Открытый урок по химии " Гидролиз солей"
план-конспект по химии

Гарибян Джульета Айковна

Тема урока: « Гидролиз солей».   Предмет  химия

Учитель химии Гарибян Дж.А.ГБОУ690 Класс 9

Тип урока: изучение новых знаний и способов действия с использованием фрагмента  цифровых технологий .

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие о гидролизе солей, как реакции ионного обмена, рассмотреть механизм ее с точки зрения ТЭД, ,изучить изменение окраски растворов индикаторов в растворах солей.
  2. Развивающая: развивать внимание, познавательный интерес, трудолюбие, логическое мышление, развивать общеучебные умения и навыки.
  3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. совершенствовать умение работать с учебным видеоматериалом , научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном  виде.
  2. Сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.
  3.  Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Оборудование и реактивы:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Гидролиз солей», таблицы: «Типы солей», «рH-среда», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», тесты «Реакции ионного обмена» и «Гидролиз солей»,  раздаточный материал ( таблица для оформления результатов просмотренного опыта № 1 и проделанного опыта  №2, алгоритм написания уравнений реакций гидролиза).
  2. Лабораторное оборудование:  Фенолфталеин , раствор лакмуса, набор  растворов солей, кислот, щелочей.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, создание положительной эмоциональной атмосферы.

.составление уравнений диссоциации:Н2ЅО4;  Ва(ОН)2; К2СО3;  КН2РО4; CuOHCl

Актуализация знаний учащихся

Разминка.

  • Назовите формулы сильных оснований.
  • Назовите формулы слабых оснований.
  • Назовите формулы сильных кислот.
  • Назовите формулы слабых кислот.
  • По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?
  • Какие ионы образуются при диссоциации оснований?
  • Какова среда раствора в данном случае?
  • Какие ионы образуются при диссоциации кислот?
  • Какова среда раствора?
  • Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.
  • Как изменится цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде

Опорные вопросы:  Какие вещества называются электролитами и не электролитами?

А)Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

Б)Какие вы знаете индикаторы?

В)По каким ионам определяется реакция среды?

 А) Кислая среда образуется в растворах кислот, так как кислоты диссоциируют с образованием ионов водорода:    HCl ↔ H+ + Cl-      Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет.

Б) Щелочная среда образуется в растворах щелочей и обусловлена наличием ОН-. Щёлочи диссоциируют с образованием гидроксид-ионов: NaOH ↔ Na+ + OH-        Лакмус в щелочной среде окрашивается в синий цвет.

        Б) Нейтральная среда образуется тогда, когда концентрация ионов Н+  и ионов ОН- будут равны:  [H+] = [OH-]   Лакмус не изменяет окраску, остаётся фиолетовым.

 

Учитель показывает слайд , image

Вопрос : где происходили эти события и что было самым главным в блокадном Ленинграде Блокадники утверждали ,что хлеб  - сладкий. Ученики вспоминают  разложение углеводов в ротовой полости , и приходят к выводу , что если хлеб долго держать во рту , то крахмал разлагается до глюкозы .

 Ученики озвучивают тему урока « ГИДРОЛИЗ»

        Гидролиз (от греч. Hydro - вода, lysis - разложение) означает разложение веществ водой.

Изучение нового материала

Ученики опытным путем показывают как изменяется окраска фенолфталеина в щелочи с бесцветной окраски  на малиновую , учитель предлагает добавить фенолфталеин к раствору хлорида натрия .Опыт показал , что раствор , при добавлении фенолфталеина не поменял окраску. Используется создание проблемной ситуации  для  решения  образовательной  задачи, которая определяет мотивацию учебной деятельности учащихся на основе их конкретного опыта.

ГИПОТЕЗА
1.если фенолфталеин меняет свою окраску , то перед нами – щелочь
2. Если фенолфталеин не меняет своей окраски , то перед нами соль.

IV.Учащимся предлагается QR-код

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Ds9NLQM714x4&4&0

 После просмотра учебного видео опыта  учащимся предлагается заполнить опорные конспекты.

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска универсального

индикатора

ΝαCl

 

 

 

АlCl3

 

 

 

Na2CO3

 

 

 

 

 Изучение процесса гидролиза солей.

Гидролиз соли –это обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита

Вода является слабым электролитом, так как из 10 миллионов молекул лишь одна распадается на ионы  Н2О ↔  H + + OH-     Присутствующие в растворе соли ионы начинают взаимодействовать с молекулами воды. Для определения кислотности или щёлочности среды пользуются водородным показателем – рН. (слайд5). Учащиеся знакомятся с универсальным индикатором и шкалой, где указан водородный показатель. Если среда нейтральная,  рН=7; если рН > 7, то среда щелочная и при этом:  [OH-] > [H+];  если рН < 7, то среда кислая и при этом : [H+] > [OH-].  (слайд 6).

        Рассмотрим подробнее процесс гидролиза солей. Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от вида кислоты и вида основания выделяют четыре типа солей:

1.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

2.Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

3.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой

Составление уравнений гидролиза соли.

       Для более успешного и лучшего понимания механизма гидролиза солей, необходимо составить алгоритм записи уравнений реакций гидролиза:

1.Записать уравнение диссоциации соли

2.Записать слабый ион

3.Записать его взаимодействие с водой

4.Определить среду раствора

  К  какому  типу  солей  относится  хлорид  натрия?   Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

ΝαClΝα+ + Cl-  ;  HOHH+ + OH-

В данном случае при диссоциации соли не образуются  слабые ионы и, следовательно, не образуется слабый электролит.

image

Вывод: ΝαCl  не подвергается гидролизу, так как соль образована сильным основанием и сильной кислотой, среда нейтральная

  К   какому  типу  солей  относится хлорид  алюминия?                                                                                                                                                      Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой.

image

Очевидно,  что  в  растворе  данной  соли  противоположно  заряженные  ионы  объединяются

image

image

Для того, чтобы записать уравнение гидролиза, воспользуемся памяткой.

 Определим состав соли:

image

2.Возьмем ион слабого электролита и напишем уравнение его взаимодействия с составными частями воды:

image

На основании краткого ионного уравнения напишем молекулярное уравнение. Исходные вещества известны – соль и вода, продукты гидролиза составим, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в гидролизе:

image

Одним из продуктов данной обменной реакции является основная соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов вод3.3. К  какому  типу  солей  относится  карбонат  натрия?                                                      Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

image

Карбонат-ионы прочно связываюткатионы водорода, так как угольная кислота слабая.

Катионы натрия не могут быть связаныгидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.

image

В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

image

Воспользовавшись памяткой, самостоятельно составьте молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.

image

Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

К  какому  типу  солей  относится  ацетат  аммония?  Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

СН3СООΝН4 ↔ СН3СОО- +ΝН4+

          HOH ↔H+- + OH-

Слабым ионом будут катион и анион. Гидролиз будет идти одновременно по катиону и аниону                                                                                                                                                                                     СН3СООΝН4+ HOH ↔ СН3СООН+ ΝН4 ОН  среда будет слабокислая или слабощелочная в зависимости от Кд кислоты или основания (рН~7).

Вывод: Соль CH3 COONH4   подвергается гидролизу по катиону и аниону, так как образована слабой кислотой и слабым основанием (слайд 14,15, 16) Продукты гидролиза зависят от соотношения констант диссоциации основания и кислоты. Отмечу лишь, что зачастую гидролиз в данном случае идет необратимо, соль полностью разлагается водой.

Н

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия “гидролиз”

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

Первичная  проверка новых  знаний и способов деятельности.

На данном этапе проверяется полнота и осознанность усвоения учащимися механизма протекания гидролиза различных типов солей.

5.1.Вопросы к учащимся:  1. Какие типы солей различают?                                                                                2. Какими способами можно определить предполагаемую среду раствора соли?                                        3. Можно ли по формуле соли определить ее реакцию среды при гидролизе?                                        4.К какому виду реакций отностится гидролиз?

 Лабораторные опыты -  с помощью универсального индикатора определить среду растворов солей, находящихся в пробирках: ; CaСI2 ,Cu(ΝО3)2 , К2 CО3.

Заполнение таблицы

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска универсального

индикатора

CаСI2

 

 

 

Cu(ΝО3)2

 

 

 

К2СО3

 

 

 

 

 Закрепление новых знаний и способов действий.

1.Тест «Гидролиз солей». Взаимопроверка: оцените друг друга

Выполнение тестового задания. 1 вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

Тест «Гидролиз солей». Взаимопроверка: оцените друг друга

Выполнение тестового задания. 2 вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;
Б) обменная реакция соли с водой;
В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании молекул сильных электролитов;
В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.

. Домашнее задание

1.Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс- М.:Просвещение , 2016.

§ 6, повторить §1-5 упр.8,9, стр.20.

.Подведение итогов урока.

В конце урока учитель подводит итоги урока, оценивает и благодарит учащихся  за активную и творческую работу, акцентирует внимание на главных моментах и выводах, сделанных по уроку.

        Рефлексия.

1.Я считаю, что прошедший урок был…

2.На уроке мне понравилось…

3.Мне это пригодится…

4.После урока у меня осталось…настроение. 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_gidroliz.doc1.91 МБ
Office presentation icon urok_gidroliz.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК «ГИДРОЛИЗ» ГАРИБЯН ДЖ.А.УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГБОУ690

Слайд 3

ГИДРОЛИ З - от греч. « гидро » - вода, « лизис » - разложение .

Слайд 4

ПОВТОРИМ

Слайд 5

ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ . ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ Электролитами называют вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток Н/р: соли, кислоты, основания. Неэлектролитами называются вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток. Н/р: многие органические вещества (сахар, эфир, бензол и др.)

Слайд 6

ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ РАСТВОРОВ ИНДИКАТОРОВ В СОЛЯХ ЗАДАЧА:СПРОГНОЗИРОВАТЬ СРЕДУ РАСТВОРОВ солей

Слайд 7

Процесс распада электролитов на ионы в водном растворе или расплаве называется электролитической диссоциацией. Положительные ионы называют катионами, отрицательные ионы – анионами. К катионам относятся: ион водорода и ионы металлов, катионы основных солей. К анионам относятся: гидроксид-ион, ионы кислотных остатков, анионы кислых солей.

Слайд 8

ДИССОЦИАЦИЯ КИСЛОТ: H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2- HCl → H + + Cl - HNO 3 → H + + NO 3 2-

Слайд 9

ДИССОЦИАЦИЯ ОСНОВАНИЙ : NaOH → Na + + OH - ; Ca(OH) 2 → Ca 2+ + 2OH - ;

Слайд 10

Диссоциация растворимых солей: NaCI Na + + CI - AI 2 (SO 4 ) 3 2AI 3+ + 3SO 4 2-

Слайд 11

ДИССОЦИАЦИЯ ВОДЫ: Н 2 О → Н + + ОН –

Слайд 12

В чистой воде соотношение ионов водорода и гидроксид-ионов равное: Н + = ОН - среда нейтральная; При добавлении кислоты равновесие нарушается: Н + > ОН - среда раствора кислая ; При добавлении щёлочи: Н + < ОН - среда раствора щелочная.

Слайд 13

ГИПОТЕЗА 1. ЕСЛИ ФЕНОЛФТАЛЕИН МЕНЯЕТ СВОЮ ОКРАСКУ , ТО ПЕРЕД НАМИ – ЩЕЛОЧЬ 2. ЕСЛИ ФЕНОЛФТАЛЕИН НЕ МЕНЯЕТ СВОКЙ ОКРАСКИ , ТО ПЕРЕД НАМИ СОЛЬ. ФЕНОЛФТАЛЕИН МЕНЯЕТ СВОЮ ОКРАСКУ В ПРИБОРКЕ С ВЕЩЕСТВОМ , ТО ПЕРЕД НАМИ ЩЕЛ 2. ЕСЛИ ФЕНОЛФТАЛЕИН НЕ МЕНЯЕТ СВОЙ ЦВЕТ , ТО ПЕРЕД НАМИ СОЛЬ.

Слайд 14

ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ РАСТВОРОВ ИНДИКАТОРОВ В СОЛЯХ ЗАДАЧА:СПРОГНОЗИРОВАТЬ СРЕДУ РАСТВОРОВ

Слайд 15

4 ТИПА СОЛЕЙ: соль, образованная сильной кислотой и слабым основанием ( AL Cl 3 ); сильным основанием и слабой кислотой (Na 2 СО 3 ); сильным основанием и сильной кислотой (NaCl); слабым основанием и слабой кислотой ( СН3СОО NH4 ).

Слайд 16

: Соль, образованная сильной кислотой и слабым основанием. AlCl 3 → Al 3+ + 3Cl - ; Н 2 О → Н + + ОН – ; Al 3+ + Н + + ОН – → AlОН 2+ + Н + ; в растворе в свободном виде остался ион водорода (Н + ), значит среда раствора кислая; полное уравнение гидролиза: AlCl 3 + Н 2 О → AlОНCl 2 + НCl;

Слайд 18

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ – реакция обмена между солью и водой, приводящая к образованию слабого электролита.

Слайд 19

Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой Na С l + Н 2 О ↔ Na С l ↔ Na + + С l¯ Н 2 О ↔ OH¯ + H + Все ионы остаются в растворе – гидролиз не происходит . Среда нейтральная, рН =7, т.к. концентрации катионов водорода и гидроксид - анионов в растворе равны, как в чистой воде .

Слайд 20

Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой. CH 3 COONH 4 CH 3 COO - + NH 4 + Н 2 О → Н + + ОН – ; CH 3 COO - + NH 4 + +H 2 O CH 3 COOH + NH 3 *H 2 O CH 3 COONH 4 + H 2 O CH 3 COOH + NH 3 *H 2 O В этом случае гидролизу подвергаются как катион, так анион, образуются слабые электролиты, и среда раствора оказывается близкой к нейтральной или слабокислая, или слабощелочная, что зависит от констант диссоциации кислоты и основания.

Слайд 21

Индикаторы – вещества, которые меняют окраску в зависимости от среды.

Слайд 24

ОТВЕТЫ: ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ 1-А,2-Б,3-А ВТОРОЙ ВАРИАНТ 1-Б, 2-В,3-Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Гидролиз солей"

Тема урока: «Гидролиз солей»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучени...

Урок по теме «Гидролиз солей»

Тема урока: гидролиз солей.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: проблемно-исследовательский.Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.Задачи:- Научить учащихся определять ...

Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"

Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал....

Открытый урок по химии: "Гидролиз"

Разработка урока для учащихся 10 - 11 классов.  Включает тестовый материал, инструкции к лабораторной работе....

Открытый урок по химии "Соли"

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.Тип урока: комбинированный.Образовательные задачи:Познакомить с составом, номенклатурой солей.Дать пе...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Открытый урок по химии 9 кл Диссоциация, Гидролиз солей

Прекрасная подача материала 9 кл химия Диссоциация, Гидролиз солей...