Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения требований ФГОС при обучении химии.
статья по химии

Зазулина Екатерина Александровна
Современные требования к выпускнику школы предполагают переход к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Как показывают исследования ученых, для того, чтобы обучение дало развивающий эффект, необходимо создать условия, при которых ученик вовлекается в активную деятельность и общение. Для того чтобы знания учащихся подчинялись умениям, необходимо изменить подходы к разработке или применению готовых заданий для учащихся. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания
как средство достижения требований ФГОС при обучении химии.

Зазулина Е. А.,

учитель химии МБОУ «Гимназия».

Современные требования к выпускнику школы предполагают переход к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Как показывают исследования ученых, для того, чтобы обучение дало развивающий эффект, необходимо создать условия, при которых ученик вовлекается в активную деятельность и общение.

Для того чтобы знания учащихся подчинялись умениям, необходимо изменить подходы к разработке или применению готовых заданий для учащихся. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях.

Компетентность — это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, а компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Роль компетентностно-ориентированных заданий в формировании умений действовать в социально-значимой ситуации.

Компетентностно-ориентированные задания, позволяющие моделировать образовательные ситуации на актуальном жизненном материале, являются одним из способов повышения мотивации, так как:

-        требуют применения универсальных способов деятельности;

-        меняют подход к выполнению задания;

-       способствуют развитию мышления обучающихся, лучшему усвоению материала и, как следствие, изменению отношения к предмету.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

 Использование компетентностно-ориентированных заданий.

Учебные компетентностно-ориетированные задания можно использовать:

- при изучении нового материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных заданий и самостоятельного микроисследования учащихся;

- при изучении темы через укрупнѐнные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счёт дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.

В том и другом случае старшеклассники анализируют, систематизируют, фиксируют теоретические сведения в схемы, таблицы, опорные конспекты.

- компетентностно-ориетированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.

 Структура компетентностно-ориентированных заданий.

Структура компетентностно-ориентированных заданий должна быть следующей: характеристика задания, стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания, инструмент проверки.

Основными требованиями к отдельным структурным элементам компетентностно-ориентированных заданий является следующее:

Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, моделирует практическую, жизненную ситуацию, включает другие условия задачи, которые играют роль источника информации. Стимул должен: быть кратким (не более трёх предложений) и не отвлекать учащегося от содержания задания.

Современный школьник — прагматик и рационалист, которому нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, поставил в тупик, удивил.

Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом - шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся.

Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности, эффективным является использование листов самооценки.

Функции и назначение листов самооценки. Данный вид оценивания — инструмент, используемый для формирования и оценивания результатов деятельности обучающихся. Он позволяет ученику:

-        ставить собственные цели и планировать учебную деятельность;

-        располагать информацией о своей деятельности, отличать деятельность от результата;

-        получать комментарии преподавателя, нацеливающие на достижение результатов более высокого уровня, умение давать объективную оценку результатам деятельности.

Применяемые листы самооценки дают возможность учителю разрабатывать компенсационные меры при отрицательных результатах, развивать способность к рефлексивным действиям.

Подбирая (составляя) компетентностно-ориентированные задания, учитель должен:

- осознавать, какие аспекты, каких компетентностей формирует (проверяет) задание;

-оценивать сложность учебного материала (если выполнение задания зависит от некоторого знания, учитель должен убедиться, что учащийся этим знанием располагает);

-понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая, информация косвенная; несколько источников; источники содержат информацию, дополняющую друг друга; источники содержат избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию);

Для чего нужны компетентностно – ориентированные задачи? Решение задач формирует определенный стиль мышления и развивает интеллектуальные умения учащихся. Успешность развития учебной деятельности зависит от активности обучающегося. Важно, чтобы задача создавала положительную установку на дальнейшую активную деятельность. Само решение задач - это активный познавательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение как средство релизации требований ФГОС на уроках химии

Раскрыта технология проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа, которая позволяет реализовать требования ФГОС....

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения предметных и метапредметных результатов.

В современных условиях задача учителя показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметн...

Экспериментальные творческие и ситуационные задания , контекстные, с практическим содержание задачи - средство достижения требований ФГОС при обучении химии.

Контекстными называют задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст.   При выполнении контекстных заданий учащиеся ...

Современные УМК по физике, как средство достижения требований ФГОС ООО к образовательным результатам

Современные УМК по физике, как средство достижения требований ФГОС ООО к образовательным результатам...