Открытый урок на тему: "Основания"
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс)

Ундун Шончалай Кандановна

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  по  химии 9 класс. Предметная  линия  учебников Г.  Е. Рудзитиса, Ф. Г.  Фельдмана: пособие  для учителей общеобразовательных. организаций / Н.  Н.  Гара. — М.: Просвещение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovaniya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шамбалыгская средняя общеобразовательная школа муниципального района

«Кызылский кожуун» Республики Тыва

Открытый урок по химии 8 класс

На тему: Основания.

 

Составитель: учитель химии

Ундун Ш.К.                

с.Шамбалыг-2023г.

Технологическая карта урока на тему: «Основания»

Цель урока:

Образовательная: 

сформировать представление о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по их растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с химическими свойствами, и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать,  навыка логического мышления, творческих способностей при решении химических реакций; формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств оснований.

Воспитывающая: продолжать формировать понимание причинно-следственных связей (состав - строение - свойства), воспитывать бережное отношение к окружающей среде; способствовать формированию интереса к предмету, внимательности, трудолюбия, любознательности, наблюдательности.

 

УУД:

Личностные УУД: актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из межпредметных знаний, развитие самостоятельности, чувства гордости за российскую химическую науку.

Регулятивные УУД: научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, оценивать свои достижения. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами.

Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения темы «Оснований». Умение строить план изучения важнейших классов неорганических соединений. Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: умение формулировать определение, подбирать аргументы, организация самостоятельной работы, делать правильные логические выводы из полученных результатов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока и методические приемы: рассказ, беседа, работа с учебником.

Оборудование урока: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ИКТ, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия. 8класс», Презентация «Основания».

 

Ход урока

Этапы урока. Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(2 -3 мин.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы

(5-6 мин)

3. «Открытие» нового знания.

(20 мин.)

4.Первичное закрепление.

(3 мин)

5. Итог урока.

(6 мин)

6.Рефлексия

(1 мин)

Здравствуйте, Ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, как вы заметили, присутствуют гости, давайте будем радушными хозяевами.

Ход урока:

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.

II. Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос:

- написать общую формулу оксидов на доске (ЭхОу)

- дать определение классу неорганических соединений - оксиды (бинарное соединение химического элемента);

- что значит бинарные соединения?(Химические вещества, образованные двумя химическими элементами. Многоэлементные вещества);

-степень окисления кислорода? (-2);

-  кислород соединяется с металлами или с неметаллами в оксиде? (Поскольку кислород соединяется почти со всеми элементами, существуют оксиды как металлов, так и неметаллов.);

- как узнать по положению химического элемента в ПСХЭ металл он или нет? (По положению элемента в периоде можно определить его принадлежность к металлам или неметаллам. Металлы расположены в левом нижнем углу таблицы, неметаллы — в правом верхнем углу.);

- напишите формулу воды и углекислого газа (H2O; CO2).

Подготовка обучающихся к активной работе на основном этапе

3.1.Мотивоционно-ориентировачный этап:

Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? На слайде загадка. Прочитайте ее. Постарайтесь отгадать. 

 

Из нас не сваришь супа,

Содержим мы гидроксогруппу,

И атомов металла

В нашей формуле немало.

 (Основания.) 

III. Изучение нового материала

 Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Учитель ставит перед классом познавательную задачу: 

На классной доске записаны формулы веществ: Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH,S,  H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,  Cu, CuO,SO2, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, SO3,  Fe(OH)3, CO, Fe(OH)2,  Al2O3,  СО2,  P, P2O5,  Al(OH)3.

  - к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, оксиды, из которых потом выбирают основные, кислотные и амфотерные (По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).

 На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2,Fe(OH)3. 

Записывается тема урока: «Основания».

Запишите уравнения диссоциации веществ:

NaOH                          

Ca(OH)2                      

LiOH                          

Ba(OH)2

Основаниями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп ОН-

Выберите указанные понятия:

Щелочи

Слабые основания

Однокислотные

Химические свойства оснований

Реакция ионного обмена (ПИУ, СИУ)

Физкультминутка для глаз

-посмотри вверх-вниз

-посмотри направо-налево;

-посмотри вдаль-на кончик носа;

-закрой глаза, не открывай, пока не досчитаешь до 20

 Химические свойсвта оснований. Задание:  

 

Задание: посмотрите опыт. По изменению окраски индикатора можно судить о ходе реакции между кислотой (например, гидроксида натрия) добавляют несколько капель индикатора ф/ф. Раствор становится малиновым. Затем градуированной трубки-бюретки к щелочи малыми порциями приливают раствор кислоты (например, соляной). В какой то момент раствор обесцетится. Это говорит о том, что раствор стал нейтральным. После выпаривание такого раствора остаётся твёрдое вещество-соль (в нашем случае хлорид натрия)  

NaOH+HCI=H2O+NaCI

Определите вещества, тип реакции.  

Каково агрегатное состояние гидроксидов?

Применение оснований (LiOH, NaOH, KOH, Ca(OH)2; Ba(OH)2)

Большинство оснований (щёлочи) – твёрдые белые вещества, растворимые в воде, мыльные на ощупь. Они разъедают ткани, бумагу, другие материалы, поэтому их называют едкими щелочами. Это их физические свойства. 

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ученики отвечают на вопросы. Делают следующие выводы:

А чтобы проверить усвоение данного материала, мы проведем небольшую самостоятельную работу.

Возьмите листы, выполняем работу, задания на ваших столах.

Проверка работы в парах (взаимопроверка) по ответам на экране.

V. Рефлексия, подведение итогов  урока.

Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам):

- Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?

- Итоговая скорректированная  учителем оценка.

VI. Задание на дом 

Запишем домашнее задание. §41 выучить, ответить на вопрос №2,стр.139.

И в заключении выразите ваше отношение к уроку. Спасибо за плодотворную работу на уроке. До свидания.

Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы, отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Работают у доски.

Определяют, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.

Записывают тему урока.

Записывают определение, дают характеристику вещества по формуле.

Отвечают на вопросы,

Слушают учителя.

Работают с учебником.

Записывают схему в тетрадь

Несколько учащихся участвуют в игре. Представитель каждой группы комментирует полученный результат.

Остальные записывают реакции в тетрадь.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Подводят выводы.

Формулируют итог урока.

Выполнение самостоятельной работы.

Осуществляют взаимопроверку.

Д/З.записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Основания"

В данном мультимедийном носителе рассматривается номенклатура, свойства и применение оснований....

Открытый урок по теме "Основания"

Урок по теме "Основания". Работа с карточками, демонстрация опытов, химический диктант....

Конспект урока на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы", химия 8 класс

Конспект урока  по химии в 8 классе на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы" может быть использован учителем химии, работающим по программе О.С. Габриеляна при изучении соотве...

Открытый урок на тему ; "Основания" 8 класс 03.12.2012

Даны свойства растворимых и нерастворимых оснований, определены общие и специфические свойства. При изучении химических свойств обращено внимание на характеристику реакции нейтрализации, а также на ам...

Открытый урок на тему:" Основания"

Тема урока : Основания" Цель урока: Изучение свойств оснований. Ход урока....

Открытый урок по теме: «Основания»

Открытый урок по теме: «Основания»...