Методы естественнонаучного исследования в изучении химии как способ развития компетенций функциональной грамотности.
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным
наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
➢ научно объяснять явления;
➢ понимать основные особенности естественнонаучного
исследования;
➢ интерпретировать данные и использовать научные доказательства
для получения выводов.

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ, которые основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA.
При этом каждое из заданий классифицируется по ряду параметров, определяющих модель заданий в формате PISA:
• компетентность, на оценивание которой направлено задание;
• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
• контекст;
• познавательный уровень (или степень трудности) задания.

В каждой из характеристик скрыт «познавательный уровень», трудность которого зависит от сложности реальной ситуации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы естественнонаучного исследования в изучении химии как способ развития компетенций функциональной грамотности.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным
наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
 научно объяснять явления;
 понимать основные особенности естественнонаучного
исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства
для получения выводов.

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ, которые основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA.
При этом каждое из заданий классифицируется по ряду параметров, определяющих модель заданий в формате PISA:
• компетентность, на оценивание которой направлено задание;
• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
• контекст;
• познавательный уровень (или степень трудности) задания.

В каждой из характеристик скрыт «познавательный уровень», трудность которого зависит от сложности реальной ситуации.  

Тип научного знания, как элемент модели заданий включает собственно содержательное знание в определенных областях и процедурное знание методов и стандартных исследовательских процедур. В целях развития функциональной грамотности в изучении химии я чаще всего использую методы исследования: эксперимент, анализ, учебное проектирование, наблюдение, измерение, креативное мышление.

Для разработки и оценки заданий по ЕНГ в том числе и на уроках химии удобно использовать кодификатор (размещен кодификатор на сайте  https://rosuchebnik.ru)

В кодификаторе описываются: оцениваемые компетенции - характеристика учебного задания- методы использования.

Разработка заданий по ЕНГ. Компетенция: научное объяснение явлений.

Оцениваемые компетенции: Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

Характеристика учебного задания: стандартная ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

Задание 1. Какой газ А. Лавуазье называл «фиксированный воздух»? Почему при горении органических веществ образуется этот газ?

Компетенции. Анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Здесь необходимо проанализировать все, что исследовал А. Лавуазье и сделать вывод.

Методы: Эксперимент. Анализ

Разработка заданий по ЕНГ.  Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования.

Оцениваемые компетенции: Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.

Характеристика учебного задания: По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.

Задание 2. Рассмотрите рисунок. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр (ГИА-9, открытый банк заданий).

Компетенции. Моделирование экспериментальной деятельности.  

Методы: Учебное проектирование.

Разработка заданий по ЕНГ. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Оцениваемые компетенции: оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Характеристика  учебного задания:  Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.

Задание 3. Почему Алюминий принадлежит к числу наиболее экологичных металлов? (Химия 9 класс, О.С. Габриелян, Просвещение, «Алюминий и его соединения»)

Компетенции. Интерпретация данных

Методы: Креативное мышление.

Разработка заданий по ЕНГ. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Оцениваемые компетенции: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Характеристика  учебного задания: предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.

Методы. Анализ и аргументация

Оценку уровня сформированности компетенций можно увидеть в заданиях ВПР и ГИА по химии.

ДЕМОВЕРВИЯ ВПР 2022  – ХИМИЯ 11 КЛАСС

14. Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни. ПДК углекислого газа в воздухе составляет 9 г/м3. На кухне площадью 6 м2 и высотой потолка 3 м, оборудованной газовой плитой, при горении бытового газа выделилось 180 г углекислого газа. Определите, превышает ли концентрация углекислого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию углекислого газа в помещении.

Методы: анализ, аргументация, креативное мышление

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Решение: 1.  Определён объём помещения и определена концентрация углекислого газа в нём: V (помещения) = 6 ∙ 3 = 18 м3 содержание углекислого газа = 180 г / 18 = 10 г/м3

2) Сформулирован вывод о превышении ПДК: значение ПДК углекислого газа в помещении превышает показатель 9 г/м3 .

3) Сформулировано и обосновано предложение по снижению содержания углекислого газа в помещении.

Варианты предложений. Замена газового оборудования на электрическое; регулярное проветривание (вентиляция) помещения, увеличение количества растений, интенсивность фотосинтеза которых может снизить количество углекислого газа; система   контроля уровня углекислого газа во всех помещениях, где находятся люди; использование абсорбирующих фильтров, поглощающих углекислый газ , например на основе пероксидов металлов.

Открытый банк заданий ГИА-9 2022 ПО ХИМИИ

При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м2. Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры надо внести на земельный участок площадью 100 м2. Запишите число с точностью до целых.

Нитрат аммония (аммиачная селитра) — химическое соединение соль азотной кислоты, используется в качестве азотного удобрения.

Компетенция: интерпретация данных

Методы: анализ, системное мышление.

Вывод: Исследовательская деятельность и рассмотрение явлений через призму химических знаний способствуют развитию компетенций функциональной грамотности и естественно-научного знания.

Полезные ссылки

1.Банк тренировочных заданий Всероссийской командной олимпиады по Функциональной грамотности. https://olimpium.ru/olimpium/course_internal/item/116/lesson/764/1 

2. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся - https://doc.fipi.ru/zhurnal-fipi/pi-2020-02_web.pdf

3. ЦНППМ https://vcpm.ru/upload/Звонарева%20Н.В._Формирование%20естественно-научойграмотности%20средствами%20предмета%20«Химия».pdf 

4. http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 

5. Кодификатор https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Использование интерактивных таблиц на уроках химии как способ развития у обучающихся учебно-познавательной компетенции

В состав учебно-познавательной компетенции входят следующие умения:ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооцен...

Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника на уроках обществознания

laquo; Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах чело...

Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся».

Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся»....

Статья по теме: "Интерактивные методы и формы организации обучения немецкому языку с целью формирования функциональной грамотности обучающихся."

В статье есть материал о проведении  уроков иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения....

Модуль «История, культура, традиции» в мета – школе «Грани», как инструмент развития читательской функциональной грамотности.

Данная статья описывает эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы....

урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)

Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности....