Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.
статья

Головкина Светлана Александровна

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_himii.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

в условиях введения ФГОС ООО.

Головкина Светлана Александровна,

учитель химии и биологии

МБОУ  СОШ №19

 «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»

Д.И. Менделеев

                 Слайд 1. Почему соль соленая? Почему трава зеленая? Почему вода пузырится? Химия на все найдет ответ.

              Школа - любопытнейшая лаборатория. Образование - категория нравственная. Всегда есть выбор: закрыть глаза или честно взглянуть на действительность, уйти в сторону или шагнуть навстречу. Может это место для главного вопроса: «Что важнее для моих учеников: постичь химию как науку или, постигая химию, обогащать и постигать себя, найти своё место в этом мире?»

           Слайд 2. Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». 

          Слайд 3. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

           Слайд 4. Поэтому у меня, как у учителя- практика, сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями?

        Конечно, воспитательные цели педагоги и раньше не отбрасывали. Только может, не всегда считали приоритетными? 
      ФГОС
второго поколения расставил все по местам, определив личностные результаты обучения на первое место.
           
Слайд 5. Среди них – духовно-нравственное воспитание, базовые ценности которого задаются Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Воплощать стандарт нам придется средствами всех предметов. Вот и приходится задумываться, где и как на своих уроках я могу осуществлять духовно-нравственное воспитание. Понятно, у филологов, обществоведов, историков в самом содержании материала заложен нравственный потенциал. Но химия? Посмотрим вместе?

             Слайд 6. ФГОС основного общего образования, требование к личностным результатам, первый пункт:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

        На первый взгляд химии тут нет. Но это только на первый взгляд.

Концепция также определяет 10 базовых национальных ценностей, на основе которых формулируются и решаются воспитательные задачи урока и внеурочной деятельности.
             Слайд 7. Можно выделить следующие резервы повышения воспитательного потенциала любого урока и, в частности, урока химии:
I. Использование воспитательных возможностей организации урока.
II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
III. Использование воспитательных возможностей содержания образования. 

       Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

        Когда я училась в школе, меня удивляло изобилие русских ученых, оставивших яркий след в истории химии. 
Прикосновение к их жизненному пути не как к сухой биографии, а с позиции совершенного ими нравственного подвига, может оставить значимый след в душе ребенка, сформировать представление о нравственном идеале.
     Нравственные аспекты можно найти в биографии любого выдающегося исследователя. 

             Слайд 8. Возьмем самую известную фамилию – Менделеев. Что расскажут о нем школьники? 

      Скорее всего, только то, что он создал Периодическую систему. А вот сам Менделеев считал равными для себя три службы Родине: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Он великолепно ориентировался в вопросах экономического развития, настолько, что ему доверили основной доклад на торгово-промышленном съезде. Он издал труд «Основы фабрично-заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции. Знакомясь с его биографией, не перестаешь удивляться разносторонности этого человека.

      Далее находим (т. Е. в сотрудничестве) с ребятами еще интересный факт из биографии ученого. Человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался. Кстати, как и Муассан. И возникает нравственный вопрос: Зачем тратить усилия и драгоценные секунды жизни для испытания минутной славы? Или чтобы умереть, не получив признания…

                  Слайд 9. Николай Дмитриевич Зелинский - не только создатель противогаза в 1915 г. Кстати, он отказался патентовать свое изобретение, считал, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях. Но и в теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти акцентирую внимание учащихся на роли академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам по каталитическим превращениям циклических углеводородов нефти был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. За работы по химии нефти академику Н.Д. Зелинскому в 1946г. была присуждена Государственная премия.
        И таких примеров можно приводить очень много. Как использовать этот материал? Можно рассказать учителю, можно дать сообщение учащимся, можно дать текст и организовать работу на уроке. Учитель сам найдет те методические приемы, которые, по его мнению, окажутся наиболее эффективными. Главное здесь – содержание, которое внесет свой вклад в развитие личности ребенка.
             
Слайд 10. Для учеников 8 -9 класса предлагаю задания по составлению уравнений химических реакций  по химическим сказкам. Например,

«Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.
– Давай поможем им, – сказала Кислота и задумалась. – А как?
– Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. – Объединим мою ОН-группу и твой водород.
– С удовольствием, – согласилась Кислота.
Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь.

              Щелчок. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».

Можно и самим ученикам попробовать себя в роли сказочников. При этом волей-неволей, по аналогии с русскими народными сказками, ученики сталкиваются с проблемой «добра и зла». Используя химические понятия и знания, сказка завершается не только решением химической проблемы, но и нравственной. Такие сказки уместны в темах «Серная кислота», «Щелочи», «Реакции замещения».

            Слайд 11. При изучении раздела «Спирты» в 9 классе рассматриваем

физиологическое действие этанола не только теоретически, но и лабораторно.

       Всем известно физиологическое действие этанола на организм человека.                                                                                           Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах. Ученые установили, что спирт, нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

            При этом проводим химический эксперимент: добавляем спирт к белку куриного яйца и наблюдаем реакцию денатурации белка, т.е. его разрушения. Отмечаем изменения в обеих пробирках. Ребята находят объяснение происходящим изменениям. Они с помощью яркого зрительного образа представляют  биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола,  осознавая, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие.

               Слайд 12. При изучении темы «Химические вещества в строительстве» отправляемся в виртуальную экскурсию по памятникам культуры.

Мы посещаем белокаменный храмам Владимиро-Суздальской Руси. 
Это шедевры 12-13 веков. Самые известные из них – храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. 
Белый камень, из которого построены храмы, – это известняк, следовательно, путешествовать будем в теме «Карбонаты», 9 класс. 
            Свойства карбонатов мы исследуем на опытах, убеждаемся, что они легко растворяются в кислотах, переходят в растворимые соединения при взаимодействии с углекислым газом. 
И выявляются проблемы:

  • как будут влиять на наши храмы кислотные дожди?
  • почему вообще дождь становится кислотным?
  • талая или дождевая вода принесет больше вреда?
  • можно ли защитить жемчужины белокаменного зодчества от разрушения?
  • может ли школьник влиять на этот процесс?

              Конечно, мы находим с детьми ответы, здесь коснусь только последнего вопроса. Химические реакции выстраивают цепочку от взрыва петарды до разрушения памятников. И это неприятное открытие тоже оставляет след в душе ребенка.

             Слайд 13. Есть у меня ещё много примеров  духовно-нравственного воспитания на уроках химии. Но весь материал вместить в сегодняшнее выступление невозможно.

              Хочу добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы постараемся объяснить своим ученикам - будущим жителям XXII века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого. Научим ценить и уважать историю своей Родины.

          Есть выражение: «Капля камень точит». Надеюсь, что такой каплей среди разнообразнейших форм духовно-нравственного воспитания учащихся в школе являются и уроки химии.

         Завершить выступление хотелось бы словами В.Г.Белинского: «Воспитание –великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего…».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС ООО

Позиции, которые определяют профессиональную компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС ООО...

Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и с...

Игровые технологии в обучении химии в условиях введения фгос

Современный мир тесно связан с развитием химии. Химия все активнее проникает в нашу  повседневную жизнь. Однако по многолетним наблюдениям можно сделать вывод, что у многих учащихся в школе снижа...