Урок по химии 9 класс "Гидролиз"
план-конспект занятия по химии (9 класс)
Урок в 9 классе "Гидролиз солей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_gidroliz_9_klass.docx | 32.58 КБ |
gidroliz.pptx | 759.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Гидролиз солей
Цель урока: знакомство с процессом гидролиза как реакцией солей с молекулой воды. Объяснить значимость процесса гидролиза.
Задачи: Формировать знания о гидролизе солей
Сформировать умения определять реакцию среды, тип соли и тип гидролиза.
Умение составлять уравнения гидролиза.
Развивать химическую грамотность
Воспитывать творчество
Оборудование: Пробирки, штативы, индикаторы, наборы растворов солей, щелочей и кислот.
План урока: Урок состоит из двух частей:
- Первая часть – семинар для изучения теории по данной теме
- Вторая часть – практикум
Ход урока
- Актуализация мыслительной деятельности
1.Заполнить кластеры:
2.Ответьте на вопросы:
А) Какие ионы образуются при диссоциации оснований?
Б) Какая среда раствора в данном случае?
В) какие ионы образуются при диссоциации кислот?
Г) Какая среда раствора в данном случае?
Д) какая окраска лакмуса в щелочной и кислой среде?
Е) какие ионы определяют реакцию среды?(шпаргалка)
1. Кислая среда определяется при помощи лакмуса(малиновый цвет). Диссоциация кислот происходит с образованием ионов водорода
HNO3 = H+ +NO3-
2.Щелочи диссоциируют с образованием гидроксид-ионов, они и окрашивают лакмус в синий цвет
KOH = K+ +OH-
3.В нейтральной среде количество ионов водорода и гидрокид-ионов будет одинаковым и поэтому окраска не изменится.
H+ = OH-
- Изучение нового материала
1.Предлагаю расшифровать слово «Гидролиз» - Hydro – вода, Lysis – разлогаю
2.Теория: изучение процесса гидролиза солей
Процесс гидролиза – обратимый взаимодействие соли и воды с образованием слабого электролита. Из 10 миллионов молекул воды на ионы распадается только одна. Ионы соли взаимодействуют с молекулами воды. Для определения среды пользуются водородным показателем – рН. Если рН=7 среда нейтральная, рН больше 7(щелочная), меньше кислотная.
Рассматривая процесс гидролиза мы будем составлять уравнения гидролиза определенной соли. Соль — это продукт взаимодействия кислоты и основания и в зависимости от вида кислоты и основания, мы выделим 4 вида солей.
1.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой
K2CO3 + HOH = HCO3 2- +K+ +OH-
pH, больше 7, среда щелочная, гидролиз по аниону
2.Соль образована сильным основанием и сильной кислотой
NaCl +HOH =Na+ + Cl- + HOH соль не подвергается гидролизу, среда нейтральная
3.Соль образована слабым основанием и сильной кислотой
ZnSO4 + HOH = ZnOH- +H+ + SO4 2- гидролиз идет по катиону, среда кислая, рН меньше 7
4.Соль образована слабым основанием и слабой кислотой
MgSO4 + HOH = Mg(OH)2 + HOH +SO3
Гидролиз идет по катиону и аниону, рН=7, среда нейтральная.
Вывод: Гидролиз это взаимодействие молекул соли и воды.
3.Практикум
Заполните таблицу
Соль | Гидролиз по… | Среда раствора | рН |
Na2CO3 | |||
MgSO4 | |||
Al2S3 | |||
K2SO4 |
4 Заключение
Рефлексия: Что мы узнали на уроке?
Где вам могут понадобиться эти знания?
5. Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: Значение и применение гидролиза.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
шпаргалка 1. Кислая среда определяется при помощи лакмуса(малиновый цвет). Диссоциация кислот происходит с образованием ионов водорода HNO 3 = H + + NO 3 - 2.Щелочи диссоциируют с образованием гидроксид-ионов, они и окрашивают лакмус в синий цвет KOH = K + + OH - 3.В нейтральной среде количество ионов водорода и гидрокид -ионов будет одинаковым и поэтому окраска не изменится. H + = OH -
Теория Процесс гидролиза – обратимый взаимодействие соли и воды с образованием слабого электролита. Из 10 миллионов молекул воды на ионы распадается только одна. Ионы соли взаимодействуют с молекулами воды. Для определения среды пользуются водородным показателем – рН. Если рН=7 среда нейтральная, рН больше 7(щелочная), меньше кислотная.
1.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой K 2 CO 3 + HOH = HCO 3 2- +K + +OH - pH , больше 7, среда щелочная, гидролиз по аниону
Соль образована сильным основанием и сильной кислотой NaCl + HOH = Na + + Cl - + HOH соль не подвергается гидролизу, среда нейтральная
Соль образована слабым основанием и сильной кислотой ZnSO 4 + HOH = ZnOH - + H + + SO 4 2- гидролиз идет по катиону, среда кислая, рН меньше 7
Соль образована слабым основанием и слабой кислотой MgSO 4 + HOH = Mg(OH) 2 + HOH +SO 3 Гидролиз идет по катиону и аниону, рН=7, среда нейтральная
Вывод Гидролиз это взаимодействие молекул соли и воды.
Практикум Заполните таблицу Соль Гидролиз по… Среда раствора рН Na 2 CO 3 MgSO 4 Al 2 S 3 K 2 SO 4 .Практикум Заполните таблицу
Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: Значение и применение гидролиза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...