ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"
презентация к уроку по химии (10 класс)

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями:

•научно объяснять явления,
•оценивать и планировать научные исследования,
•научно интерпретировать данные и доказательства

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергеева А.М.– учитель химии МБОУ «СОШ №11» ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 2

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA) Естественнонаучная грамотность

Слайд 3

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями : научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства Естественнонаучная грамотность

Слайд 4

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) 2018 год

Слайд 5

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) 2018 год

Слайд 6

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) 2018 год

Слайд 7

Какие задания используются для определения уровня грамотности? Инструментарий PISA : не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации , связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу , а относится к одному из следующих контекстов : Здоровье; Природные ресурсы; Окружащая среда; Опасности и риски; Новые знания в области науки и технологии От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте Задания имеют межпредметную основу. Приоритеты в заданиях: с точки зрения содержания – экологические вопросы ; с точки зрения компетенций – методы научного исследования

Слайд 8

Каким должен быть методический инструментарий, формирующий естественнонаучную грамотность ? Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др. Типы вопросов: Задания на объяснение явлений и фактов: « Что будет, если …?», «Попробуй объяснить», «Объясни» Задания на применение методов познания: «Как узнать?» Задания на формирование умений делать выводы на основе данных: «Сделай вывод»

Слайд 9

Какими должны быть учебные задания, формирующие естественнонаучную грамотность? Характеристика заданий : Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем ( «несплошные» тексты ); Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения); В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться , чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы; Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные»; Задания должны быть комплексными и структурированными , состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов

Слайд 10

Прочитайте текст и выполните задания 1-12. Комплексное задание «Антибиотики» (12 заданий). Прочитайте Листок 1 и выполните задания 1-3. Почему лекарства больше не действуют? Открытие британского учёного Александра Флеминга , сделанное в 1929 году, что пенициллин из зелёной плесени убивает микробы, положило начало созданию большой группы антимикробных препаратов под общим названием «антибиотики». Применение антибиотиков позволило в разы сократить смертность от таких заболеваний, как чума, холера, туберкулёз и др. Создав эти лекарства, человечество получило мощное оружие в борьбе с заболеваниями, вызванными бактериями и грибковыми инфекциями, но... постепенно обнаружило, что оружие действует всё слабее, а враг становится всё сильнее. Оказалось, что бактерии тоже защищаются от нас: они «знакомятся» с нашими средствами уничтожения, видоизменяются и начинают проявлять устойчивость (резистентность) к тем препаратам, которыми мы хотим с ними расправиться. Уже многие антибиотики, которые были созданы полвека назад и в первое время хорошо работали, теперь на бактерии не действуют. Микроорганизмы же при этом непрерывно размножаются и передают свои гены «потомкам», а кроме того, обмениваются ими с «соседями»! А ведь антибиотики дают не только людям, но и животным, которых разводит человек: коровам, курицам, рыбам. Для лечения и просто так - «чтобы не заболели».Появились супербактерии, которые устойчивы абсолютно ко всем существующим антибиотикам. В США бактерии, устойчивые к тем или иным антибиотикам, поражают около 2 млн человек в год, из них 23 тысячи не удаётся спасти. Учёные с трудом разрабатывают новые лекарства, более сильные, дорогостоящие, а бактерии, изменившись в который раз, очень быстро перестают реагировать и на них. Это неудивительно: человечество существует миллионы лет, бактерии - миллиарды. Всё это время они приспосабливались к окружающим обстоятельствам, изменялись и выживали. Но люди, создав антибактериальные препараты, ускорили процесс приспособления. Между людьми и бактериями возникла гонка: кто кого? Объявив войну бактериям, мы многих из них сделали сильнее, теперь они для нас такая серьёзная угроза, что её сравнивают с угрозой терроризма.

Слайд 11

Задания 1-3. 1.Какое определение наиболее точно объясняет, что такое супербактерии? Отметьте ОДИН верный ответ. □ бактерии, вызывающие смертельно опасные заболевания □ бактерии, с которыми можно бороться только мощными антибиотиками □ бактерии, которые сильнее всех других бактерий □ бактерии, на которые не действуют антибиотики □ бактерии, которые не погибают 2.С какой целью авторы листка 1 добавили к тексту диаграмму «Зарегистрированные антибиотики»? Отметьте ОДИН верный ответ. Чтобы показать, что... □ новые антибиотики становятся всё мощнее □ новые антибиотики становятся всё более дорогими □ новых антибиотиков создают всё меньше □ новые антибиотики хуже предыдущих 3.Ещё в Древнем Египте плесневелый хлеб прикладывали к ранам и порезам. Могло ли, с вашей точки зрения, это оказывать лечебное действие? Отметьте «Да» или «Нет». □ Да □ Нет Объясните свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________

Слайд 12

Результаты ответов 1.Какое определение наиболее точно объясняет, что такое супербактерии? Отметьте ОДИН верный ответ. 77% 2.С какой целью авторы листка 1 добавили к тексту диаграмму «Зарегистрированные антибиотики»? Отметьте ОДИН верный ответ. Чтобы показать, что... 63% 3.Ещё в Древнем Египте плесневелый хлеб прикладывали к ранам и порезам. Могло ли, с вашей точки зрения, это оказывать лечебное действие? Отметьте «Да» или «Нет». 70% Объясните свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________ Задание 1. Характеристики задания Содержательная область оценки : Чтение для общественных целей, Здоровье Компетентностная область оценки : находить и извлекать информацию Контекст : общественный Тип текста : несплошной (информационная статья с диаграммой) Уровень сложности задания : низкий Формат ответа : задание с выбором одного верного ответа Объект оценки: умение находить и извлекать одну единицу информации Система оценивания 1 балл -выбран ответ 4 (бактерии, на которые не действуют антибиотики), другие ответы не выбраны. 0 баллов- в других случаях

Слайд 13

Прочитайте Листок 2 и выполните задания 4-7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела опрос, в котором приняли участие около 10 тыс. взрослых человек из 12 стран мира, в том числе из России. Результаты опроса показали полное непонимание серьёзности проблемы устойчивости к антибиотикам. В МИРЕ В РОССИИ Только 56% опрошенных россиян, принимавших в последние полгода антибиотики, сообщили, что их последний курс антибиотиков был прописан врачом, - это самый низкий показатель среди всех 12 стран. 67% ошибочно полагают, что антибиотиками можно лечить простуду и грипп, хотя антибактериальные препараты не действуют на вирусы. 26% считают, что с улучшением самочувствия следует прекратить приём антибиотиков, а не пропивать весь предписанный курс.

Слайд 14

Прочитайте Листок 2 и выполните задания 4-7. Правила приёма антибиотиков Ситуация в России Лучше Хуже Принимать антибиотики только по назначению врача □ □ Допивать начатый курс антибиотиков до конца □ □ Не пытаться лечить антибиотиками вирусные заболевания □ □ 4.Каким словом из листка 1 или листка 2 можно заменить слово «резистентность» на диаграмме «В мире», чтобы она была более понятной? Запишите свой ответ. 58% 5.Сколько процентов опрошенных людей из всех 12 стран , судя по данным опроса, не знают, какие болезни нельзя вылечить антибиотиками? Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. 42% 6.В чём ситуация с приемом антибиотиков в России, судя по данным опроса Всемирной организации здравоохранения, лучше, чем в среднем в мире, а в чем - хуже? Отметьте « Лучше » или « Хуже » для каждого правила. Рядом с каждым правилом поставьте знак «^». 7.Выпишите из Листка 2 один фрагмент, который говорит о том, что проблема резистентности к антибиотикам может быть связана именно с неправильными действиями врачей. 63% 56%

Слайд 15

Результаты выполнения комплексного задания «Антибиотики» высокий 13-15 б 10 23% средний 8-12 б 23 53% низкий 3-7 б. 10 23% 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Итого 77% 63% 70% 58% 42% 56% 63% 65% 30% 98% 26% 40% 9,6 63% 30% 44%

Слайд 16

Какие основные проблемы-пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? У российских учащихся слабо сформированы умения: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки . Всему этому можно и нужно учить!

Слайд 17

Пути решения проблем Усиление естественнонаучной составляющей в курсе «Окружающий мир» в начальной школе. Увеличение часов учебного плана на естественнонаучные дисциплины (биология, химия, физика). Изменение в УМК естественнонаучных предметов и методики преподавания. Новые учебные задания. Новые модели взаимодействия учителя и ученика.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!! Сергеева Анна Михайловна koroleva979@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе над повышением уровня естественнонаучной грамотности

Для успешной работы на уроках естественно-научного цикла рекомендовано применение определённых методов обучения: проблемного, индивидуально-группового, научно-исследовательского. Используя данные мето...

Методические рекомендации по работе над повышением уровня естественнонаучной грамотности

Для успешной работы на уроках естественно-научного цикла рекомендовано применение определённых методов обучения: проблемного, индивидуально-группового, научно-исследовательского. Используя данные мето...

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня

Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...

Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей

Текст- задания  для оценки естественнонаучной грамотности детей...

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...