Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8, 9 класс)

  Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и на основе примерной программы  по химии, с учетом программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; автор Н.Н. Гара, Москва «Просвещение», 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9_klass_himiya_rp_2021.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

имени Героя Советского Союза Г. К. Жукова

муниципального образования Каневской район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 27 августа 2021 года протокол № 1

Председатель ____________ Ерхова А.А.    

                                 подпись руководителя ОУ    Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По химии

Уровень образования 8-9 класс   основное общее образование    

Количество часов 136            

Учитель   Кравцова Анастасия Юрьевна

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и на основе примерной программы  по химии, с учетом программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; автор Н.Н. Гара, Москва «Просвещение», 2013

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно­нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся .

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Патриотического воспитания

1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

Гражданского воспитания

2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Ценности научного познания

3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;

4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

5) познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

Формирования культуры здоровья

7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;

Трудового воспитания

8) коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей;

Экологического воспитания

9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;

11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и  программного  обеспечения) как  инструментальной  основы  развития  коммуникативных и познавательных  универсальных учебных действий;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных  носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  9. умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  11. умение самостоятельно и аргументированно  оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
  12. умение работать в  группе  — эффективно  сотрудничать и взаимодействовать на основе координации  различных позиций при выработке  общего  решения  в совместной  деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою  позицию  и  координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные  ситуации, связанные  с  химией,  навыками  безопасного  обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать  связи  между  реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  5.  приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. умение оказывать первую помощь при  отравлениях,  ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  7. овладение  приёмами  работы  с  информацией  химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (53 ч)

Предмет химии. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, измерение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Физические и химические явления. Химические реакции.

Атомы, молекулы и ионы.

Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная.

Простые и сложные вещества.  Относительная атомная масса. Химический элемент. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Установление простейшей формулы вещества. Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова . Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода.

Вода в природе и способы её очистки. Применение воды. Физические свойства воды. Химические свойства воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества.

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей. Применение солей. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7 часов)

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса.

Электронная оболочка атома. Расположение электронов по энергетическим уровням.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева.

Раздел 3. Строение вещества (8 часов)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Практические  работы

Практическая работа №1  Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Практическая работа №2  Очистка загрязнённой поваренной соли.

Практическая работа №3Получение кислорода и изучение его свойств

Практическая работа №4Получение водорода и изучение его свойств.

Практическая работа №5Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям

2. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации

3. Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса»,  «молярный  объём». Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации

1.   Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция.

Нагревание сахара. Нагревание парафина. Горение парафина.  Взаимодействие растворов:

карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосаждённого гидроксида меди(II)

с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

2. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV).

Модели   кристаллических   решёток   разного типа.  Опыты, одтверждающие закон сохранения массы веществ.

3.Физические        и химические свойства кислорода.  Получение и собирание

кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.

Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха.

4.Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

5. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором.

6. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

7.Демонстрации.  Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и

ионными связями

Лабораторные опыты

Рассмотрение   веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита.

Примеры физических и химических явлений

Ознакомление с образцами простых(металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.

Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов

Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)

Опыты,подтверждающие  химические  свойства  оксидов,  кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей

 9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций         

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и не- электролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.

Раздел 2. Многообразие веществ

Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Получение и применение серной кислоты. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота. Строение.  Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Свойства разбавленной азотной кислоты. Свойства концентрированной кислоты.. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов. Нахождение металлов в природе. Общие способы получения металлов. Химические свойства металлов. Ряд активности  (электрохимический  ряд  напряжений) металлов.

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Одноатомные спирты, многоатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Практические  работы

Практическая работа №1. Изучение  влияния условий проведения химической реакции на её скорость

Практическая работа №2.  Свойства  кислот, оснований и солей как электролитов

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Практическая работа №4. Кислород  и сера.

Практическая работа №5. Получение  аммиака и изучение его свойств

Практическая работа №6. Получение  оксида углерода(IV) и изучение его свойств.

Практическая работа №7. Металлы  и  их соединения

Расчетные задачи

1. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

2. Вычисления  по  химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества  одного  из  продуктов  реакции  по массе исходного вещества, объёму или количеству  вещества, содержащего определённую долю примесей.

Демонстрации

1.Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие

гранулированного  цинка  и  цинковой  пыли  с соляной   кислотой. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.

2. Испытание растворов веществ на  электрическую  проводимость.  Движение ионов в электрическом поле.

3.  Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

4.Аллотропныемодификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

5. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.

6. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Образцы природных

карбонатов и силикатов.

7. Образцы важнейших соединений  натрия,  калия,  природных  соединений

магния, кальция, алюминия, руд железа. Взаимодействие  щелочных,  щелочно-земельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

8.  Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Получение этилена. Качественные реакции на этилен. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена

Лабораторные  опыты.

1.  Реакции обмена между растворами электролитов.

2.  Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений

3.Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.                

Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы в растворе

4. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественная  реакция на углекислый газ. Качественная реакция

на карбонат-ион.

5. Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

 

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

1. Основные понятия химии

53

Предмет химии. Вещества и их свойства.

1

Различать        предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Учиться проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием. Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ».Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания. Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы».

Различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Формулировать определение понятия «кристаллические решётки».

Объяснять зависимость свойств вещества от типа его кристаллической решётки.

Определять        относительную атомную массу   элементов и валентность элементов в бинарных соединениях.

Определять состав простейших соединений по их химическим формулам (на уровне учебных действий).  Формулы бинарных

соединений по известной валентности элементов.

Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Различать        понятия «индекс», «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции». Рассчитывать относительную молекулярную

массу        по        формулам веществ. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении.

Пользоваться        информацией

других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов.

Исследовать        свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путём кислород, водород. Описывать химические реакции наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать   выводы   из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов        по

известной валентности элементов. Записывать простейшие        уравнения химических реакций.

Пользоваться        информацией        из других источников для подготовки кратких сообщений Готовить презентации по теме.

Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества. Пользоваться информацией из других источников  для  подготовки  кратких сообщений.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Рассчитывать молярную массу вещества, относительную плотность газов. Вычислять по химическим формулам и химическим        уравнениям массу, количество вещества, молярный объём по известной массе, молярному объёму, количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. Вычислять объёмные отношения газов при химических реакциях.

Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведёнными в них алгоритмами решения задач

Исследовать свойства

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ

Описывать        химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать        выводы        из   результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам  соединений.

Записывать        простейшие уравнения химических реакций

Патриотическое воспитание,

Экологическое воспитание ,

воспитание ценности научного познания,

Гражданское воспитание,

формирование культуры здоровья

Трудовое воспитание

Методы познания в химии: наблюдение, измерение, эксперимент.

1

Практическая   работа   1.   Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

1

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

1

Практическая работа 2.  Очистка загрязнённой поваренной соли

1

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

Атомы, молекулы и ионы.

1

Кристаллические решётки.

1

Простые и сложные вещества.  

1

Относительная атомная масса. Химический элемент. Знаки химических элементов.

1

Закон постоянства состава веществ.

1

 Химические формулы. Относительная молекулярная масса

1

Массовая доля химического элемента в соединении.

1

Установление простейшей формулы вещества 

1

Валентность химических элементов.

1

Составление химических формул по валентности.

1

Атомно-молекулярное учение.

1

Закон сохранения массы веществ.

1

Химические уравнения.

1

Типы химических реакции..

1

Контрольная  работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия».

1

Анализ контрольной работы по теме Первоначальные химические понятия».

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические свойства.

1

Химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода.

1

ИТБ Практическая работа №3 Получение и свойства кислорода.

1

Озон, аллотропия кислорода.

1

Воздух и его состав.

1

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности.        

1

Физические и химические свойства водорода. Применение водорода.

1

ИТБ Практическая работа №4. Получение водорода и исследование его свойств.        

1

Вода в природе и способы её очистки. Применение воды

1

Физические и химические свойства воды.  

1

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде.

1

Массовая доля растворённого вещества.        Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе

1

ИТБ Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества

1

Обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

1

Контрольная работа №2 по темам: «Кислород»,«Водород», «Вода. Растворы».

1

Анализ контрольной работы. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

Вычисления по химическим уравнениям.        

1

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

1

Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях

1

Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов.

1

Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

1

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура.

1

Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований.

1

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

1

Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

1

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей. Применение солей.

1

Физические и химические свойства солей. Растворимость солей в воде.

1

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

1

Контрольная работа №3по теме: «Основные классы неорганических соединений».

1

Анализ контрольной работы по теме «Основные классы неорганических соединений».

1

ИТБ Практическая работа №6. «Важнейшие классы неорганических соединений».

1

2. Периоди-ческий закон и  периоди-ческая система химиче-ских элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

7

Классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

1

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б-группы. Объяснять физический смысл порядкового номера   химического элемента, номеров группы и периода, к которым  элемент  принадлежит  в  периодической        системе

Патриотическое воспитание, воспитание ценности научного познания.

Периодический закон Д. И. Менделеева

1

Периодическая система химических элементов. Группы. Периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

1

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы.

1

Электронная оболочка атома. Расположение электронов по энергетическим уровням.

        

1

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

1

Обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система»

1

3. Строение вещества

8

Электроотрицательность химических элементов

1

Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность».

Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлятьформулы        веществ по степени окисления элементов. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы

Патриотическое воспитание, воспитание ценности научного познания.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь.

1

Ионная связь.

        

1

Валентность и степень окисления.

1

Правила определения степени окисления элементов.

1

Обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь».

1

Итоговая контрольная работа.

1

Анализ контрольной работы.

1

9 класс

1.

Много-образие химиче-ских реакций

15

Окислительно-восстановительные  реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

1

Классифицировать реакции. Приводить примеры реакций каждого типа. Распознавать окислительно-осстановительные реакции. Определять окислитель, восстановитель,  процесс  окисления,  восстановления. Наблюдать  и  описывать  химические  реакции  с  помощью  естественного языка и языка химии. Исследовать  условия, на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить групповые наблюдения во  время проведения  демонстрационных опытов. Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов. Составлять термохимические уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции   по   её   термохимическому уравнению.        

Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Описывать свойства веществ   в ходе  демонстрационного  и  лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать  условия  течения  реакций  в  растворах электролитов до конца.        Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во  время  проведения  демонстрационных и лабораторных опытов Обсуждать  в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять  сокращённые ионные уравнения реакций        

Экологическое воспитание,

гражданское воспитание,

Патриотическое воспитание,

воспитание ценности научного познания.

Тепловой   эффект химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.        

        

1

Термохимические уравнения. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.        

        

1

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

        

1

ПИТБ Практическая  работа  1. Скорость химических реакций.  Изучение  влияния условий проведения химической реакции на её скорость.        

1

Обратимые реакции.

Понятие о химическом равновесии

1

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.

        

1

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

1

Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень диссоциации.

1

Реакции  ионного  обмена.  Условия течения реакций ионного обмена до конца

1

ИТБ ЛО №1 Реакции обмена между растворами электролитов

1

Химические  свойства  основных  классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях

1

Гидролиз   солей.  Обобщение  по  темам «Классификация   химических   реакций»   и «Электролитическая диссоциация»

1

ИТБ Практическая  работа 2.  Решение экспериментальных  задач  по  теме  «Свойства  кислот, оснований и солей как электролитов».

1

Контрольная работа 1 по теме «Электролитическая диссоциация».

1

2.

Много-образие  веществ

43

Галогены. Положение в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов.

1

Объяснять  закономерности  изменения свойств неметаллов в периодах и А- группах. Характеризовать  галогены  на  основе  их  положения  в  периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять  закономерности  изменения свойств галогенов по периоду и в А-группах. Описывать свойства веществ   в ходе  демонстрационного  и  лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Распознавать  опытным  путём  соляную кислоту и её соли, бромиды, иодиды. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с  целью  безопасного обращения с  веществами  и  материалами  и экологически  грамотного  поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.

Характеризовать   элементы VIА-группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения   свойств   элементов   VIА-группы по периоду и в А-группах. Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Характеризовать элементы VА-группы  (подгруппы  азота)  на  основе  их  положения  в  периодиче-ской        системеи особенностей строения их атомов.  Объяснять закономерности изменения свойств элементов VA-группы. Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

Характеризовать элементы IVгруппы        (подгруппы углерода) основе  их  положения  в  периодической системе и  особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения   свойств   элементов   IVA-группы. Характеризовать аллотропию углерода  как  одну  из  причин  многообразия веществ.

Описывать        свойства в ходе  демонстрационного  и  лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую  помощь при отравлениях,  ожогах связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Определять принадлежность веществ к определённому классу соединений.        Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Записывать уравнения в ионном виде с указанием перехода электронов. Распознавать опытным путём растворы  кислот,  сульфиды,  сульфиты, сульфаты.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Распознавать опытным путём аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат-ионы, ион аммония.

Сопоставлять   свойств оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия. Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений. Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и кремния. Записывать  уравнения реакций  в ионном виде с указанием перехода электронов. Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавать        опытным путём углекислый газ, карбонат-ионы.

        Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять  закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых        веществ.

Объяснять зависимость   свойств  металлов  от  вида химической  связи  между  их  атомами. Наблюдать  и  описывать  химические  реакции  с  помощью  естественного языка и языка химии. Сравнивать  отношение  гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей. Распознавать  опытным  путём  гидроксид-ионы, ионы Fe2+  и Fe3+. Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и А-группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям  массу,  объём  и  количество вещества одного из продуктов реакции  по  массе  исходного  вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.        Готовить компьютерные презентации по теме

Экологическое воспитание,

гражданское воспитание,

патриотическое воспитание,

воспитание ценности научного познания,

трудовое воспитание

Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора

1

Хлороводород. Физические свойства. Получение

        

1

Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

1

ИТБ Практическая  работа 3.  Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

1

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы.

1

Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение серы.

1

Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.

1

Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы.

1

Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Получение и применение серной кислоты

1

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

ИТБ Практическая  работа 4.  Решение экспериментальных  задач  по  теме  «Кислород  и сера».

1

Решение расчётных задач на содержание примесей.

1

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение

1

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

1

Соли аммония.

1

ИТБ Практическая  работа 5.  Получение  аммиака и изучение его свойств.

        

1

Азотная кислота. Строение. Получение в лаборатории и промышленности. Свойства разбавленной азотной кислоты.

1

Свойства концентрированной кислоты.

Применение азотной кислоты.

1

Соли  азотной  кислоты и их применение.  Азотные  удобрения.        

1

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора

1

Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

1

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия углерода

1

Физические и химические свойства углерода. Адсорбция.

1

Угарный  газ,свойства,  физиологическое действие на организм

1

Углекислый  газ.  Угольная  кислота  и  её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе.

1

ИТБ Практическая  работа 6.  Получение  оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

1

Обобщение по теме «Неметаллы».

1

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

1

Положение металлов в периодической системе  химических  элементов , строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов.

1

Нахождение металлов в природе. Общие способы получения металлов.

1

Химические свойства металлов. Ряд активности  (электрохимический  ряд  напряжений)

металлов.

1

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.        

1

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

1

Щелочно-земельные металлы. Положение в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения

1

Алюминий. . Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия.

1

Амфотерность  оксида  и  гидроксида  алюминия

1

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа.

1

Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

1

ИТБ Практическая  работа 7.  Решение экспериментальных  задач  по  теме  «Металлы  и  их соединения».

1

Обобщение знаний по теме: «Металлы»

1

Контрольная работа 3по теме «Металлы».

1

3.  Краткий  обзор  важне-йших  органи-ческих  веществ

9

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

1

Использовать внутри- и межпредметные связи. Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов. Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений. Записывать        уравнения реакций замещения        и присоединения с участием  органических веществ. Наблюдать демонстрируемые       опыты. Описывать        свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.        

Экологическое воспитание,

формирование культуры здоровья,

патриотическое воспитание

Углеводороды.  Предельные  (насыщенные) углеводороды. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

1

Непредельные  (ненасыщенные)  углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

1

Производные углеводородов. Одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин).

1

Карбоновые  кислоты.  Сложные  эфиры. Жиры.

1

Углеводы.

1

Аминокислоты. Белки. Роль белков в организме.

1

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

1

Итоговая контрольная работа

1

Анализ контрольной работы

1

                       

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....