Химический вечер "Занимательные опыты"
методическая разработка (8 класс)

Мероприятие проводится в рамках декадника естественногеографической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_vecher_zanimatelnye_opyty.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СШ № 2» г.Николаевска

Химический вечер

«Занимательные опыты»

Выполнила учитель химии Рачитских С.П.

г.Николаевск, 2017

Внеклассное мероприятие по химии

«Занимательные опыты»

Цели:

  1.  Подчеркнуть значение химии в жизни человека,
  2.  Продолжение знакомства учащихся с химией,
  3.  Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,
  4.  Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов

Место проведения мероприятия: кабинет химии.

Оборудование: штатив с пробирками, коническая колба, химические стаканы, спички, стеклянные палочки, лабораторный штатив, скальпель, вата, фарфоровая чашка, лучина.

Реактивы:

Карбонат натрия, раствор NH3 10%-ный, соляная кислота (конц.), серная кислота(конц.), сахарная пудра, порошок магния, хлорид кальция 10%-ный раствор, хлорид бария 10%-ный раствор, сульфат магния 10%-ный раствор, гексацианоферрат калия 5%-ный раствор, хлорид железа 10%-ный раствор, нитрат калия (насыщ. р-р.), дихромат калия, гидроксид натрия 20%-ный раствор, серная кислота 10%-ный раствор, тиоцианат калия, фторид лития.

Подготовка к мероприятию: до начала мероприятия были распределены роли между учащимися, все опыты были заранее проделаны.

Литература:

  1. Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
  2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2006.
  3.  М. Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово:

«Дамы и господа, ученики 8, 9  классов. Добро пожаловать на вечер химии, который проведу для вас  я и  уч-ся 9, 10, 11 классов.

   Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны это наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы.

    Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования…  И старая наука молодеет…

И так, объявляю вечер, посвященный химии открытым!!!

    Сейчас мы проведем и покажем ряд демонстрационных опытов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…»

  1. Подготовка:

   Один из опытов проведем в два этапа, один из которых, подготовительный, будет сейчас и для него нужны помощники, а другая часть будет немного позже… (говорит  С. П.)

   Одному добровольцу из 8 дали лист бумаги и стакан с насыщенным раствором  KNO3 , и попросили что-нибудь написать, то же самое сделали с добровольцем из 9  класса, но раствором желтой кровяной соли. После чего листочки повесили сушиться на штативы, так что бы они были на глазах у учеников.

  1. Опыты:
  1. Облако из колбы:

Наверняка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако (говорит и демонстрирует уч-ся)

Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.

  1. Три чуда: молоко, творог и газировка

Химия, удивительная наука, она может превращать воду в молоко, творог или газировку. Сейчас я это вам продемонстрирую (говорит и демонстрирует уч-ся)

Описание опыта: В один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаС12, а в другой — столько же карбоната натрия Na2C03 и наливают в каждый стакан воды примерно на 1/4 их объема. Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становится белой, как молоко. Этот опыт надо демонстрировать быстро, так как карбонат кальция СаСО3 выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток соляной кислоты, то «молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду».

Если к разбавленному водному раствору хлорида бария ВаС12 добавить раствор сульфата калия MgS04, образуется белый осадок сульфата бария BaS04, похожий на творог.

  1. Апельсин, лимон, яблоко

Обладая некоторыми специальными химическими знаниями можно перейти из одного сока в другой (говорит и демонстрирует С. П.)

Описание опыта: Сначала показываем зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавив щелочь, превращаем «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делаем, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляем немного серной кислоты, затем добавляем немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет: окислительно-восстановительную реакцию повернуть вспять не удастся.

  1. Хирургия

Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны. (Говорит и демонстрирует С. П.).

Описание опыта: Заранее готовили растворы хлорида железа(Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца,  смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель, раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого  «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.

  1. «Огненная надпись» (демонстрирует уч-ся) и «секретные чернила» (демонстрирует С. П.)

А теперь подошло время для выполнения опытом, для которых делали заготовки в начале вечера (говорит С. П.).

Описание опытов:

  • С. П. снимает листочек со штатива и демонстрирует его, на нем ничего нет, затем протирает его ваткой, смоченной в растворе хлорида железа (Ш), на желтом фоне появляется синяя надпись.
  • Уч-ся демонстрирует второй чистый листок, висящий на штативе, и не снимает его, а подносит к нему тлеющую лучину. Листок не загорается, а лишь обугливается высохшая надпись.
  1. Костер без спичек

В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать (говорит и демонстрирует уч-ся)

Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

  1. Эскимо:

Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом  они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо. (говорит и демонстрирует С. П.)

Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.

  1. Вулкан Бёттгера:

По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики, самый известный из которых проделал немецкий химик Рудольф Бёттгер. Он получил оранжево-красное вещество и решил испытать его на способность воспламеняться от горячей лучины. Давайте посмотрим, что же произошло (говорит и демонстрирует ученик.)

Описание опыта: Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

  1. Закрытие:

Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную и иногда скучную науку (говорит С. П.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные химические опыты" (внеклассное мероприятие)

Предлагаемые занимательные опыты можно проводить на школьных химических вечерах в форме викторин. Для объясне­ния  сущности опытов привлекаем обучающих­ся, присутствующих на   веч...

Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.

В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компе...

Химический вечер "Занимательные опыты"

Химические опыты чтобы заинтерисовать к новому курсу...

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

Химические опыты

Данное пособие повышает интерес к предмету, развивает познавательную, мыслительную, исследовательскую деятельность. Учащиеся анализируют, сравнивают, изучают и обобщают материал, получают новую и...

Выступление по теме «Занимательные химические опыты»

Выступление по теме «Занимательные химические опыты»...