Урок по химии 9 класс "Гидролиз"
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Титяева Наталия Ивановна

Урок в 9 классе "Гидролиз солей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_gidroliz_9_klass.docx32.58 КБ
Файл gidroliz.pptx759.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:            Гидролиз солей

Цель урока: знакомство с процессом гидролиза как реакцией солей с молекулой воды. Объяснить значимость процесса гидролиза.

Задачи: Формировать знания о гидролизе солей

               Сформировать умения определять реакцию среды, тип соли и тип гидролиза.  

                Умение составлять уравнения гидролиза.

                 Развивать химическую грамотность

                Воспитывать творчество

Оборудование: Пробирки, штативы, индикаторы, наборы растворов солей, щелочей и кислот.

План урока: Урок состоит из двух частей:

  1. Первая часть – семинар для изучения теории по данной теме
  2. Вторая часть – практикум

Ход урока

  1. Актуализация мыслительной деятельности

1.Заполнить кластеры:

               

2.Ответьте на вопросы:

А) Какие ионы образуются при диссоциации оснований?

Б) Какая среда раствора в данном случае?

В) какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Г) Какая среда раствора в данном случае?

Д) какая окраска лакмуса в щелочной и кислой среде?

Е) какие ионы определяют реакцию среды?(шпаргалка)

1. Кислая среда определяется при помощи лакмуса(малиновый цвет). Диссоциация кислот происходит с образованием ионов водорода

 HNO3 = H+  +NO3-

2.Щелочи диссоциируют с образованием  гидроксид-ионов, они и окрашивают лакмус в синий цвет

KOH = K+ +OH-

3.В нейтральной среде количество ионов водорода и гидрокид-ионов будет одинаковым и поэтому окраска не изменится.

H+ = OH-

  1. Изучение нового материала

1.Предлагаю расшифровать слово «Гидролиз» - Hydro – вода, Lysis – разлогаю

2.Теория: изучение процесса гидролиза солей

Процесс гидролиза – обратимый взаимодействие соли и воды с образованием слабого электролита. Из  10 миллионов молекул воды на ионы распадается только одна. Ионы соли взаимодействуют с молекулами воды. Для определения среды пользуются водородным показателем – рН. Если рН=7 среда нейтральная, рН  больше 7(щелочная), меньше кислотная.

Рассматривая процесс гидролиза мы будем составлять уравнения гидролиза определенной соли. Соль — это продукт взаимодействия кислоты и основания и в зависимости от вида кислоты и основания, мы выделим 4 вида солей.

1.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой

K2CO3 + HOH = HCO3 2- +K+ +OH-

pH, больше 7, среда щелочная, гидролиз по аниону

2.Соль образована сильным основанием и сильной кислотой

NaCl +HOH =Na+ + Cl- + HOH соль не подвергается гидролизу, среда нейтральная

3.Соль образована слабым основанием и сильной кислотой

ZnSO4 + HOH = ZnOH- +H+ + SO4 2- гидролиз идет по катиону, среда кислая, рН меньше 7

4.Соль образована слабым основанием и слабой кислотой

MgSO4 + HOH = Mg(OH)2 + HOH +SO3

Гидролиз идет по катиону и аниону, рН=7, среда нейтральная.

Вывод: Гидролиз это взаимодействие молекул соли и воды.

3.Практикум

Заполните таблицу

Соль

Гидролиз по…

Среда раствора

рН

Na2CO3

MgSO4

Al2S3

K2SO4

4 Заключение

Рефлексия: Что мы узнали на уроке?

                    Где вам могут понадобиться эти знания?

5. Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: Значение и применение гидролиза.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

гидролиз

Слайд 2

шпаргалка 1. Кислая среда определяется при помощи лакмуса(малиновый цвет). Диссоциация кислот происходит с образованием ионов водорода HNO 3 = H + + NO 3 - 2.Щелочи диссоциируют с образованием гидроксид-ионов, они и окрашивают лакмус в синий цвет KOH = K + + OH - 3.В нейтральной среде количество ионов водорода и гидрокид -ионов будет одинаковым и поэтому окраска не изменится. H + = OH -

Слайд 3

Теория Процесс гидролиза – обратимый взаимодействие соли и воды с образованием слабого электролита. Из 10 миллионов молекул воды на ионы распадается только одна. Ионы соли взаимодействуют с молекулами воды. Для определения среды пользуются водородным показателем – рН. Если рН=7 среда нейтральная, рН больше 7(щелочная), меньше кислотная.

Слайд 4

1.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой K 2 CO 3 + HOH = HCO 3 2- +K + +OH - pH , больше 7, среда щелочная, гидролиз по аниону

Слайд 5

Соль образована сильным основанием и сильной кислотой NaCl + HOH = Na + + Cl - + HOH соль не подвергается гидролизу, среда нейтральная

Слайд 6

Соль образована слабым основанием и сильной кислотой ZnSO 4 + HOH = ZnOH - + H + + SO 4 2- гидролиз идет по катиону, среда кислая, рН меньше 7

Слайд 7

Соль образована слабым основанием и слабой кислотой MgSO 4 + HOH = Mg(OH) 2 + HOH +SO 3 Гидролиз идет по катиону и аниону, рН=7, среда нейтральная

Слайд 8

Вывод Гидролиз это взаимодействие молекул соли и воды.

Слайд 9

Практикум Заполните таблицу Соль Гидролиз по… Среда раствора рН Na 2 CO 3 MgSO 4 Al 2 S 3 K 2 SO 4 .Практикум Заполните таблицу

Слайд 10

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: Значение и применение гидролиза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...