Урок химии в 8 классе по теме "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Кузнецова Ольга Анатольевна

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Основания" по учебнику О.С.Габриеляна,И.Г.Осроумова,С.А.Сладкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_8_klass_osnovaniya.docx37.16 КБ
Файл osnovaniya.pptx109.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе тема «Основания»

  1. Ф.И.О. учителя – Кузнецова О.А.
  2. ОУ-  МБОУ «Лицей г. Отрадное»
  3. Предмет- Химия
  4. Класс – 8

Тема урока – Основания

Цели:

  • сформировать у обучающихся начальные представления о новом классе неорганических веществ «основания»
  • Научить составлять химические формулы оснований по валентности металла
  • Познакомить с номенклатурой оснований
  • Познакомить с классификацией оснований и представителями этого класса веществ
  • Научить обнаруживать с помощью индикаторов растворы оснований

 Задачи:

Образовательные: 

Создать условия для формирования понятия «основание», самостоятельного определения учащимися оснований среди других веществ, составления  химических формул оснований и их названий, обнаружение оснований с помощью индикаторов, определять щелочи и нерастворимые основания по таблице растворимости.

Развивающие: 

Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, навыков самостоятельной работы, самостоятельной оценки правильности выполнения заданий, навыков проведения химического эксперимента и обращения с лабораторным оборудованием. Развивать личностные качества сосредоточенность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.

Воспитательные: Способствовать формированию умения высказывать и  аргументировать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение других членов коллектива ,организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.

 

  Планируемые результаты урока:

Предметные:

знать определение понятия «основание», уметь составлять формулы оснований по валентности металла и называть их по международной номенклатуре, уметь по формуле находить основания среди веществ других классов, практически распознавать растворимые основания с помощью индикаторов.

Метапредметные:

уметь получать информацию из разных источников, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

Личностные:

 формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.

УУД: 

Личностные – смыслообразование  (каков смысл изучения данной темы);

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: основание,  щелочи, нерастворимые основания

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор), таблицы, компьютерная презентация,технологическая  карточка с заданиями для учащихся, оборудование для лабораторного опыта «Обнаружение растворов оснований индикаторами», учебник  (Габриелян О.С. ,Остроумов, Гладков, М-Просвещение 2020)  

План изучения нового материала: 

  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов урока).

Этап 1. Мотивация учебной деятельности

      Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового класса неорганических веществ – основания.

Вы уже знаете классы оксидов, кислот, солей. Какой еще класс сложных неорганических веществ существует, как составить формулу  и назвать, как их распознавать – это вам предстоит узнать на данном уроке.

Этап 2. Актуализация  знаний

Учитель   проводит экспресс-опрос с целью  повторения ранее изученных классов веществ.

 - Какие вещества называются оксидами?

 - Какие вещества называются кислотами?

 - Какие вещества называются?

 Выполните в тетрадях задание №1 из карточки на вашем столе.  Из списка выпишите отдельно оксиды, кислоты, соли и незнакомые вам вещества.(слайд2)   CaO,  H2SO4 ,  NaCl,  HNO3,  SO3,  NaOH,   K2CO3,  Cu(OH)2,  HCl,  P2O5,  KOH,  Li2SO4,  Fe(OH)3 

Проверяем  (Слайд3)  Оксиды, кислоты, соли.

Ученики видят незнакомые им вещества ( Слайд 4)

NaOH, KOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3 

Учитель предлагает решить эту проблемную ситуацию ученикам. Объявляет тему урока и ставит задачи на урок

Этап 3 . Постановка целей и задач урока.     (слайд 5)

Учитель : Записываем тему урока  «Основания»

Задачи урока 1) Узнать что такое основания?

                        2)Как дать название основанию?

                        3) Как составить формулу основания по его названию?

                        4) Как классифицируют основания?

                        5) Как обнаружить основания среди других веществ?

Этап 4.  Изучение нового материала. 

 На доске формулы незнакомых веществ

 

NaOH                    KOH                          Cu(OH)2                        Fe(OH)3

Вопросы к классу:

1)Что общего вы видите в формулах веществ перед вами? Найдите два общих признака.

2) Чем отличаются формулы веществ?

3) Как вы думаете, почему число гидроксогрупп  разное?

Слайд6.  Ученики формулируют определение оснований и используя слайд презентации записывают в тетрадь.

Основания – это сложные вещества, состоящие из химического элемента металла и связанных с ним гидроксогрупп, число которых зависит от валентности металла.

                                                  n

                                                 Me(OH)n          n- валентность металла

А теперь научимся давать названия основаниям.

К слову «гидроксид» добавляем название химического элемента металла и римской цифрой в скобках указываем валентность металла, если она переменная.  Слайд 7.

          NaOH  -     гидроксид натрия

          Сa(OH)2 – гидроксид кальция

          Cu(OH)2 – гидроксид меди(II)

          Fe(OH)3 -   гидроксид железа(III)

Алгоритм  составления формулы основания по его названию (Слайд8)

      В качестве примера возьмём гидроксид алюминия

  1. На 1 место пишем химический знак атома металла   Al
  2. НА 2 место пишем гидроксогруппу     Al OH
  3. Гидроксильную группу берут в скобки, а за скобками пишем индекс, равный валентности металла  Al(OH)3 

Выполняем задание №2 из карточки на столе учащихся.

Слайд 9. Упражнение в составлении формул.  (самопроверка)

              Гидроксид лития   LiOH

              Гидроксид бериллия Be(OH)2

              Гидроксид свинца (II)  Pb(OH)2 

              Гидроксид железа (III) Fe(OH)3 

Все ли основания одинаковы по физическим свойствам? Оказалось, что различаются по растворимости в воде.  (Слайд 10)

Растворимые в воде основания называют щелочами.

LiOH,  NaOH , KOH , RbOH , CsOH , FrOH

Ca(OH)2 , Sr(OH)2 , Ba(OH)2 

Гидроксиды других металлов будут нерастворимыми основаниями.

Учимся пользоваться таблицей растворимости.

Растворы щелочей бесцветные. Чтобы обнаружить раствор основания среди других веществ, научимся определять их с помощью индикаторов.

Лабораторный опыт.

В три пробирки наливаете раствор гидроксида натрия по 1-2 мл и в каждую добавляете по 2-3 капли индикаторов :лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина. Результаты опыта оформляем в таблице. (Слайд11)

Этап 5 Закрепление пройденного и контроль усвоения знаний (работа в тетради):         

Ребята, чтобы вы проверили, чему научились на данном уроке, мы проведем небольшую работу.

Ученики выполняют проверочную работу (задания3,4,5 из карточки на столе)

Задание3 . Выберите из списка веществ основания и назовите их

MgCl2 , Al2(SO4)3, Zn(OH)2 , Fe2O3 , HNO3 , Na2O , Mg(OH)2 , CsOH , K2CO3, CuBr2 , Sr(OH)2

Задание 4. Составьте формулы по названиям : гидроксид калия, гидроксид хрома (III), гидроксид бария, гидроксид марганца (II), гидроксид лития.

Задание5. Вычислите, какое количество вещества составляют 370 г гидроксида кальция.

Ученики обмениваются тетрадями после выполнения заданий и делают взаимопроверку, выставляя баллы  №3  - 4б, №4 – 5б,  №5 -3б Всего 12б

6-8баллов  -«3»,    9-10  -«4»,  11-12  -«5»   Слайды 12, 13,14 для проверки

Этап 6. Рефлексия                                                                                                                                            Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Ответьте на вопросы

1. На уроке я узнал ….

2. На уроке я научился

3. Сегодня мне удалось

4.При подготовке домашнего задания мне надо обратить внимание на ….

Этап 7. Домашнее задание

1.Выучить определение  оснований

2. §21 прочитать, материал презентации  выучить

3. Выполните задания №1,3,4,5 письменно в тетради


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основания Урок химии 8 класс Учитель химии МБОУ «Лицей г. Отрадное» Кузнецова Ольга Анатольевна

Слайд 2

Задание №1 Выпишите отдельно оксиды, кислоты, соли и незнакомые вещества из данных веществ: CaO , H 2 SO 4 , NaCl , HNO 3 , SO 3 , NaOH , K 2 CO 3 Cu(OH) 2 , HCl , P 2 O 5 , KOH, Li 2 SO 4 , Fe(OH) 3

Слайд 3

Проверка ОКСИДЫ : CaO , SO 3 , P 2 O 5 КИСЛОТЫ: H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl C ОЛИ : NaCl , K 2 CO 3 , Li 2 SO 4 НЕЗНАКОМЫЕ ВЕЩЕСТВА : NaOH , KOH , Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3

Слайд 4

Класс веществ - основания NaOH KOH Cu(OH) 2 Fe(OH) 3 Новый класс сложных веществ

Слайд 5

Тема урока: «Основания» Задачи урока: 1. Что такое основания ? 2. Как дать название веществу? 3. Как составить формулу? 4.Как классифицировать основания? 5. Как обнаружить среди других веществ?

Слайд 6

Основания – это сложные вещества, состоящие из химического элемента металла и одной или нескольких гидроксогрупп (зависит от валентности металла ) I валентность II -валентность III- валентность Na OH Cu (OH) 2 Fe (OH) 3 Атом атом атом Металла металла металла OH- гидроксильная группа атомов ( гидроксогруппа )

Слайд 7

Номенклатура оснований Na OH – гидроксид натрия С a(OH) 2 – гидроксид кальция Cu(OH) 2 - гидроксид меди ( II) Fe(OH) 3 - гидроксид железа (III) Переменную валентность металла нужно указывать в названии римской цифрой, постоянную не указывать

Слайд 8

Алгоритм составления формулы основания по названию 1. На первое место пишем химический знак атома металла 2. На второе место пишем гидроксогруппу 3. Гидроксогруппа берется в скобки, а за скобками пишем индекс согласно валентности металла Al(OH) 3

Слайд 9

Упражнения по составлению формул Проверим задание №2 LiOH Be(OH) 2 Pb (OH) 2 Fe(OH) 3

Слайд 10

Классификация оснований Основания Растворимые Нерастворимые в воде (щелочи) Определяем по таблице растворимости

Слайд 11

Обнаружение растворов оснований индикаторами Индикатор Окраска в нейтральной среде Окраска в щелочной среде Лакмус Метилоранж Фенолфталеин бесцветный

Слайд 12

Проверим, что узнали на уроке Ответы на задание №3 Zn(OH) 2 – гидроксид цинка Mg(OH) 2 – гидроксид магния Cs OH - гидроксид цезия Sr (OH) 2 – гидроксид стронция Каждое вещество -1балл, всего 4балла

Слайд 13

Проверим, что узнали на уроке Ответы на задание № 4 гидроксид калия KOH гидроксид хрома ( III) Cr(OH) 3 гидроксид бария Ba(OH) 2 гидроксид марганца ( II) Mn (OH) 2 гидроксид лития LiOH Каждое вещество – 1балл, всего 5баллов

Слайд 14

Проверим, что узнали на уроке Ответ на задание №5 n = m : M n( Ca (OH) 2 ) = 370 : 74 = 5 моль Формула вещества – 1балл Формула для нахождения количества вещества -1балл Вычисления -1балл (всего 3балла)

Слайд 15

Домашнее задание п. 21 прочитать, выучить определение оснований №1, 3,5 стр.93 выполнить письменно в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....