Урок "Кислород. Оксиды. Горение"
методическая разработка по химии (8 класс)

Методическая разработка

 урока химии в 8 классе

по теме:

«Кислород. Оксиды. Горение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislorod_i_oksidy_urok.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  общеобразовательная школа  №2 »

Методическая разработка

 урока химии в 8 классе

по теме:

«Кислород. Оксиды. Горение»

        Учитель химии:

        Дубинина И Е.

        Цели:

  • актуализировать опорные знания о кислороде, оксидах, горении;
  • закрепить изученный материал в виде более существенных навыков и умений;
  • содействовать осознанию учащимися ценность изучаемого материала;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умении анализировать, сравнивать и классифицировать познавательный объект;
  • развить эмоциональную сферу учащихся;
  • развить познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, настойчивость, умения действовать самостоятельно.

Методы и приёмы: карта мыслительной деятельности (алгоритм), структурная модель, дидактические игры, обучение в движении, индивидуальная, групповая работы, работа в парах сменного состава, беседа, эксперимент.

Вещества и оборудование:

  • дидактический материал (карточки, рисунки, самодельные таблицы);
  • парафиновая свеча, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, экран, этиловый спирт, спички.

Урок закрепления изучаемого материала

Структура урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
  3. Этап закрепления знаний.

IV.Этап информации о домашнем задании.

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

Ход урока

        I. Организационный этап.

        Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок закрепления изучаемого материала. Вам предстоит выполнить несколько упражнений и заданий.

        II. Актуализация субъектного опыта учащихся.

        Тема урока: «Кислород. Оксиды. Горение».

        Цель: закрепление и осмысление изученных понятий по теме.

А какие понятия всплывают при изучении данной темы? (Примерные ответы уч-ся: простое, сложное вещество, кислород, оксиды, горение и т.д.)

Я предлагаю вам выполнить 1-ое задание «Давайте познакомимся». Для этого вам раздали листочки с 25 предложениями. Вы читаете предложения, и если они подходят к кислороду, то соответствующую цифру обведите кружочком. Итак, начали.

В это время 3 уч-ся работают у доски (задания по карточкам).

После окончания работы учащихся за партами, демонстрирую правильный ответ в цифровом варианте. Учащиеся осуществляют самоконтроль. Затем озвучивают верные ответы по цепочке.

Проверяем правильность выполнения заданий уч-ся у доски.

 III. Этап закрепления знаний.

Перед вами «волшебный цветок». На его лепестках изображены формулы неорганических веществ. Выпишите из них формулы оксидов и назовите их.

   (СО2, MgCO3, HNO3, Na2O, KNO2, H2SO4, SO3,     Ba(OH)2, SiO2,  P2 O5)

Рис. 1. Игра «Волшебный цветок»

По желанию уч-ся выходят к доске и записывают формулы оксидов. Дают им названия.

Остальные уч-ся работают в тетрадях.

– По какому признаку вы определили оксиды?

– Каким образом можно систематизировать данные оксиды?

Ребята, сейчас мы должны разгадать тайну «магических колец». (к магнитной доске прикрепляются «магические кольца»)

        I.                                         II.                                       III.

Рис. 2. Игра «Магические кольца»

        Впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами, составьте уравнения реакций.

Задания уч-ся выполняют по группам (кто быстрее), затем озвучивают уравнения химических реакций.

А сейчас откройте учебники и выполните задание 3 стр. 73. 

(В-I C3H8+O2=…, B-II СS2+O2=…)

        Взаимопроверка. Вслух зачитываются уравнения.

        Решите одну из задач.

  • 1. Какое количество вещества кальция вступит в реакцию с 0,1 моль кислорода?

■  2. Какая масса кальция потребуется для взаимодействия с 3 моль кислорода?

▀  3. Составьте и решите задачу, используя следующие данные:

        ν (Са)= 4 моль, m (Са) – ?

        

         «Живое лото». 2-м группам уч-ся предлагаются составить и озвучить химические реакции (из отдельных карточек).

  • Какая это реакция?

В среднем 1 га леса за вегетационный период выделяет 5 т кислорода, поглощает 6-7 т углекислого газа. Но в связи с загрязнением воздуха и большими темпами потребления кислорода возобновление кислорода отстаёт от использования. Следует больше сажать зелёных насаждений.

        

– Где используется эта реакция?

«Автобус». 

Каждый ряд – это автобус, в котором уч-ся 1-го варианта – пассажиры, 2-го – кондукторы.

Кондукторы проводят контроль знаний, предлагая пассажирам, постоянно находящимся в движении, соответствующие задания (на карточках). После завершения работы одной пары все пассажиры по сигналу учителя делают шаг вперёд по маршруту.

Тестирование. По окончании тестирования показываю верные ответы в цифробуквенном изображении. Об итогах тестирования уч-ся сигнализируют, поднимая по просьбе учителя карточки разного цвета: если их рейтинг соответствует 5 баллов – красные, 4 – зелёные, 3 – жёлтые.

Эксперимент. Перед вами процесс горения свечи. Что вы можете сказать о строении пламени? Чем отличаются зоны пламени? (экспериментальное подтверждение ответа: спичка загорается быстрее во внешней зоне пламени).

– Почему средняя часть пламени ярко светится?

– О чём это говорит? (Фарфоровая чашка вносится в среднюю часть пламени и покрывается копотью).

Вещество, содержащееся в воздухе крупных городов в виде частиц копоти и сажи, и вещество, присутствующее в средней части пламени, придающее пламени красоту и жизнь, – одно и тоже. Как прекрасен этот процесс, при котором такое невзрачное вещество, как уголь, делается таким сияющим!

Что же такое реакция горения?

Опыт: нальём в фарфоровую чашку немного спирта, подожжем его, а затем плотно прикроем листом картона.

Вопрос: почему пламя гаснет, а бумага не горит?

        Каждому виду реакции (медленное окисление, горение, взрыв) соответствует свой рисунок. Чем эти реакции отличаются друг от друга?

Сравнение процессов горения и дыхания.

        Для горения свечи, так же как и для дыхания, необходим кислород и образуются те же продукты реакции: СО2, Н2О+Q. При окислении пищи в организме также выделяется энергия.

Проверка дом. задания (стр.84, зад.3). Итак, на какой путь у вас хватит энергии, если вы выпили стакан чая с двумя чайными ложками сахара?

IV.Этап информации о домашнем задании.

Творческие задания:

        В-I. Найти в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщение об экологических проблемах. Составить краткий реферат или аннотацию прочитанного.

В-II. Зад.3, стр.95.

Зад. 5, стр.84, зад. 4, стр.84. Повт. § 4.8, 4.10, 4.11. (сильным уч-ся).

V. Подведение итогов.

Оценка деятельности класса.

        VI. Рефлексия.

Закончите фразы.

  1. Спасибо за….
  2. Я узнал…
  3. Хорошо, что…
  4. Мне понравилось…
  5. Наконец-то…
  6. Меня удивило

        Урок я хочу закончить словами великого английского учёного Майкла Фарадея, исследовавшего явления, связанные с горением свечи: «Я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производственно выполняя свой долг перед человечеством».

Вариант 1.

Тест

по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»

  1. В кислороде горят оба вещества:
  1. С и Mg
  2. CO2 и Р
  3. Н3О и Сl2
  4. MgO и Fe

        

  1. Кислород можно распознать
  1. лакмусом;
  2. по запаху;
  3. известковой водой;
  4. тлеющей лучинкой.

  1. При взаимодействии 1 моль азота и 1 моль кислорода поглотилось 180 кДж теплоты. Термохимическое уравнение этой реакции
  1. N + O = NO + 180 кДж
  2. N + O = NO – 180 кДж
  3. N2 + O2 = 2NO + 180 кДж
  4. N2 + O2 = 2NO – 180 кДж

  1. Больше всего в воздухе содержится

а) кислорода;

б) углекислого газа;

в) азота;

г) инертных газов.

        

  1. Уравнением реакции горения не является:

а) СаО + SO2 = CaSO3

б) С + О2 = СО2

в) S + О2 = SO2

г) 2Н2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2


Вариант 2.

Тест

по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»

  1. Из перечисленных веществ сложным не является

а) кислород;

б) вода;

в) сульфид железа;

г) поваренная соль.

  1. Кислород может реагировать со всеми веществами группы:
  1. Cu, H2, Fe.
  2. P, H2, Mg.
  3. CuO, Cl2, H2O.
  4. S, Au, CO2.

  1. Содержание кислорода в воздухе составляет (по объёму)

а) 21%

б) 50%

в) 78%

г) 0,01%.

  1. В схеме реакции Р + О2 →  Р2О5 поставить коэффициенты

а) 4, 5, 2

б) 2, 1, 1

в) 2, 5, 2

г) 5, 4, 2.

        

  1. Оксид – сложное вещество, в состав которого входит обязательно

а) хлор;

б) кислород;

в) сера;

г) водород.

Тест на соответствие – О2

  1. В промышленности получают из воздуха.
  2. Хорошо растворим в воде.
  3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.
  4. Применяют в качестве топлива.
  5. Сложное вещество.
  6. При обычных условиях – бесцветный газ.
  7. Собирают вытеснением воздуха.
  8. В природе встречается только в связанном виде.
  9. Принимает участие в процессах окисления.
  10. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.
  11. Простое вещество.
  12. В лаборатории получают из «марганцовки».
  13. Малорастворим в воде.
  14. Газ, имеющий запах.
  15. Разлагается при нагревании.
  16. Поддерживает горение.
  17. При t = –1830С превращается в жидкость.
  18. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
  19. Легче воздуха.
  20. Получают из природного газа.
  21. Применяют для сварки и резки металлов, материалов.
  22. При обычных условиях – жидкость.
  23. Входит в состав воздуха.
  24. Собирают в сосуд, поставленный на дно.
  25. Необходим для дыхания.  

Карточка №1.

        Написать уравнения реакций кислорода с

а) метаном, используя схему СН42→ СО2+ ?

б) С6Н14

Карточка №2.

        По термохимическому уравнению С + О2 = СО2 + 394 кДж рассчитайте  сколько сгорело угля, если при этом выделилось 33520 кДж теплоты.

Карточка №3.

        Какая масса лития потребуется для взаимодействия с 2 моль кислорода? Показать алгоритм решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Кислород.Оксиды.Горение."8 класс

Тест по теме "Кислород.Оксиды.Горение"....

урок по теме: "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок по химии для учащихся 8 класса, с применением игровой технологии....

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....

«Химический хоккей» По теме: «Кислород. Оксиды. Горение»

урок - игра.  Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними познаниями), а также «нападающие» (уче...

Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»

Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...

Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»

Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...

Кислород. Оксиды. Горение. Экологический аспект.

Кислород. Оксиды. Горение. Экологический аспект.Интегрированный урок в 8 классе (химия – экология - география). Цели: обобщить и расширить знания по основополагающим понятиям темы...