего обучения в преподавании химии, не сообщая учащимся знания в готовом виде.

При изучении темы «Строение атомов химических элементов»  в 8  классе  я использую материалы, взятые из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов». Яркие анимации и презентации позволют  учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы.  При изучении темы «Ионная химическая связь» слайдовая презентация позволяет наглядно рассмотреть образование ионов металла и неметалла, почему металлам выгодно отдать электроны с последнего энергетического уровня, а неметаллу – принять недостающие электроны для достижения восьмиэлектронного уровня.

При изучении темы «Ковалентная химическая связь» в 8  классе  учащимися лучше усваивается процесс образования общих электронных пар, характеристики одинарной, двойной и тройной связей, понятие электроотрицательность. Использование компьютерных моделей при изучении данных тем способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. 

При усвоении методов решения задач удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются и одновременно объясняются на доске способы и приемы решения. Если у учащихся  возникли проблемы, можно неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.  Информационно-коммуникативные технологии позволяют обеспечить полноценное усвоение учебного материала, усиливают ориентацию обучающегося на практическое применение знаний и умений. 

Кроме выше перечисленного есть шанс показать с помощью  ИКТ учащимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести по каким-либо причинам в школьной лаборатории. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования.

        Я использую и готовые мультимедийные пособия на уроках: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа;  электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для всех». Мною разработаны более 140 уроков с использованием ИКТ по многим темам.

Один из способов повышения мотивации учащихся -  применение на уроках межпредметных связей. Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. Для установления межпредметных связей необходимо осуществить отбор материалов, то есть определить те темы химии, которые тесно переплетаются с темами из курсов других предметов.

 Изучению курса химии в 8 классе предшествуют курсы природоведения и ботаники, в которых учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе. Эти знания мы считаем опорными при рассмотрении различных разделов темы: “Первоначальные химические понятия”. Так, в курсе природоведения учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ, воду и смеси веществ, песок, глину, получили некоторые сведения об использовании угля, руды, нефти, способах разделения смесей. Для углубления и расширения этих знаний предлагаю  восьмиклассникам вопросы:

1. Какие вещества, изученные вами в предыдущих классах, относятся к чистым веществам, а какие к смесям?

2. Почему не имеют смысла выражения “молекула воздуха”, “молекула гранита”, “молекула нефти”?

3. Как отделить речной песок от опилок?

4. Почему нельзя фильтрованием выделить из раствора поваренную соль?

Обсуждение этих вопросов позволяет приступить к формированию понятий “тело”, “вещество”, как один из основных видов материи. Предлагаю  учащимся самостоятельно, используя знания из курса физики, природоведения, географии привести примеры тел и веществ, обращаю внимание на их разнообразие, сходство и различие по свойствам. Подчеркиваю, что свойства веществ проявляются в конкретных условиях при том или ином воздействии на вещество и при взаимодействии его с другими веществами. Обращаю  внимание на то, что всякое изменение, превращение (химическая реакция) есть особый вид движения материи – химической формы движения. Вещества, отличающиеся по составу молекул, по - разному ведут себя при химических реакциях.

При изучении простых и сложных веществ предлагаю ученикам вспомнить, с какими из них они ранее познакомились в курсе природоведения, каких веществ в природе больше – простых или сложных. Обращаем их внимание на разнообразие простых и сложных веществ.

Сообщая учащимся, что химические элементы делятся на две группы: металлы и неметаллы, мы отличаем наличие в них противоположных свойств и в то же время отсутствие резких границ между ними. Так формируется понятие о взаимосвязях веществ.

Помимо межпредметных связей между химией, биологией использую и сведения из географии. В 8 классе во время объяснения состава воздуха и его применения можно использовать знания учащихся об атмосфере, полученные ими на уроках географии. Восьмиклассники могут дать правильные ответы на вопросы: какое значение имеет атмосфера для живых организмов? Назовите атмосферные слои, расскажите о составе воздуха. Затем сама дополняю рассказ о составе воздуха и его применении.

При изучении свойств воды задаю учащимся следующие вопросы:

1. На какие группы подразделяются материковые воды? Отмечаем, что образование горячих источников связано с остыванием вулканов, в процессе которого из их сопел начинают бить гейзеры. Подчеркиваем, что возникновение гейзеров не связано с какими-то божественными силами. У учащихся формируется представление о значении воды в жизни человека, ее химическом составе и получении чистой воды.

2. Расскажите об очистке природной воды.

3. Какое значение имеет очистка питьевой воды?

4. Где используют воду?

Во время изучения основных видов горючего (10 класс тема  “Природные углеводороды” ) предлагаю  учащимся следующие вопросы:

1. Назовите крупнейшие месторождения каменного угля.

2. Расскажите о месторождениях нефти.

3. Где находятся крупные месторождения природного газа?

При знакомстве в 10 классе  с каучуком учащиеся вспоминают страны – основные производители натурального каучука: Бразилию, Индонезию.

Я отметила, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны. Ученик, который до этого только смотрел на  рисунок в учебнике или на плакат и не понимал устройства, например, микромира, порой сам додумывал (не всегда верно), теперь увидел реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.

  Ведя исследование в этом направлении, пытаюсь решать на уроках задачу активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интеграцию их с другими образовательными технологиями. Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества. Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям.

Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому одной из основных форм организации уроков с ИКТ я считаю создание учащимися собственных web-страниц, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе 8 – 11 классов и создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы, то есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке. Так осуществляется углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Сегодня я уже не представляю свои уроки без ИКТ, особенно уроки-лекции. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами. В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют делают практически значимыми для учащихся технологию его создания.

   Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

 Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии

   Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них мотивацию, вписаться в этот мир, обладая не только хорошими знаниями, но и такими личностными качествами, как мобильность, динамизм, конструктивность, которые, безусловно, будут востребованы в будущем.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе представленной работы были проведены веские аргументы в пользу ИКТ.  Использование ИКТ позволяет повысить учебную мотивацию школьников за урок донести до учащихся достаточно большой объём информации (презентации), показать процессы микромира (демонстрации), провести тестирование учащихся, позволяет создать личностное информационное пространство ученика и заинтересовать ребят в  использовании интернета для получения дополнительной информации по предмету.

  Говоря об использовании ИКТ на уроках химии, не могу не отметить, что и перед самим учителем ИКТ открывают большие возможности в педагогической деятельности. Особенно хочу выделить такие аспекты:

  1. Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
  2. Освоение и использование новых технических средств обучения, программных продуктов.
  3. Создание собственных уроков с применением ИКТ.
  4. Участие в работе сетевых сообществ, профессиональных и творческих конкурсах.

В век информатизации, когда ученики порою владеют компьютером лучше учителя, нельзя  учителю занимать позицию: «А мне и по старинке хорошо». Да, перестраиваться тяжело. Но может, всё - таки стоит начать с простых операций, которые позволят  облегчить нашу работу: использование компьютера сэкономит время при систематизации дидактического материала, при оформлении документации, при составлении индивидуальных заданий и позволит  сделать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Работая в Интернете, ознакомившись с работой коллег, захочется сделать что-то своё, и чтобы это что – то было не хуже, чем у других. Да, чтобы подготовить один только урок с использованием презентаций, электронных тестов, флэш-анимации, придётся потратить не один час. Но какое удовольствие получаешь от урока, когда видишь с каким вниманием и усердием работают твои ученики, и тебе хочется создать ещё один нестандартный урок, а потом ещё один и ещё … .

Сегодня учителю  недостаточно владеть учебным материалом и классическими приёмами обучения. Меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. А мы, учителя, должны научиться позволить им это сделать, научиться направлять и сопровождать их в образовательной деятельности. Только тогда наш ученик будет успешным, а учитель востребованным и помогут нам в этом современные образовательные технологии, в том числе и ИКТ. 

А чтобы всегда быть впереди своих учеников, учитель должен учиться всю жизнь. Слова Ш. А. Амонашвили стали для меня ориентиром в моей педагогической деятельности.

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь в их душах и сердцах»

                                                                                         Ш. А. Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к семинару "Повышение учебной мотивации школьников"

lorscheme colors="#dd51ff,#ffffff,#f3c1ff,#87baff,#ff388c,#e40059,#17bbfd,#ff2ad7"/>В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащих...

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...

«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...

Повышение учебной мотивации обучающихся на основе реализации ИКТ на уроках химии

Представлен отчет по теме самообразования за период 2017-2021 учебный год...