Основные классы неорганических веществ.
методическая разработка по химии (8 класс)

Черёмина Любовь Николаевна

использование карточек интенсификации и алгоритмов  как решение проблемно-деятельностного подхода на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_klassy_neorganicheskih_veshchestv.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная  школа № 1

Л. Н. Черёмина

учитель химии

«Основные классы неорганических веществ»

п. Игрим 2010 г.

               Одной из актуальных проблем образования является деятельностный подход. Организация деятельности обучающихся лежит на плечах учителя и очень важно создавать условия не для репродуктивной деятельности учащихся, а для развития их творческих способностей. Решения этой проблемы - интенсификация процесса обучения на некоторых этапах.

               Использование метода интенсификации на моих уроках привело к выводу, что это даёт возможность проверить уровень подготовки каждого учащегося, скорректировать работу на последующих уроках и определить дальнейшее направление работы. Карточки интенсификации позволяют учителю выстроить работу на закрепление, повторение, контроль знаний; использовать фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы работы на уроке.

               Одной из важных тем неорганической химии является изучение классификации неорганических веществ, поскольку она является основой для написания уравнений реакций между веществами. Время, отведённое на изучение этой темы, ограничено, а отработать навыки и умения определять принадлежность вещества к определённому классу учитель должен с каждым учащимся, именно поэтому нужно чётко определить этапы внедрения данного материала в предыдущие уроки.

               Карточки интенсификации, алгоритм помогут выстроить поэтапную деятельность учащихся на уроке и подготовить к теме «Основные классы неорганических веществ».

               Самым оптимальным является использование карточек интенсификации на уроках после изучения темы «Химические элементы», пятиминутки на каждом уроке по прочтению формул веществ, приучат ребят к активной деятельности на уроке. Следующий этап отработки навыков осуществляется по нахождению относительных молекулярных масс веществ. Позже, вводятся карточки, в которых перед веществами стоят коэффициенты, для определения количества атомов каждого элемента в веществе – этот этап работы на опережение материала, он поможет в дальнейшем – в расстановке коэффициентов в уравнениях реакций.

               Использование карточек интенсификации при изучении тем: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли» с заданием выписать из предложенных веществ только определённый класс, изучаемый на уроке, тоже послужит подготовкой к уроку обобщения.

               На уроке обобщения «Основные классы неорганических веществ» использую: схему, карточки интенсификации, алгоритм и таблицу.

               На первом этапе заполняется схема классификации в процессе беседы с учащимися. Проводится повторение основных классов неорганических  веществ, правила классификации.

Схема «Классификация неорганических веществ»

Заполненная.

               На втором этапе, рассматриваем алгоритм, повторяются основные правила классификации веществ.

Алгоритм «Классификация неорганических веществ»

1

Вещество состоит из 2 элементов, один из которых О

Оксид

Основной

Кислотный

Амфотерный

2

Вещество состоит из атомов металла и  - ОН гидроксогрупп

Основание

растворимые в воде

нерастворимые в воде

3

Вещество состоит из атомов Н (на первом месте) и кислотных остатков

Кислота

по количеству атомов Н

одноосновные

двухосновные

трёхосновные

по наличию атомов О

кислородсодержащие

бескислородные

4

Соль

средние

состоят из атомов МЕ и кислотного остатка

основные

МЕ, кислотный остаток и - ОН

кислые

МЕ, кислотный остаток  и   - Н

двойные

2 вида атомов МЕ и кислотный остаток

               На третьем этапе заполняется таблица (Приложение) с использованием карточек интенсификации, в которых шесть вариантов по десять веществ.

Карточки интенсификации № 1.

1

2

3

4

5

6

1

NaOH

H2SO4

NO2

H3PO4

CuSO4

H4P2O7

2

CaO

CaSiO3

GeO2

Fe(OH)2

FeO

Fe2O3

3

HCl

P2O5

LiOH

KHCO3

Ca(OH)2

HCl

4

Cu(OH)2

FeI2

Mg(OH)Cl

HNO2

NaH2PO4

N2O3

5

MgSO3

KOH

HBr

Zn(NO3)2

SiO2

H3BO3

6

NaHSO4

KNaCO3

MgO

RbOH

H2S

Al2O3

7

CO2

Cr2O3

KH2PO4

FeSO4

PbS

Ni(OH)2

8

BeO

HF

Al(OH)3

SO3

ZnO

K2HPO4

9

Ca(OH)Cl

Na2O

H2CO3

HI

Zn(OH)2

Ba(OH)2

10

HNO3

Fe(OH)3

KHSO3

Li2O

KMnO4

MgSO4

               Операции сначала выполняются с помощью учителя, затем сильными учащимися, потом по цепочке и индивидуально.

               В оформленной в тетрадях таблице проставляются номера к каждой формуле вещества – вот и работа к следующему уроку – составление названий по формулам.

               Поэтапное использование карточек интенсификации с формулами неорганических веществ:

  • чтение химических формул,
  • нахождение молекулярных масс веществ,
  • отработка понятий «Индекс» и «коэффициент»,
  • решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе,
  • выбор веществ, относящихся к определённому классу,
  • классификация неорганических веществ,
  • написание уравнений реакций между веществами,
  • определение типа химической связи,
  • построение электронных и структурных формул веществ,
  • определение степени окисления элементов в веществе.

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

основные

кислотные

амфотерные

Растворимые (щёлочи)

нерастворимые

По кол-ву атомов Н

Наличие атомов О

средние

основные

кислые

двойные

одноосновные

двухосновные

трёхосновные

кислородсодержащие

бескислородные

Таблица «Основные классы неорганических веществ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

"Основные классы неорганических веществ, генетическая связь основных классов"

В работе зданы адачи и упражнения по теме "Основные классы неорганических соединений", "Генетическая связь неорганических соединений" по программе основного, среднего образования и требованиям федерал...

Основные классы неорганических веществ. Соли 8 класс

Задачи урока: обучающая--- дать начальные представления о составе, классификации, физических свойствах и номенклатуре солей, составлении молекулярных формул, способах получения солей*. развивающа...

Кроссворды по теме "Основные классы неорганических веществ" (8 класс)

Предлагаемые кроссворды по темам "Оксиды", "Гидроксиды" и "Основные классы неорганических веществ (определения и номенклатура солей)" составлены в трех вариантах каждый и могут быть использованы при п...

Контрольная работа по химии по теме "Основные классы неорганических веществ " 8 класс

Контрольная работа по химии по теме "Основные классы неорганических веществ " 8 класс...

Контрольная работа по теме "Основные классы неорганических веществ" 8 класс

Контрольная работа по теме "Основные классы нерганических веществ" 8 класс, проводится в конце изучения темы для определения уровня усвоения обучающимися основных вопросов....