Дифференцированное обучение как способ эффективного оценивания.
статья по химии (11 класс)

Светлана Васильевна Степанова

Дифференциация по общим способностям происходит на основании общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности, кроме того , это отличный способ выявления одаренных и талантливых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannoe_obuchenie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

            Дифференцированное обучение как способ эффективного оценивания.

Современные школьники очень часто по разному оценивают свою работу, это зависит от самооценки каждого школьника и поэтому я часто на уроках дифференцирую задания, а дети сами могут выбрать необходимый уровень работы на уроке.

Дифференциация по общим способностям происходит на основании общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счет соответствующих технологий обучения.

Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле. Не заменимы такие приемы и при подготовке ребят к экзаменам.

Начиная обучение, последовательно отрабатываем со школьниками навыки усвоения материала, то есть:

  • навыки работы с рисунками текста;
  • навыки работы с терминами;
  • навыки работы с вопросами текста;
  • навыки выполнения и оформления таблиц, схем;
  • навыки выполнения лабораторно- практических работ, самонаблюдений и исследований;
  • навыки выполнения задач и экспериментов;
  • навыки составления тезисов по докладам;
  • навыки ведения рабочих тетрадей;
  • навыки работы с видеоматериалом;
  • навыки работы в коллективе;
  • навыки работы с тестами;

Естественно для решения этих задач необходимо подходить с точки зрения и внешней и внутренней дифференциации.

При изложении нового материала выделяю следующие уровни:

Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в тоже время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базисный стандарт.

Второй уровень: Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять материал, делает общую картину более цельной.

Третий уровень: Развивающие сведения. Существенно углубляют материал, дают его логическое обоснование, открывают перспективу творчества. Данный уровень позволяет проявить себя в самостоятельной работе.

Например: на уроке излагаю материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая акцент на стандартном минимуме. Затем идет закрепление. Самостоятельная фронтальная работа с частичным выбором уровня знаний. На этом этапе отслеживается дифференциация учащихся на уровне усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме “диалога”, привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися, т.е. работа консультантов в парах (добиваясь усвоения первого уровня).

Третий уровень преподавания предполагает дополнения к объяснению обобщающие повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимися (карточки- задания, кроссворды, ребусы, загадки).

При обобщении и повторении материала широко применяю методику выбора учащимися разноуровневых заданий. При внедрении уровневых заданий учитываю:

- реальность, посильность и доступность заданий для учащихся.

- уровень обучения определяется глубиной содержания образования.

                       Например Тема Окислительно-восстановительные реакции.

1 уровень

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в уравнении реакции

Hg+HNO3(конц) = Hg(NO3) 2+NO2+H2O.

2 уровень

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в уравнении реакции  взаимодействия ртути с концентрированной азотной кислотой.

3 уровень

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-⁠восстановительная реакция протекает с выделением газа бурого цвета. Выпадение осадка в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-⁠восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: концентрированная азотная кислота, хлорид натрия, карбонат натрия, ртуть, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную рабо...

Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока биологии.

В статье рассматриваются аспекты дифференцированного обучения, его виды и использование его на различных этапах урока....

Презентация "Эффективные методы,приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС"

Доклад на тему "Эффективные методы, приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС" был подготовлен для городского семинара п...

Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения

Мультимедийная методическая разработка по теме "Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения" раскрывает понятие технологии сотрудничества, основные вариа...