Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках химии"
статья по химии

Зюзина Татьяна Сергеевна

«Что важнее для моих учеников: постичь химию как науку или постигая химию обогащать и постигать себя, найти своё место в этом мире?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

Зюзина Татьяна Сергеевна

2019 год

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

                                            Что, если останется жить Земля,

                                                    Высшим достоинством Человечества

                                                             Станут когда-нибудь Учителя.

                               Р. Рождественский

Почему соль соленая? Почему трава зеленая? Почему вода пузырится? Химия на все найдет ответ.

Школа - любопытнейшая лаборатория. Образование- категория нравственная. Всегда есть выбор: закрыть глаза или честно взглянуть на действительность, уйти в сторону или шагнуть навстречу. Может это место для главного вопроса: «Что важнее для моих учеников: постичь химию как науку или постигая химию обогащать и постигать себя, найти своё место в этом мире?»

Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «…научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Поэтому для меня, как учителя- практика сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями?

Самое страшное – это равнодушие. Именно оно – причина многих бед, в воспитании в частности.

Творческая свобода в выборе материала на урок позволяет мне, как учителю, избирать тот материал урока, который направлен на духовно-нравственное воспитание школьников. Я убеждена, что идти к детям на урок нужно не с темой, а с нравственной проблемой.

На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Передо мною, как учителем химии, стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Существуют различные способы развития мотивации, которые я использую в своей практике:

  1. Организация образовательного процесса на уроке.
  2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск газет.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Воспитание доброжелательного, доверительного отношения друг к другу.
  5. Создание ситуации успеха.

Меня всегда волновал тот факт, что сведения по истории науки в школьных учебниках представлены датами, именами и краткими описаниями основных достижений. А ведь становление любой науки - это её история. Какой ценой было достигнуто новое в науке, часто остаётся «за кадром». Учащиеся должны понимать, что любое открытие- это кропотливая деятельность многих учёных. Поэтому от организации учебного процесса зависит многое. Очень важно отметить, что науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.

Нетрадиционные формы обучения позволяют более полно осветить ту или иную сторону какого-либо химического факта, пробудить у учащихся интерес к предмету. Ребята выпускают познавательные газеты. Так, например, в нашей школе проходят химические вечера, посвящённые жизни и творчеству великих людей.

Часто на уроке где изучаются химические свойства вещества, перед учениками ставится проблемный вопрос: как получены результаты химических реакций, как выведены формулы, подтверждающие состав химических веществ? Я говорю ученикам, что за каждым химическим элементом, за каждым знаком формулы - стоит имя учёного-химика, его труд, его научное вдохновение. Так в 1787 году Антуан Лоран Лавуазье писал: «Слово должно рождать представление, представление должно отображать факт. Это три оттиска одной и той же печати». Всегда должна быть взаимосвязь между уравнением реакции, пониманием ее сути, значением и историей появления.

Урок окунает учащихся в историю химии, учит их анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков. Привожу ребятам интересный факт. Человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался. Кстати, как и Муассан. Зачем тратить усилия и драгоценные секунды жизни для испытания минутной славы? Или чтобы умереть, не получив признания…

А.П.Чехов писал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Использование поэтического слова позволяет сделать урок более эмоциональным, значимым. Такой урок лучше запоминается и оставляет свой след в умах и сердцах ребят. Учащиеся, не только на уроках литературы, где они намного чаще соприкасаются с прекрасным, с красотой поэзии, но и на уроках химии, получают возможность приблизиться к миру гармонии, совершенства, романтики, красоты поэтического слова. Все это способствует эстетическому и нравственному воспитанию молодых людей, вступающих в жизнь. Химики имеют возможность использовать художественное и поэтическое слово благодаря тому, что многие писатели и поэты включали в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, происходящих в природе. М. В. Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, и поэтом, и художником в науке.

В земное недро ты. Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой…

         А.С. Пушкин был убежден, что поэтическое слово будет всегда пробуждать «добрые чувства».

Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее.

Одним из главных принципов является принцип свободы выбора. «Нельзя птицу научить летать в клетке». Так как все дети любят сказки, я использую такую форму домашнего задания, как сочинение химической сказки. Так, при изучении темы «Металлы», я предлагаю ребятам написать химическую сказку, основываясь на химических свойствах металлов и особенностей их строения. Такой вид работы помогает ученику определиться в изучаемой теме, измерить и оценить свои возможности, а так же способствует творческому самораскрытию. Успех ошеломляющий! Ребята вместо оценок получают звание «Химик». Вот самая настоящая ситуация успеха!

Можно добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы постараемся объяснить своим ученикам - будущим жителям XXII века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого. Научим ценить и уважать историю своей Родины.

Есть выражение: «Капля камень точит». Надеюсь, что такой каплей среди разнообразнейших форм духовно-нравственного воспитания учащихся в школе являются и уроки химии.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии

Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии....

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

Давно и много говорят о необходимости кропотливо и повседневно заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, предполагающим становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям,...

Патриотическое воспитание на уроках химии

Патриотическое воспитание направлено на просвещение учащихся с целью выработки у них собственных патриотических взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает крити...

Методика обучения и воспитания на уроках химии.

Методические рекомендации для учителей химии по организации учебной деятельности с использованием ФГОС...

Презентация "Экологическое воспитание на уроках химии"

Приводится презентация "Экологическое  воспитание  на  уроках  химии"...

духовно-нравственное воспитание на уроках химии

-- на примере биографий великих химиков можно показать глубочайшую любовь к Родине,  беззаветное служение ей на поприще науки. Свой гражданский долг они видели в упорной борьбе за развитие науки ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО....