Конспект урока по теме "Гидролиз солей"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

 

 

  1. Тема урока: «Гидролиз солей»
  2. Предмет химия
  3. Класс 8
  4. Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химии
  5. МБОУ СОШ №7 
  6. РОССИЯ
  7. Ленинградская область
  8. Город Выборг
  9. Урок комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Проводится в виде изучения нового материала, с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении лабораторного опыта.В данной работе находится конспект урока и мультимедийная презентация.Использование мультимедийной презентации позволяет на протяжении всего урока удерживать внимание и познавательный интерес учащихся.
  • Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
  • Задачи урока:
    1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
    2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии.
    З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidroliz_soley.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

     


             (урок на основе проблемно - исследовательской технологии)

  1. Тип урока: Изучение нового материала.  
  2. Вид урока: Проблемно-исследовательский.
  3. Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
  4. Задачи урока: 
    1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
    2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии.
    З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
  5. Оборудование: Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютерный терминал, дискета с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов
  6. Реактивы:  растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы — лакмус, фенолфталеин.

                                        План урока                                                                      1. Повторение опорных знаний.
  7.  Электролиты и неэлектролиты. Понятие степени электролитической диссоциации.
  8.  Таблица сильных и слабых электролитов.
  9.  Работа индикаторов в различных средах.


          2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта.
          З. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).
          4.
 Схема эксперимента и выводы из опыта.
          5.
 Доказательство через уравнения реакции.
          6
. Определение понятия гидролиз солей.
          7. Выполнение упражнений.
          8. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.
          9
. Домашнее задание.


                                       Ход урока: 


I этап урока - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта

Содержание урока
работы учителя

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности
учащихся

1.Опорные вопросы: 

  1. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  2.  Что показывает степень электролитической диссоциации?
  3.  Как индикаторы
    изменяют свой цвет
    в кислой и щелочной среде?
  4. Какие вы знаете
    индикаторы?

Фронтальный опрос в форме беседы
Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов

На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах


Устные ответы на вопросы учителя

Объяснение формулы у доски.
Запись на доске и в тетради
Делается вывод о том, какие ноны отвечают за цвет индикаторов

2.Подготовка таблицы для занесения результатов опыта

Таблица заранее нарисована на доске

Построение таблицы в тетради

3.Проведение лабораторного опыта  учащимися.

  1. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами
  2. Проведение лабораторного опыта                





Занести результаты опытов в таблицу на доске .

При проведении лабораторного опыта учащиеся исследуют изменение цвета выданных индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в водной среде


II этап урока -  проблемная задача. Обсуждение в парах. Ответ формулируется учащимися

Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию.
Учитель задает вопросы:
1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?
2. Какие ноны отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?
З. Есть ли эти ионы в солях?
4. Является ли вода электролитом?
5. На какие ионы диссоциирует вода?
Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей.
Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:

Формула соли

фенолфталеин

лакмус

Метиловый оранжевый

реакция

Какие ионы

AlCl3

          --

кислая

Н+ >

Na2CO3

щелочная

OH->

NaCl

          --

нейтральная

H+= OH-

III  этап урока - самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме. 
На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране компьютера с заранее созданными слайдами.

                                                 AlCl3

                                   Al(OH)3                     HCl                          

                              слабое основание                 сильная кислота

                                                    [ ОН]-               <            [H]+

Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему. 


Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избы ток ионов водорода. 
Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы. 

                                               Na2CO3                                                  

                         

                             NaOH                       H2CO3

                                     cильное основание                              слабая кислота

Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов. 
Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.

                                             NaCl

                                             

                           NaOH                     HCl

                         сильное основание                    сильная кислота

                            ОН-                     =              Н+


 IV этап урока - формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы 
Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов.
Делается вывод, что гидролиз  -  это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение.
Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов.
 

Избыток инов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет. 
Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. 


V этап урока - закрепление изученного материала
1. На экран компьютера проецируется задание: 

• Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей: 
1 вариант                                                                2 вариант
а) нитрата цинка                                              а) карбоната калия
б) сульфата калия                                            б) сульфита натрия
в) сульфида натрия                                             в) нитрата бария
• Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
• Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.                                                        

2. Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).
З. Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4, и левую руку, которые получили «З».
4. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания.
VI этап урока - подведение итогов 
Беседа учителя с учащимися.
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе.

Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз: амилаза фермент крахмала
                 целлюлаза фермент целлюлозы
                 протеаза фермент белка
Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды.
В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти.
В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей.
Продукты гидролиза целлюлозы это бумага, хлопчатобумажные ткани.  
Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. 
Домашнее задание. 
Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.

Основания

Кислоты

Соли

Сильные α > 30%

Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, KOH, NaOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2

HCl, H2SO4, HNO3, HIO3, HI, HBr, HClO4, HBrO3, HClO3

Все растворимые соли: хлориды, бромиды, Йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония

Средние

  3% < α < 30%

H3PO4, H2SO3

Слабые α <3%

NH4OH и все труднорастворимые основания

H2CO3, H2S, HCN, HClO, HClO2, HBO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4



Что сильнее, того и больше!

Что сильнее, того и больше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Состав и свойства солей"

Материал включает разработку урока химии в 8 классе "Состав и свойства солей", а также презентацию к уроку и самоанализ деятельности....

Конспект урока "Химические свойства солей"

Конспект урока к презентации "Химические свойства солей" для 8-го класса (11 класса при повторении свойств веществ), содержит тесты и интересный материал о роли солей в нашем организме....

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект урока по теме "Соли аммония"...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

Конспект урока по теме: "Соли аммония"

В конспекте урока "Соли аммония" приведена основная информация по получению солей аммония, их химическим свойствам и применению...

Конспект урока на тему «Соли»

Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.Планируемые результаты обучения.Предметные результаты:                  ...