Программа по химии профессии/специальности СПО 38.02.01
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Васильева Ольга Анатольевна

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_himiya_38.02.01.docx81.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский индустриальный техникум»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол №____ «____»__________2023 г.

Руководитель МО

________ М.Ю. Гаранжа 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

_______ Н.В. Радченко

«____»__________2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ СИТ

________ Д.В. Чан 

«____»__________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

ОУП.07.У ХИМИЯ

базовый уровень

для специальности

среднего профессионального образования

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Объем программы: 72 часов

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, экзамен

Составитель: Васильева Ольга Анатольевна,

преподаватель ГБПОУ СИТ

г. Оха, 2023


Содержание:

1.

Общая характеристика учебной программы

1

1.1.

Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО.

1

1.2

Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1

1.2.1.

Цели и задачи дисциплины

1

1.2.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО на базе ФГОС СОО.

1

2.

Структура и содержание общеобразовательного учебного предмета

7

2.1.

Объем учебного предмета и виды учебной работы

7

2.2.

Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам

8

2.3.

Тематический план и содержание учебного предмета

8

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

16

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

16

3.2.

Информационное обеспечение реализации программы

17

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

17

5.

Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины

24

6.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

24

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО.

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цели и задачи дисциплины

Цель: достижение результатов изучения дисциплины «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.

Задачи дисциплины:

1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,

3) сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;

4) развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников;

5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;

6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.

  1. Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО на базе ФГОС СОО.

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие 

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; 

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

 а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; 

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем 

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;

- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;

- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;

- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;

- сформировать представления: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы; о месте и значении химии в системе естественных наук и ее роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (дополнительно к системе понятий базового уровня) - изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь (" " и "", кратные связи), молярная концентрация, структурная формула, изомерия (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия), типы химических реакций (гомо- и гетерогенные, обратимые и необратимые), растворы (истинные, дисперсные системы), кристаллогидраты, степень диссоциации, электролиз, крекинг, риформинг); теории и законы, закономерности, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, современные представления о строении вещества на атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях; представления о механизмах химических реакций, термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о химическом равновесии, дисперсных системах, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; общих научных принципах химического производства (на примере производства серной кислоты, аммиака, метанола, переработки нефти);

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин (массы, объема газов, количества вещества), характеризующих вещества с количественной стороны: расчеты по нахождению химической формулы вещества; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции; расчеты теплового эффекта реакций, объемных отношений газов;

- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других предметов для более осознанного понимания и объяснения сущности материального единства мира; использовать системные химические знания для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественнонаучную природу;

- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ, относящихся к изученным классам органических и неорганических соединений; использовать химическую символику для составления формул неорганических веществ, молекулярных и структурных (развернутых, сокращенных и скелетных) формул органических веществ; составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений; реакций гидролиза, реакций комплексообразования (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия); подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;

- уметь классифицировать неорганические и органические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов; характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки); применять знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки гипотез относительно закономерностей протекания химических реакций и прогнозирования возможностей их осуществления;

- уметь подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (" " и ""), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; а также от особенностей реализации различных механизмов протекания реакций;

- уметь характеризовать электронное строение атомов (в основном и возбужденном состоянии) и ионов химических элементов 1 - 4 периодов Периодической системы Д.И. Менделеева и их валентные возможности, используя понятия "s", "p", "d-электронные" орбитали, энергетические уровни; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по периодам и группам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);

- владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;

- уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;

- уметь осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- владеть системой знаний о методах научного познания явлений природы, используемых в естественных науках и умениями применять эти знания при экспериментальном исследовании веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место в природе практической деятельности человека и в повседневной жизни;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

-уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

- расширение опыта деятельности экологической направленности; 

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;

- уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией;

- уметь осознавать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;

ПК 3.4.3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

- отработка умений различных видов математического расчета через решение химических задач

- умение проводить расчеты по нахождению массы, объема, массовой доли, выхода продукта реакции

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1.  Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

в т. ч.

Основное содержание - ОС

70

в т. ч.:

теоретическое обучение

48

практические занятия (в т. ч. комбинированные занятия – КЗ, контрольные работы – КР, дифференцированный зачет)

22

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля - ПМ)

13

в т. ч.:

теоретическое обучение

9

практические занятия (практические работы – ПР)

4

Самостоятельная работа

2

Консультации

-

Промежуточная аттестация (в составе практических занятий: контрольная работа, экзамен)

4

2.2. Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам

№ п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1

Максимальная учебная нагрузка

25

47

72

2

Обязательная учебная нагрузка

24

46

70

В т.ч.: Занятий на уроках / из них ПМ

16/3

32/6

48/9

Практические работы / из них ПМ

8/2

14/2

22/4

Контрольные работы (в составе ПР)

2

2

4

Промежуточная аттестация: контрольная работа, экзамен (в составе ПР)

2 (контр.

раб.)

2

(экзамен)

4

3

Самостоятельная работа

1

1

2

4

Консультации

-

-

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

1 семестр

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

24

Тема 1.1. Основные классы неорганических веществ.

11

Классификация неорганических веществ. Оксиды, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Оксиды».

Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства основных и кислотных оксидов. Амфотерные оксиды. Области применения оксидов.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Гидроксиды, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение.

Тренировочные упражнения по теме «Гидроксиды, основания».

Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства гидроксидов. Щелочной характер среды. Щелочи и нерастворимые основания. Амфотерные гидроксиды. Области применения гидроксидов. Ржавление железа.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Кислоты, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение.

Тренировочные упражнения по теме «Кислоты».

Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства кислот. Кислый характер среды. Области применения кислот.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Соли, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Соли».

Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства солей. Различный характер среды растворов солей. Области применения солей.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

Взаимосвязь химических свойств и превращений между классами неорганических веществ.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Отработка упражнений и расчетных задач по свойствам классов неорганических веществ.

Химические свойства основных представителей классов неорганических веществ.

Прикладной модуль:

решение расчетных задач на вычисление количества вещества, массы, объема реагентов и продуктов в реакции

1

ОК 01

ОК 02

ПК 3.4.3

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Строение вещества.

5

Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Электронное строение атома. Отработка упражнений на электронное строение атомов химических элементов.

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-элементы. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Взаимосвязь строения атома и свойств химических элементов

Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов.

Положение металлов в ПСХЭ.

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ (щелочные, щелочно-земельные, амфотерные) на примере алюминия, магния.

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, олово, платина).

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Описание химического элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Описание физических и химических свойств химического элемента, областей применения неметаллов и металлов на основании строения их атома

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Решение задач на строение атома и характеристику элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Описание строения атома, физических и химических свойств химических элементов на основании строения.

2

ОК 01

ОК 02

Тема 1.3. Теория электролитической диссоциации

8

Сущность электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена.

Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Гидролиз солей. Испытание растворов солей индикатором

Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.

Прикладной модуль: 

решение задач на нахождение массовой доли вещества в растворе

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Сущность окислительно-восстановительных процессов. Сильные и слабые окислители и восстановители. Ступенчатость окислительно-восстановительных процессов. Метод электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Отработка упражнений на применение метода электронного баланса.

Применение метода электронного баланса на примерах различных ОВР реакций

Прикладной модуль:

Расчет степени окисления элементов в формулах неорганических соединений

1

ОК 01

ОК 02

ПК 3.4.3

Практическая работа «Решение практических задач по теории электролитической диссоциации».

Отработка знаний по теории электролитической диссоциации в ходе решения различных экспериментальных задач.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Общая и неорганическая химия по темам 1.1-1.3»

Контроль знаний и умений обучающихся по применению теоретических знаний по изученным темам 1.2-1.4 в решении практических и экспериментальных задач

Прикладной модуль:

решение расчетных задач на вычисление количества вещества, массы, объема реагентов и продуктов в реакции

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

2 семестр

Раздел 2. Органическая химия

46

Тема 2.1.

Предмет органической химии.

Теория строения органических соединений

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Теория строения органических соединений

А.М. Бутлерова. Строение атома углерода. Понятие об изомерии и ее видах.

Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.

Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- электроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей.

Классификация органических соединений. Функциональная группа.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 2.2. Предельные углеводороды

6

Понятие об углеводородах. Гомология и строение. Физические свойства алканов.

Предельные углеводороды (алканы). Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов.

Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Химические свойства алканов. Способы получения алканов. Крекинг алканов. Применение.

Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Способы получения алканов. Крекинг алканов. Галогенопроизводные алканов. Применение алканов и их производных

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Изомерия и гомология алканов и циклоалканов

Отработка упражнений на изомерию и гомологию алканов и циклоалканов

Прикладной модуль:

Решение задач на выход продукта реакции

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Тема 2.3. Непредельные и ароматические углеводороды

14

Гомологический ряд алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов. Химические свойства алкенов. Применение.

Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулыгомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия).

Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь. Применение. Полиэтилен.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия».

Отработка способов получения этилена, изучение его химических свойств экспериментально

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов. Особенности химических свойств. Применение.

Изомерия и номенклатура алкадиенов (диеновые углеводороды). Дивинил (бутадиена-1,3). Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов. Каучук и резина.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Применение.

Ацетилен (этин) и его гомологи. Физические свойства ацетилена. Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-гибридизация. Химические свойства алкинов. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Полимеризации алкинов.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Арены. Бензол. Химические свойства и применение бензола. Представители аренов.

Арены (ароматические углеводороды). Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей.

Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами. Применение

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь.

Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз. Экология добычи и переработки природных источников углеводородов.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов».

Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Обобщение. Углеводороды и их производные».

Проверка знаний и полученных навыков по темам раздела 2.1-2.3.

2

ОК 01

ОК 02

Тема 2.4. Кислородосодержащие органические вещества.

14

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах.

Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Получение и химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств.

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.

1

Практическая работа. «Глицерин как представитель многоатомных спиртов».

Проведение эксперимента: растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Применение многоатомных спиртов.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Фенол. Физические и химические свойства фенола Применение фенола на основе свойств.

Фенолы. Ароматические спиртыХимические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.

Применение фенола.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Альдегиды. Кетоны.

Альдегидная группа как функциональная. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура.

Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

Формальдегид и его свойства, области применения

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Карбоновые кислоты. Строение, классификация, получение, свойства и применение.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислотОдноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Изучение свойств уксусной кислоты».

Изучение свойств уксусной кислоты экспериментально

1

ОК 01

ОК 02

Сложные эфиры. Получение, химические свойства сложных эфиров. Применение сложных эфиров на основе свойств. 

Номенклатура сложных эфиров Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление). Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. 

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров, свойства и применение.

Жиры. Твердые жиры, жидкие жиры. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Синтетические моющие средства.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Углеводы. Строение, классификация, свойства. Значение

углеводов в природе и жизни человека.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза. Классификация волокон. Значение

углеводов в природе и жизни человека

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Кислородосодержащие органические соединения».

Проверка знаний и полученных умений по кислородосодержащим органическим соединениям

Прикладной модуль:

Решение задач на выход продукта реакции, на нахождение массовой доли вещества в растворе

2

ОК 01

ОК 02

ПК 3.4.3

Тема 2.5. Азотосодержащие органические вещества

10

Аминокислоты. Белки. Структуры белков. Химические свойства и биологическое значение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин.

Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца».

Изучение свойств белков молока, мясного бульона и куриного яйца в ходе эксперимента

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Пластмассы. Виды, представители и применение пластмасс.

Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен. Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина. Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон».

Изучение свойств и определение различных представителей пластмасс и волокон в ходе эксперимента

1

ОК 01

ОК 02

Решение упражнений и расчетных задач по курсу органической химии

Решение по курсу изучения разделов «Общая и неорганическая химия» и «Органическая химия»:

- номенклатуры изученных классов неорганических и органических веществ;

- уравнений химических реакций основных представителей изученных классов неорганических и органических веществ;

Прикладной модуль:

Решение расчетных задач на нахождение массовой доли вещества в растворе, количества вещества, массы, объема, массовой доли вещества, выхода продукта реакции

4

ОК 01

ОК 02

ПК 3.4.3

Экзамен (практическая работа)

Определения уровня усвоения знаний, умений и навыков, полученных в курсе изучения разделов «Общая и неорганическая химия» и «Органическая химия».

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии, химическая лаборатория.

Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица «ПСХЭ Д.И. Менделеева», цифровые образовательные ресурсы.

Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном.

Оборудование и реактивы: наборы неорганических и органических веществ для проведения практических работ в соответствии с программой, мензурки, пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала;универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Список литературы:

Для обучающихся:

  1. Учебник Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева Химия, для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, ИЦ «Академия», 2020;
  2. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – М.: ИЦ «Академия», 2019;
  3. Химия. Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – М.: ИЦ «Академия», 2019.

Для преподавателя:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2022г. №N796 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 №1579 (ред. от 01.09.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44801)
  4. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» базовый уровень для профессиональных образовательных организаций, утвержденная на заседании Совета по оценке качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 14 от 30 ноября 2022г.).

Интернет-ресурсы:

          - https://foxford.ru/wiki.

          - https://xumuk.ru/.

          - https://xumuk.ru/esa/.

         - http://www.virtulab.net/.

- https://phet.colorado.edu/sims/html/balancing-chemical-equations/latest/balancing-chemical-equations_en.html.

- http://him.1september.ru/.

- http://pedsovet.org/.

- http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755

         - http://www.alhimik.ru/.

         - http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry.

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.

Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.

Наименование разделов и тем

Результат обучения

Оценочные материалы

Формируемые компетенции

1

2

3

4

1 семестр

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Тема 1.1. Основные классы неорганических веществ.

Знают:

- понятие и номенклатуру классов неорганических веществ;

- связь между строением и свойствами классов неорганических веществ;

- химические свойства и способы получения классов неорганических веществ;

- области применения различных представителей классов неорганических веществ.

Умеют:

- классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением;

- называть представителей классов неорганических веществ в соответствии с международной номенклатурой;

- исследовать качественные реакции неорганических веществ, распознавать качественно основных представителей в ходе эксперимента;

- составлять цепочки уравнений химических реакций на генетическую связь между классами неорганических веществ;

- решать расчетные задачи на нахождение массы, объема, массовой доли, количества вещества.

Самостоятельная работа «Оксиды»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Классификация неорганических веществ. Оксиды, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Оксиды»

Гидроксиды, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение.

Тренировочные упражнения по теме «Гидроксиды, основания»

Самостоятельная работа «Гидроксиды»

Кислоты, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение.

Тренировочные упражнения по теме «Кислоты»

Самостоятельная работа «Кислоты»

Соли, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Соли»

Самостоятельная работа «Соли»

Практическая работа «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Отчет по практической работе «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Отработка упражнений и расчетных задач по свойствам классов неорганических веществ

Контрольная работа «Основные классы неорганических соединений»

Тема 1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Строение вещества.

Знают:

- формулировку ПЗ и суть закона для выявления свойств химических элементов,

- устройство ПСХЭ,

- состав и строение атомов химических элементов, роль химических знаний в жизни человека;

- взаимосвязь строения и свойств s-металлов и d-металлов и использование в технике на основании различных свойств;

-свойства черных и цветных металлов;

- состав и характеристики различных сплавов металлов;

-сущность процесса коррозии металлов и способы борьбы с ней;

- сущность последовательных процессов металлообработки (литье, обработка металлов давлением, механическая обработка, сварка металлов);

- природу и свойства углеродистых и конструкционных сталей.

Умеют:

- пользоваться табличными величинами для проведения расчетов по формулам и уравнениям;

- характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в ПСХЭ;

- составлять электронные формулы строения атомов химических элементов;

- устанавливать зависимость физико-химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Электронное строение атома. Отработка упражнений на электронное строение атомов химических элементов

Тестовое задание «Строение атомов элементов. Периодический закон»

Взаимосвязь строения атома и свойств химических элементов

Описание химического элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Практическая работа «Решение задач на строение атома и характеристику элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Тестовое задание «ПЗ и ПСХЭ, взаимосвязь строения атома и химических свойств элементов»

Тема 1.4. Теория электролитической диссоциации

Знают:

- понятия степени окисления, раствора, растворителя, истинного раствора, коллоидного раствора, суспензии, геля, эмульсии, электролита, неэлектролита, электролитической диссоциации, электролиза, ионного обмена, гидролиза, окисления, восстановления, окислителя, восстановителя, окислительно-восстановительных реакций;

- принцип взаимодействия солей с водой, электролиза растворов и расплавов веществ.

Умеют:

- составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности;

- различать истинные растворы, коллоидные растворы и грубодисперсные системы на основе химического эксперимента;

- составлять уравнения химических реакций ионного обмена с участием неорганических веществ;

- разбирать уравнения реакций методом окислительно-восстановительного баланса;

- решать расчетные задачи на нахождение массы, объема, массовой доли, количества вещества.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Сущность электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена.

Гидролиз солей. Испытание растворов солей индикатором

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена»

Отработка упражнений на применение метода электронного баланса.

Практическая работа «Решение практических задач по теории электролитической диссоциации».

Отчет по практической работе «Решение экспериментальных задач на реакции ионного обмена и гидролиз солей»

Практическая работа «Общая и неорганическая химия по темам 1.1-1.3»

Самостоятельная работа «ОВР»

Отчет по практической работе «Решение практических задач по теории электролитической диссоциации»

Контрольная работа «Решение задач и упражнений за курс Общей и неорганической химии»

2 семестр

Раздел 2. Органическая химия

Тема 2.1.

Предмет органической химии.

Теория строения органических соединений

Знают:

- положение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова

Умеют:

- классифицировать органические вещества в соответствии с их строением;

- устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул;

- обосновывать значение и применение органических веществ в бытовой и производственной деятельности человека их физико-химическими свойствами.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Теория строения органических соединений

А.М. Бутлерова. Строение атома углерода. Понятие об изомерии и ее видах.

Тема 2.2. Предельные углеводороды

Знают:

- состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов;

- правила безопасного обращения с горючими веществами.

Умеют:

- записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;

- называть вещества по систематической номенклатуре;

- характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;

- решать расчетные задачи на вызол продукта реакции.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Понятие об углеводородах. Гомология и строение. Физические свойства алканов.

Химические свойства алканов. Способы получения алканов. Крекинг алканов. Применение.

Тест «Предельные углеводороды»

Самостоятельная работа «Решение задач на выход продукта реакции»

Изомерия и гомология алканов и циклоалканов

Тема 2.3. Непредельные и ароматические углеводороды

Знают:

- состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов;

- состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины;

- токсическое влияние бензола на организм человека и животных;

- состав природного газа, нефти, угля;

- способы переработки энергетического сырья;

- области применения продуктов переработки энергетического сырья.

Умеют:

- записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;

- называть вещества по систематической номенклатуре;

- характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывать уравнения соответствующих реакций.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Гомологический ряд алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов. Химические свойства алкенов. Применение и способы получения алкенов.

Практическая работа «Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия»

Отчет по практической работе «Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия»

Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов. Особенности химических свойств. Применение

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Применение

Тест «Непредельные углеводороды»

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование)».

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти

Практическая работа «Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов»

Отчет по практической работе «Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов»

Практическая работа «Обобщение. Углеводороды и их производные»

Контрольная работа «Углеводороды и их производные»

Тема 2.4. Кислородосодержащие органические вещества.

Знают:

- понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе;

- строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;

- химический состав тормозной жидкости, свойства бутилового спирта и касторового масла с антикоррозионными присадками;

- химический состав антифризов (этиленгликоль, глицерин, вода);

- свойства спиртов, кетонов, эфиров в составе растворителей автомобильных эмалей;

- состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;

- физические и химические свойства фенола;

- состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие), понятие о карбонильной группе;

- физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения;

-состав карбоновых кислот, понятие о карбоксильной группе;

- нахождение в природе и области применения кислот;

- физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот;

- определение сложного эфира, строение, свойства, получение и применение;

- определение жиров, их классификацию, строение, свойства;

-процесс превращения жиров пищи в организме;

- о технологии замены пищевых жиров в технике непищевым сырьем;

- некоторые виды СМС, вопросы защиты от загрязнения СМС.

Умеют:

- составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;

- характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина;

- использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;

- составлять структурные формулы изомеров и называть альдегиды по систематической номенклатуре;

- характеризовать физические и химические свойства альдегидов;

- составлять структурные формулы изомеров и называть карбоновые кислоты по систематической номенклатуре;

- характеризовать физические и химические свойства кислот;

- составлять формулы, называть сложные эфиры;

-записывать уравнение гидролиза и этерификации;

- записывать структурные формулы, уравнения гидролиза жира и образование его;

- решать расчетные задачи на массу, объем, выход продукта реакции, количества вещества и массовую долю вещества в растворе.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах.

Тест «Спирты»

Получение и химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств.

Практическая работа «Глицерин как представитель многоатомных спиртов».

Отчет по практической работе «Глицерин как представитель многоатомных спиртов».

Фенол. Физические и химические свойства фенола Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Кетоны.

Карбоновые кислоты. Строение, классификация, получение, свойства и применение.

Тест «Альдегиды и карбоновые кислоты»

Практическая работа «Изучение свойств уксусной кислоты».

Отчет по практической работе «Изучение свойств уксусной кислоты».

Сложные эфиры. Получение, химические свойства сложных эфиров. Применение сложных эфиров на основе свойств. 

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров, свойства и применение.

Углеводы. Строение, классификация, свойства. Значение

углеводов в природе и жизни человека.

Практическая работа «Кислородосодержащие органические соединения».

Контрольная работа «Кислородосодержащие органические вещества»

Тема 2.5. Азотосодержащие органические вещества

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3

Аминокислоты. Белки. Структуры белков. Химические свойства и биологическое значение.

Знают:

- строение и свойства аминокислот;

- состав и строение белков.

- качественные реакции на белок;

- строение нуклеиновых кислот, их биологическую роль;

- важнейшие лекарственные препараты, которые используются без рецепта врача;

- определение высокомолекулярных соединений, их классификацию;

- применение полимеров в технике.

Умеют:

- пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам;

- решать практические задачи и расчетные задачи по азотосодержащим органическим веществам;

- определять экспериментально вид пластмасс и волокон по характерным свойствам.

Практическая работа «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца».

Отчет по практической работе «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца».

Пластмассы. Виды, представители и применение пластмасс.

Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон».

Отчет по практической работе «Распознавание пластмасс и волокон».

Решение упражнений и расчетных задач по курсу органической химии

Экзамен (практическая работа)

Умеют применять полученные знания и умения в решении теоретических, практических, экспериментальных и расчетных задач

В формате тестирования «Решение задач и упражнений по курсу общей, неорганической и органической химии»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

5. Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины

Тема занятия

Тема самостоятельной работы

1 семестр

Тема 1.2. Основные классы неорганических веществ.

самостоятельная работа № 1 «Способы измерения вещества»

Тема 2.2. Предельные углеводороды

самостоятельная работа № 2 «Изучение природных источников углеводородов Сахалинской области»

6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Виды

«5»

«4»

«3»

«2»

Индивидуальный

устный

- полный ответ,

-логическая последовательность

- возможна одна несущественная ошибка

- полный ответ,

- логическая последовательность,

- допущены 1-2 ошибки

- часть ответа,

- логическая непоследовательность,

- допущены ошибки

- не понимает сути вопроса,

- не имеет знаний по теме

Тест

90-100% правильно

70-89% правильно

50-69% правильно

правильно менее 50%

Решение расчетных задач

- логика и алгоритм решения;

- правильное решение

- в целом применяет алгоритм решения;

- имеется незначительная ошибка

- нет логики в решении;

- отмечаются попытки применить знания в решении

- не понимает смысла решения;

- не владеет теоретическими знаниями по задаче

Эксперимент

-соблюдена последовательность;

-теория и практика,

-сопровождение эксперимента записями химических реакций;

- сделаны правильные выводы

-соблюдена последовательность;

-теория и практика,

-сопровождение эксперимента записями химических реакций;

- сделаны правильные выводы

- в описании работы имеются 1-2 ошибки в химических реакциях, выводах и т.д.

-нарушена последовательность;

-теория и практика,

-сопровождение эксперимента записями химических реакций, но в них есть ошибки;

- сделаны выводы, но имеются существенные ошибки в понимании сути процессов

- не понимает смысла эксперимента, поэтому не может выполнить его, описать и сделать выводы

Контрольная работа, экзамен

90-100% правильно

70-89% правильно

50-69% правильно

правильно менее 50%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по химии профессии/специальности СПО 15.01.05

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.05 &laqu...

Программа по химии профессии/специальности СПО 15.01.31

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.31 &laqu...

Программа по химии профессии/специальности СПО 23.01.06

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 23.01.06 &laqu...

Фонд оценочных средств по химии профессии/специальности СПО 15.01.31

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия», являющейся обязательной ...

Программа по химии профессии/специальности СПО 23.02.07

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 23.02.07 &laqu...

Фонд оценочных средств по химии профессии/специальности СПО 38.02.01

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия», являющейся обязательной ...

Фонд оценочных средств по химии профессии/специальности СПО 23.02.07

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия», являющейся обязательной ...