Превращения с объяснением
план-конспект занятия по химии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Внеклассное занятие в рамках недели естественных наук.

«Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области» А.М. Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashcheniya_s_obyasneniem.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина Сонковского района Тверской области»

Неделя естественных наук.

План-конспект  внеклассного мероприятия

по химии

в 1-9 классе

тема занятия:

«Превращения и объяснения»

Разработала и провела: Сидоровская Е.С.

Учитель химии МОУ «Вепревская ООШ»  

Д. Вепрь, 2019


Класс: 1-9

Дата: 20.02.2019 г.

Тема мероприятия: «Превращения и объяснения»

Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия: в занимательной форме познакомить учащихся с химической наукой, пробудить у обучающихся познавательный интерес к химии.

Задачи:

- обучающие: формирование интереса к предмету, к экспериментально-исследовательской деятельности

- развивающие: развитие познавательной активности, интереса учащихся к научному познанию

- воспитательные: формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся разного возраста.

Необходимое техническое оборудование

  • Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация.
  • Колбы, пробирки, штатив, спиртовка, поддон, салфетки бумажные.
  • Перекись водорода, средство для мытья посуды, марганцевокислый калий, железный гвоздь, раствор меди сернокислой, пищевая сода, уксус.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сценка «Спор металлов и неметаллов»
  3. Повторение техники безопасности в кабинете химии – сценка «Жертвы науки»
  4. Занимательные опыты «Чудеса своими руками».
  5. Заключение.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята!  Сегодня вы пришли в необычный кабинет. Как вы думаете, какой предмет изучают в этом классе? Правильно, химию! Вы читали сказки о феях и волшебниках, знаете все про Гарри Поттера. Но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, и сегодня мы с вами в это убедимся.

Посмотрите на экран, прочитайте слова А. М. Горького: «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области».

Посмотрите вокруг. Все вокруг нас – сочетание химических элементов, химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует химия! С ее помощью люди научились создавать вторую природу – искусственные материалы: нейлон и капрон, искусственные мех и кожа, искусственный каучук, которые по своим свойствам и внешнему виду не уступают природным материалам.

Химия – наука старая и молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ: добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А молодая, потому что наукой она стали всего два с лишним века назад.

Но что это за дверью происходит? Какой-то шум… Давайте посмотрим. (Открывает дверь)

  1. Сценка «Спор металлов и неметаллов»

Входят учащиеся 8 класса, на голове у каждого бумажный ободок с названиями химических элементов: Медь, Сера, Железо, Золото, Алюминий, Кислород, Водород.

Сценка «Спор металлов и неметаллов».

МЕДЬ: Вы знаете, кто я? Правильно. Вы все читали сказку Бажова "Малахитовая шкатулка", а вхожу в состав малахита. Уже много веков я верой и правдой служу людям. На смену каменным орудиям пришли орудия из бронзы, в которую входим я и мой друг олово.

СЕРА: А что сейчас из тебя делают?

МЕДЬ: Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет. Изготавливают части машин, сантехнику и самовары.

ЖЕЛЕЗО: Ни за что не соглашусь стать самоваром. Как это неприятно когда в тебя наливают воду, я ужасно боюсь сырости, быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

МЕДЬ: Я не так капризна и сырости не боюсь. Недаром из меня делают водопроводные краны и другие вещи, которым приходится иметь дело с водой. А как я сверкаю на ручках дверей и в рукоятках приборов!

ЖЕЛЕЗО: Подумаешь, важность: медные ручки, какие-то там части машин, из меня изготавливают целые машины, инструменты, я – очень нужный металл.

ЗОЛОТО: Что, правда, то правда. Железо всегда с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть на него никто не хочет. Не то что я! Как за мною гонялись! Из-за меня разгорались войны, гибли люди. А как сейчас меня ценят! Я - редкий металл!

ЖЕЛЕЗО: Подумаешь, редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали украшения, а железную посуду можно было встретить только в королевских кухнях.

КИСЛОРОД: И о чем они только спорят, эти металлы? Просто смешно слушай Кто важнее? Медь, золото или железо? Чепуха! Каждый ребенок знает, что важнее всех на земле Я! Ведь мною дышат все живые существа. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим чванливым золотом.

ЗОЛОТО: Как ты смеешь, газ, не имеющий даже цвета, так непочтительно говорить обо мне! Я – царь металлов! Я ничего не боюсь! Ни сырости, ни кислоты. Я даже не боюсь кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо покрывается ржавчиной.

АЛЮМИНИЙ: Какое зазнайство! Вот я, например, каких-либо сто лет назад стоил очень дорого. Изделия из алюминия считались ценным подарком. Но я ведь не зазнавался! Наоборот очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бачки стоят недорого и отлично служат людям.

МЕДЬ: Да, это правда! Недаром этот выскочка постепенно везде меня заменяет.

ЖЕЛЕЗО: Позвольте, позвольте! Мы уклонились в сторону. Уважаемое золото выразилось так, будто я уже не имею никакого значения. Да знаете ли вы все, что было бы, если бы я совсем исчезло? Вот представьте себе, что над Землею пронесся гигантский магнит! Мгновенно срываются со своих мест и уносятся за ним все железные предметы: машины, утюги, швейные машины. Рассыпаются по листочкам книги, тетради. Поднимаются в воздух крыши домов, разваливаются стены, так как они лишились бы гвоздей, болтов, крюков. Не было бы заводов, фабрик.

ВОДОРОД: Интересно, а что было бы с людьми?

ЖЕЛЕЗО: Людей бы не стало, так как в состав их крови входит железо.

СЕРА: Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышишь: я важнее, я нужнее... Не люблю я хвастунов, я элемент скромный.

(Обращается к водороду)

Что нужно сделать, чтобы получить огонь?

ВОДОРОД: Огонь? Ну, конечно же, чиркнуть спичкой и все.

СЕРА: Нет не все. Если я буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она загорится.

(Обращается к железу)

А вы не скажете, что необходимо, чтобы ружье выстрелило?

ЖЕЛЕЗО: Нужен порох.

СЕРА: Правильно. В состав пороха тоже вхожу я, правда, не одна, а в почетной компании с бертолетовой солью. Хочу напомнить и о том, что из меня готовят краски и лекарства. Я никогда не отказываюсь вступить в борьбу с вредителями сельского хозяйства.

ЗОЛОТО (указывая на водород и кислород): Вот легкомысленные элементы, вертятся, кружатся.

ВОДОРОД И КИСЛОРОД: Мы тоже нужны людям.

ЖЕЛЕЗО: Не понимаю, разве из вас можно сделать станок?

МЕДЬ: Даже самый простой водопроводный кран из вас не получится.

ВОДОРОД: Но я могу заполнить собой воздушный шар и унести его выше облаков. Ведь я самый легкий из газов. А кто может жить без воды? В состав воды вхожу я и мой друг кислород. Так что мы – самые необходимые газы для людей. И нас называть легкомысленными просто невежливо.

АЛЮМИНИЙ:

Хватит споров! без сомненья,

Элементы все нужны,

А для пользы примененье

Люди каждому нашли.

  1. Повторение техники безопасности в кабинете химии – сценка «Жертвы науки»

(стук в дверь, входят «жертвы» и Айболит)

Учитель. Здравствуйте, ребята, что с вами случилось? Почему вы все перебинтованы?

«Жертвы»: Мы работали в кабинете химии и не соблюдали правил безопасности.

• «Жертва взрыва» (Ученик с повязкой на глазу):
Получал я водород
И прибавил кислород.
Они взорвались сразу,
Теперь хожу без глаза.

• «Здесь пил…» (Ученика привели по руки, посадили на стул, говорит Айболит)
Химик здесь лежит безвестный в мире.
Выпил, бедный, целое ведро,
Полное H
2SO4,

Думая что это Н2О.
Беде навстречу тот идет,
Кто что попало в рот кладет.
Так вот запомните, друзья,
Чтоб вам не отравиться.
Учите химию всегда.
Она вам пригодится.

• «Жертва действия щелочи» (Девочка в платье в лохмотьях)
Вы не думайте, друзья, 
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.

• «Жертва любопытства» (Ученик с перебинтованной рукой)
Сунул палец я в пробирку,
Получилась в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слезы лью теперь напрасно.

• «Жертва волшебства» (Ученик на костылях, забинтованный)
Мне не хватало волшебства,
В пробирке размешал я вещества.
Взрыв раздался - еле жив остался.

  1. Занимательные опыты «Чудеса своими руками».
  1. «Пенный вулкан». В теплую воду добавляется перманганат калия до темного фиолетового оттенка, затем туда помещают жидкое мыло или средство для мытья посуды и все хорошо перемешивают. В эту смесь одним движением вливают 50 мл. 30%-й перекиси водорода. Сразу же из сосуда начинает появляться обильная густая пена. Так раствор Марганцовки и Перекиси водорода в комплексе с моющими веществами «порождает» пенный фонтан. Для зрелищности опыта можно добавить в колбу пищевые красители и получить радужное пенообразование.

Учитель. Кто сможет объяснить, откуда взялось столько пены? 

На экране формула:

2 KMnO4 + 3 H2O2  → 2 H2O + 3 O2 + 2 KOH + 2 MnO2 

  1. «Превращение железа в “золото”».   Наливаем в пробирку 5 мл раствора сульфата меди (II). Опускаем в раствор железный гвоздь, привязанный на нитку. Через 2-3 минуты гвоздь из пробирки извлекается.

Учитель. Что наблюдаете? Сделайте выводы об относительной активности железа и меди.

На экране запись: CuSO4 + Fe  FeSO4 + Cu

Вывод: железо активнее меди, т. к. железо вытесняет медь из её соли.

  1. «Газировка». Опыт основан на взаимодействии соды и уксуса. Для опыта понадобится стакан с жидкостью, которая после эксперимента станет газированной, сода с уксусом, бутылка с крышкой и трубочки от сока. Для начала необходимо прорезать в крышке от бутылки дырочку таким образом, чтобы туда плотно поместилась трубочка, закрепить. Второй конец трубочки опускается в напиток. После этого в бутылку наливается уксус, и кладется сода. Как только сода попала в уксус, необходимо максимально быстро закрутить крышку, чтобы газ не успел выйти. Как результат газ, выделяемый при взаимодействии элементов, будет проходить по трубочке в стакан и заполнять газом напиток.

Учитель. Что наблюдаете? Кто скажет, как появился углекислый газ в стакане?

На экране запись: NaHCO3+CH3COOH = NaCH3COO+H2O+ CO2

  1. Заключение.

Ученик 9 класса.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.

Ученик 8 класса.

Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончилось наше мероприятие. Надеемся, оно вам понравилось! Изучайте химию, и тогда вам не составит труда дать объяснение для любого превращения.

Спасибо за внимание и за помощь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Координатная плоскость. Объяснение нового материала.

Презентация    создана для иллюстрации  объяснения нового материала по теме "Координатная плоскость" (5 класс)....

Объяснение на уроках значения незнакомых слов.

Некоторые учителя считают, что перевод, как средство объяснения значения иностранного слова, предполагает немедленную подстановку учителем соответствующего слова родного языка, вмомент первичного восп...

Урок объяснения нового материала на тему « Введение в морфологию»

Обучение происходит  на  дидактическом материале, который подобран с учётом того, что, наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой темой, учитель должен решать и ряд...

Презентация. "Объяснение электрических явлений". 8 кл.

Вашему вниманию представлена презентация к уроку объяснения нового материала по теме: "Объяснение электрических явлений" к учебнику А.В.Перышкина, 8 кл....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...