Экспериментальные творческие и ситуационные задания , контекстные, с практическим содержание задачи - средство достижения требований ФГОС при обучении химии.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Распопина Людмила Георгиевна

Контекстными называют задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст.

   При выполнении контекстных заданий учащиеся проявляют способности находить и использовать необходимую информацию в предлагаемом контексте, применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_pechati.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше.

С. И. Вавилов

Экспериментальные творческие и ситуационные  задания ,  контекстные,  с практическим содержание задачи  -  средство достижения требований ФГОС при обучении химии.

   Контекстными называют задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст.

   При выполнении контекстных заданий учащиеся проявляют способности находить и использовать необходимую информацию в предлагаемом контексте, применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации.    

Этапы выполнения задания

Оценивание уровня

 обученности

Оценивание уровня развития знаниевых   компанентов учащегося

Оценивание каждого этапа задачи (баллы)

1) Элемент, имеющий электронную формулу 1s 22s 22p 63s 23p 64s 2 образует соль, которая называется известняк.

I, II – учащийся узнает и воспроизводит новый материал - неосознанное воспроизведение.

Развивающий блок: учитывающий прочность знаний, мыслительные операции

1

2) Известно, что эта соль разлагается под действием температуры и может взаимодействовать с соляной кислотой. Напишите два уравнения реакции

III – учащийся производит описание и анализ действия с объектом изучения

Предметный блок: Осмысленность знаний

2

3) При действии 150 г 5 % соляной кислоты на известняк образуется газ, подобный тому, который мы выдыхаем. Определите объем образовавшегося газа. IV – учащийся применяет знания по знакомому алгоритму

IV – учащийся применяет знания по знакомому алгоритму.

Предметный блок: Учащийся производит мыслительные операции

3

4) Входящий в состав извести элемент - имеет определенную биологическую роль - 99% его приходиться на долю скелета. При его недостатке в организме человека наблюдаются нарушение формирования костей и зубов, а также заболевания - тахикардия, аритмия, боли в мышцах, повышенная раздражительность. Известно, что в 100 г репы содержится  49 мг этого элемента, а в 100 г овсяной крупы 64 мг. Суточная потребность человека в этом элементе составляет 830 мг (на 70 кг веса) в день. Рассчитайте суточную потребность вашего организма в этом элементе. Какую дополнительную информацию вы знаете об этом элементе?

V – учащийся применяет знания и умения в незнакомой ситуации для решения новых задач, гибко применяет ранее усвоенные знания, находит новые, нестандартные способы решения задач, приводит данные из дополнительных источников информации.

Развивающий блок: На основе полученных предметных знаний, производятся мыслительные операции. Рефлективно-индивидуальный блок: мотивационно-волевой аспект

4

5) Оцените уровень своей работы: ∙ Я доволен своей работой.

∙ Я старался, но не все получилось. ∙ Я не доволен своей работой.

Рефлективно-индивидуальный блок: самооценка, критичность.

Примеры контекстных задач

В пищевой промышленности  Е – 282  используется как консервант, защищающий продукты питания от образования в них бактерий, грибков и других микроорганизмов.

Задача

Органическое вещество с относительной плотностью по воздуху 2,069, массовая доля углерода в котором составляет 60%, водорода – 13,3%, остальное  – кислород подвергли окислительному дегидрированию, в результате чего получили продукт, который дает реакцию «серебряного зеркала» с реактивом Толлендса.  При действии на последнее гидроксида кальция, получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом  Е-282.

  • Напишите уравнения реакций, рассматриваемых в задаче.
  • Составьте структурные формулы веществ и их межклассовых изомеров.
  • Напишите названия образующихся органических веществ.
  • Определите формулу добавки Е-282.
  • Объясните, с какой целью рассматриваемое вещество добавляют в продукты питания.
  • Найдите информацию о пищевых добавках. Что Вы знаете о пищевых добавках?

 Задание «Алхимия и Гёте» 

Алхимики не знали состава используемых веществ, не умели их анализировать и химические взаимодействия записывали словами. Вещества, участвующие в химических реакциях они называли, не руководствуясь никакими правилами, и поэтому понять, что они делали, было очень трудно. Гёте в «Фаусте» дал пример записи алхимической процедуры: «Являлся красный лев – и был он женихом, И в тёплой жидкости они его венчали с прекрасной лилией, и грели их огнём, И из сосуда их в сосуд перемещали…». Зная особое пристрастие алхимиков к соединениям ртути, можно предположить, что «Красный лев» – это красный оксид ртути HgO, а «прекрасная лилия» – хлороводородная кислота HCl. Вопросы:

 1) Составьте уравнение химической реакции между «красным львом» и «прекрасной лилией».

 2) Сколько граммов «красного льва» может прореагировать с 100 г 36,5%-ного раствора «прекрасной лилии»?

3) Кроме ртути, людям с древности было известно ещё шесть металлов. Назовите любые три металла из этих шести.

Задание «Яды и отравления»

 А) Известно, что по официальной версии Наполеон умер от рака желудка. Спустя 140 лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время в пищу подмешивали вещество Х 2О3 в малых дозах.

Б) 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов с сообщниками пытался отравить приближенного к семье последнего российского императора, одну из самых одиозных фигур российской истории – Григория Распутина, добавив яд «Y» в пирожные. Однако яд не подействовал, и Распутин был убит одиннадцатью выстрелами. Проведённый анализ позволил определить состав яда. Он состоял из калия – 60%, углерода – 18,46% и азота – 21,54%.

В) Есть много людей, обожающих париться в бане. Однако в русской бане не исключена угроза отравления угарным газом. Признаки 243 отравления угарным газом детально описаны: сначала сильное головокружение, необыкновенная бледность лица, у некоторых бывает рвота, потом глубокий обморок, а при продолжительном воздействии газа – летальный исход. Чтобы избежать этой опасности, необходимо придерживаться следующих правил: когда баня истоплена и достаточно уже прогрета, надо тщательно перемешать угли в топке, чтобы не осталось даже маленькой тлеющей головешки. Если в топке имеются большие тлеющие головешки, их следует оттуда убрать и погасить в ведре. Из поддувала печки также нужно все выгрести, так как там могут находиться долго тлеющие угли.

Вопросы 

1) Установите элемент «Х», если известно, что его массовая доля в оксиде составляет 75,7%.

2) К металлам или неметаллам относится элемент «Х»?

 3) Каким веществом пытались отравить Распутина?

4) Выведите формулу вещества, которым пытались отравить Распутина.

 5) Запишите формулу угарного газа.

6) Выведите формулу угарного газа, если известно, что он относится к оксидам, а массовая доля углерода в нём составляет 42,86%.

Задание «Сплавы золота»

В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Одна из марок белого золота 585 пробы является сплавом, состоящим из трёх металлов (массовая доля золота 58,5%; серебра 26,0%; остальное – палладий).

Вопросы

 1) Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в обручальном кольце ручной работы из белого золота 585 пробы (массовая доля золота 58,5%), украшенного 23 бриллиантами общей массой 0,23 карат, вес кольца 3,8 г (1 карат = 0,2 г).

2) Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше? Ответ подтвердите расчётами.

3) Какие еще металлы используют при получении сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий?

При выполнении задания учащиеся проявляют следующие УУД:

  • ставят цель,
  •  планируют пути достижения цели,
  • используют различные способы поиска информации,
  •  учатся действовать в условиях неопределенности: на основании найденной информации им нужно сделать ряд умозаключений.

Контекстные  задания

  • мотивируют познавательную активность,
  • имеют практическую направленность,
  • показывают значимость химических знаний для жизни и деятельности
  • выполнение творческих рассуждений и  умозаключений,
  • выполнение расчётов, на основе имеющихся у учащихся знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение как средство релизации требований ФГОС на уроках химии

Раскрыта технология проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа, которая позволяет реализовать требования ФГОС....

«Проектирование уроков химии с ИКТ-поддержкой с целью достижения требований ФГОС»

Проведение мастер-класса на II Московских методических чтениях «Фестиваль методических идей», публикация в сборнике...

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Доклад к семинару Деятельностное содержание географического образования в требованиях ФГОС ООО и новых УМК по географии

В настоящее время показателем реализации ФГОС ООО является переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий....

Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения требований ФГОС при обучении химии.

Современные требования к выпускнику школы предполагают переход к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС...


 

Комментарии

Манина Ольга Борисовна

Задания интересные. Спасибо, Людмила Георгиевна. Обязательно использую в своей работе.