Опыты на обобщающем уроке «Классификация химических реакций»
статья по химии (9 класс)

Носик Светлана Васильевна

В данной статье рассматриваютя методы, помогающие эффективно сориентировать учащихся в многообразии химических реакций, а также развивающие практические умения обращения с химическими реактивами и оборудованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_na_obobshchayushchem_uroke.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты на обобщающем уроке «Классификация химических реакций»

    Цель обобщающего урока по теме «Классификация химических реакций» в 9 классе заключается в том, что у учащихся должно сформироваться правильное понимание о множественности происходящих в природе процессов. Наблюдение этих процессов, использование логических приемов (сравнение, анализ) дают возможность создать стройную классификацию реакций. При этом проведение самими учащимися демонстрационных опытов позволяет соединить теоретические и практические представления, тем самым обеспечивая условия для более глубокого осмысления, восприятия и запоминания учебного материала.

    Перед уроком по данной теме ученики получают индивидуальные домашние задания. Им необходимо записать ход демонстрационного опыта и уравнения соответствующих реакций. Всего 7 заданий.

Первое задание носит теоретический характер и необходимо для систематизации знаний. Здесь ученик представляет способы классификации химических реакций:

  • По числу и составу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате
  • По изменению степени окисления элементов
  • По тепловому эффекту
  • По признаку обратимости

Задание выполняется в виде схем.

Последующие задания составлены так, что выполняя их, учащиеся приходят к выводу: в природе трудно найти реакцию, относящуюся только к одному определенному типу, большинство из них можно отнести сразу к нескольким типам, в соответствии с разными подходами к классификации.

Задание 2. ОВР (окислительно-восстановительные реакции). Реакции соединения. Например, реакция горения серы или фосфора. (Выполняют учащиеся).

Задание 3. Реакции разложения без изменения степени окисления. Например, разложение угольной кислоты (бутылка с минеральной водой). Опытным путем ученик определяет наличие углекислого газа. Для этого газированную воду наливают в пробирку с газоотводной трубкой, нагревают, выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды-вода мутнеет.

Задание 4. Реакции разложения и соединения. ОВР.

Например, в тигле помещают равные количества перманганата калия, древесного угля и железа. Тигель нагревают. Протекают одновременно 3 реакции: разложение перманганата и реакции соединения с образованием оксидов углерода и железа.

Задание 5. Реакции замещения. ОВР. 

Например, реакция между раствором сульфата меди (II) и железом (гвоздь).

Задание 6. Реакции обмена, без изменения степени окисления.

В стакан наливают силикатный клей, разбавляют водой (1:1). На дно бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца. Через некоторое время начинают расти кристаллы соответствующих силикатов.

Задание 7. Экзотермические реакции разложения и соединения. ОВР.

На асбестовую сетку насыпают холмиком дихромат аммония, смешанный с порошком магния. В центре смачивают несколькими каплями спирта и поджигают горящей лучиной. Протекают две реакции: разложение дихромата аммония и горение магния.

    Урок с использованием словесных наглядно-практических методов обучения помогает эффективно сориентировать учащихся в многообразии химических реакций, а также развивает практические умения обращения с химическими реактивами и оборудованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс

Презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс...

презентация для урока "Классификация химических реакций"

Презентация на тему "Классификация химических реакций". Данная презентация направлена в помощь учителям для объяснения данной темы....

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...

Презентация к уроку "Классификация химических реакций"

Презентация к уроку "Классификация химических реакций"...

презентация к уроку "Классификация химических реакций"

Презентация представляет поэтапное раскрытие темы урока "Классификация химических реакций"...

Презентация к уроку "Классификация химических реакций"

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...