Художественная литература на уроках химии
статья по химии (8 класс)

Привлечение художественной литературы к изучению предмета предполагает усиление общественно-культурной направленности в  обучении естественных наук, способствует формированию мировоззрения и творческих способностей, неотъемлемой частью которых являются эстетические взгляды, идеалы, убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_na_urokah_himii.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература на уроках химии

       Важное направление современного образования – его гуманитаризация. Она предполагает существенное усиление общественно-культурной направленности в обучении естественно-математическим наукам, создание положительной мотивации при изучении предметов, ориентацию не только на усвоение каждым учащимся  суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Один из путей гуманитаризации обучения состоит в широком привлечении художественной литературы к изучению предмета.

       На уроке, как главном звене школьной системы формируются мировоззрение и творческие способности, неотъемлемой частью которых являются эстетические взгляды, идеалы и убеждения.

Так, Б.Т. Лихачёв в своей работе «Эстетика воспитания» пишет: « Методический принцип подхода к проведению уроков… должен состоять в необходимости раскрытия не только понятия, но и эстетической ценности изучаемых явлений».

     Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся их заинтересованности в изучении предмета, поэтому одна из  задач учителя -  создание у учащихся эмоционального настроя. Основной фактор развития интереса к предмету – понимание учащимися излагаемого материала и успешное применение его при выполнении упражнений. Непонимание и вытекающее отсюда неумение справиться с какими-то заданиями являются причиной потери интереса к предмету.

     Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений, формул, создаёт перегрузку. Снять усталость, настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает использование художественной литературы.

       Методика использования на уроках художественных произведений может быть разнообразной. Если литературный отрывок содержит описание химического явления, то целесообразно зачитать для иллюстрации изучаемого материала. Можно поступить по другому: зачитав фрагмент из художественного произведения, спросить у учащихся о каком химическом явлении идёт речь в цитируемом тексте? Какая химическая реакция соответствует данному описанию? Как написать уравнение этой реакции?

       Рассмотрим возможности использования художественной литературы на уроках химии на конкретных примерах.

      Уже с первых уроков химии в 8 классе, раскрывая связь химии с другими науками, отмечаем, что ещё М.В. Ломоносов высказывал эту мысль более двух веков назад и приводим отрывок из поэмы М. Олигер «Ленинские горы», в котором говорится о создании Московского университета:

       О, физика –  наука всех наук!

       Всё впереди!

       Как мало за плечами  

       Пусть химия нам будет вместо рук,

       Пусть станет математика очами.

       Не разлучайте этих трёх сестёр

       Познания всего в подлунном мире,

       Тогда лишь будет ум и злаз остёр

       И знанье человеческое шире.

       При изучении темы «Физические и химические явления» можно использовать замечательные строки стихотворения Евгения Боротынского:

       И вот сентябрь! Замедля свой восход,

       Сияньем хладным солнце блещет,

       И луч его в зерцале зыбком вод

       Неверным золотом трепещет.

       Седая мгла виется вкруг холмов,

       Росой затоплены равнины;

       Желтеет сень кудрявая дубов,

       И красен круглый куст осины,

       Замолкли птиц живые голоса,

       Безмолвен лес, беззвучны небеса.

После прослушивание задание: найти описание физических и химических явлений.

      При изучении темы «Простые и сложные вещества» можно использовать отрывок из стихов С. Щипачёва «Читая Менделеева»

       Есть просто газ – легчайший водород,

       Есть просто кислород, а вместе это  –

       Июньский дождь от всех своих щедрот

       Сентябрьские туманы на рассветах.

При чтении этих строк на доске схематично изображаем формулы водорода, кислорода, воды, показывая, что в них общего и отличного и объясняя, чем же отличаются простые вещества от сложных.

       

       Математики, литераторы, биологи могут на каждом уроке подчёркивать совершенство гармонии окружающего нас мира, мира геометрических симметрий и математических пропорций, звуковых орнаментов стихов и прекрасных узоров повествований.

       На уроках химии можно научить ребят видеть в написанных формулах не только химические символы элементов, а нечто более важное. Например, ZnO – не только формула оксида цинка, в природе это минерал цинкит. Порошок этого вещества пушистый и нежный, он хорошо задерживается в порах кожи и поэтому его используют в  медицине как  присыпки с подсушивающим  и вяжущим действием, а также  в производстве кремов и пудр. Применяемый в качестве пигмента он придаёт белый цвет краске  (цинковые белила).

CaCO3 – это не только формула карбоната кальция.В природе осадочные породы: мел и известняк изменяются под большим давлением в недрах Земли и превращаются в мрамор.

       Г.Гейне, изнурённый смертельной болезнью, вышел в один из весенних дней 1848 г на сияющие солнцем и обрамлённые зеленью улицы Парижа. Преодолевая слабость он добрался до Лувра и остановился перед мраморной статуей Венеры Милосской. Прощаться с жизнью он шёл в сокровищницу искусства. Расставаться с жизнью для него значило расставаться с красотой.

       При изучении темы «Вода» можно зачитать слова знаменитого французского писателя об этом необыкновенном веществе:

«Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни. Ты – сама жизнь…».

       Здесь же можно использовать фрагмент из романа Ж.Верна «Таинственный остров», в котором вода рассматривается как эффективное топливо будущего:

  • Какое топливо заменит уголь?
  • Вода,- ответил инженер
  • Вода? – переспросил Пенкроф…
  • Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой…»

Можно задать вопросы учащимся:

  1. Как называется процесс разложения воды на кислород и водород под действием электричества?
  2. Какой газ, образующийся при разложении воды можно использовать как топливо?
  3. Каким преимуществом обладает водород перед другими видами топлива?

О воде очень образно сказал А.Т. Твардовский в своей поэме «Василий Тёркин»:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки какой угодно,

Из ручья, из подо льда –

Лучше нет воды холодной…

Фомирование эстетической культуры учащихся – длительный, постепенный процесс, основой которого является культура восприятия. Отмечая значение этого свойства личности, В.А. Сухомлинский писал: «С восприятия и познания красоты начинается восприятие эстетической культуры, воспитание чувств». И далее он отмечает, что на эту красоту ребёнок сам не обратит внимание, если её ему не показать, не рассказать о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература на уроках ОРКСЭ.

Использование художественного текста на уроках курса ОРКСЭ (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Молитва")....

Использование художественной литературы на уроках истории .

     Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...

Использование произведений художественной литературы на уроках биологии

Выходя на улицу, ребенок нигде «не видит» физику, химию, историю. Он сам, взрослея, выстраивает свою модель мира. И школьное образование может оказаться либо в роли мудрого наставника, либо просто инф...

Использование художественной литературы на уроках химии.

Статья, в которой отображено как можно использовать художественные произведения на уроках химии....