программа кружка по химии 7 класс "Мир химии"
рабочая программа по химии (7 класс)

Баранчикова Галина Александровна

тематическое планирование программы кружка по химии для 7 класса "Мир химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_himii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа   кружка

«Мир химии»

7  класс

 Пояснительная записка.

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена рабочая программа кружка  для учащихся  7  классов «Мир химии».  

      Цель программы:

 

Познакомить школьников с предметом химии, подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе  и сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету;

 

Задачи химического кружка

  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • развить учебно-коммуникативные умения;
  • формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • воспитывать элементы экологической культуры;

Занятия рассчитаны для проведения 1 раз в неделю по 45 мин, всего 35 занятий за учебный год.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:
интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
использование самых разнообразных организационных форм;
акцент на практические виды деятельности;

  • для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

отказ от обязательных домашних заданий;
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому учащемуся, путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

 Планируемые   результаты освоения кружка «Мир химии»

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

 Тематическое планирование программы  кружка  «Мир химии. 7  класс»

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум:  

Тема 1. Введение

2

Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени

 Тема  2.Лаборатория юного химика

12

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций. 

Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.

Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания.

Практическая работа № 2 Изменение окраски индикаторов в различных средах Практическая работа № 3

Очистка загрязненной поваренной соли

Практическая работа № 4 Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха 

Практическая работа № 5 Признак химической реакции – изменение цвета

Практическая работа № 6 Признак химической реакции – растворение и образование осадка

Практическая работа № 7 Растворимые и нерастворимые вещества в воде

Практическая работа № 8 Приготовление раствора соли

Практическая работа № 9 Получение кислорода из перекиси водорода

Тема 3.  Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы

4

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.

Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента

Тема 4.  Домашняя химия

11

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. 

Белки, значение и применение.  Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.

Жиры.  Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.

Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы.  

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Состав косметических средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Практическая работа № 10

«Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».

Практическая работа № 11  

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».

Практическая работа № 12 «Обнаружение витаминов в продуктах питания»

Тема 5.  Увлекательная химия для экспериментаторов

6

Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.

Виртуальная практическая работа № 13"Получение фараоновых змей"

Виртуальная практическая работа № 14 "Разноцветный фейерверк"

Виртуальная практическая работа № 15 "Химические водоросли"

Виртуальная практическая работа № 16 "Изготовление химических елок и игрушек"

Литература

Литература для учителя.

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
  2.  Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
  3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
  5. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
  6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
  7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
  8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
  9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
  10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
  3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
  4. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по химии "Химия и жизнь"

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов....

Программа кружка по химии в 9 классе "Химия в знакомых предметах"

программа кружка по химии в 9 классе содержит пояснительную запискку, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...

Программа кружка по химии: "Вездесущая химия!"

Программа кружка для обучающихся 9 класса....

Программа кружка по химии "Химия в задачах" 9 класс

Умение решать различные задачи занимает в химическом образовании важное место, т.к. обеспечивает более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии....