ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ
проект по химии

Тополь Вера Николаевна

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ

Тополь Вера Николаевна

Учитель химии МБОУ "СШ №1 имени А.В.Войналовича"

г. Нижневартовска

Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство привел к серьёзной переориентации компьютерно-информационной составляющей.

Сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования. В ФГОС второго поколения явно учитывается реальность и тенденции современного образования, где ИКТ- технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. ИКТ призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Информационные технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся

Уже научно доказано, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.

Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-Троцкий писал, что для “… обогащения интеллекта учащихся … знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодолевания её трудностей.”

Интерес является сложнейшим психическим образованием

В настоящее время существует порядка двенадцати определений «интереса».

Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубенштейн)

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.Стронг).

Один из важнейших видов интересов можно рассматривать познавательный интерес.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие.

Существует три группы условий, стимулирующие развитие познавательных интересов:

Первая– к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.

Вторая– различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья – относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений, мастерства и информационной грамотности.

Учитель не определяет содержание химического образования, но он может обогатить его, за счет использования ИКТ технологий.

Но конструирование урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

Рассмотрим этапы конструирования урока с использованием информационных технологий.

Концептуальный.

На данном этапе определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов.

Технологический. 

Проводится отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока.

Операциональный.

 осуществляется поэтапное планирование урока.

Педагогическая реализация. 

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Мы познаем мир, используя наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ, синтез, и т.д. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. В настоящее время перед учителем возникает задача в формировании условий, способствующих хорошему усвоению базового уровня подготовки, соответствующего ФГОС. И именно ИКТ технологии считаются приоритетными  технологиями, которые повышают эффективности обучения.

На сегодняшний день использование ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1.   построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2.   осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3.   организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4.   обработка результатов эксперимента.

5.   разработка методических программных средств.

6.   использование ресурсов интернет.

7.    коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

В достижении поставленной цели обучения (развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий) могут помочь электронные учебники которые:

— реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подхода к обучению;

— помогают отказаться от репродуктивного стиля в организации практической деятельности для творческого развития личности.

Отличительными особенностями электронных учебников является их структура, web-ориентированный интерфейс, использующий разнообразные возможности гипермедиа, что гарантирует быструю к ним адаптацию и учащихся, и учителей.

Мультимедийные учебники органично вписываются в сценарий занятий любого типа и дают хороший эффект в сочетании с  интерактивной доской, возможностями локальной сети и Интернета.

 

Электронный учебник обладает большим потенциалом и дает возможность:

  • использовать анимацию, видеофрагменты и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
  • моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
  • проиллюстрировать сложные химические эксперименты провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;
  • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;

Учитель химии в силу определенных обстоятельств (отсутствие необходимых реактивов,  определенной химической посуды, и пр.) не всегда может продемонстрировать тот или иной химический эксперимент на уроке, показать, как выглядит то или иное вещество. Поэтому возникла необходимость в создании коллекции электронных ресурсов в виде:

Материалы электронного учебника включала в различные этапы урока: Актуализация опорных знаний, формирование новых ЗУНов, развитие новых ЗУНов.

Слайд

 Виодеофрагментов химических экспериментов,

моделей атомов,

фотографии веществ,

интерактивных таблиц (Периодическая система химических элементов Д. И., таблица растворимости веществ).

Эти электронные ресурсы используются мной на уроках в виде демонстрационного материала и для создания презентаций уроков.

Целью данных уроков является необычное представление материала, которое способствует более глубокому осмыслению и запоминанию через образное восприятие.

Рассмотрим отдельные фрагменты презентаций уроков химии: Основания

Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. При использовании электронных презентаций выгодно сочетаются словесные методы обучения (рассказ, лекция) с наглядными (просмотр рисунков, схем, фотографий), что позволяет учителю излагать урок в разных формах: в виде монолога (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение приемов работы), беседы, дискуссии. Наибольшими возможностями обладает эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов.

Использование программы Microsoft Word  на уроках химии.

Пример карточки индивидуального задания, которые использовались мной на уроках по теме «Основные классы неорганических соединений» и многовариантной проверочной работы, при помощи которых учащиеся отрабатывают не только навыки составления химических формул, но и навыки работы в Word.

Применение на уроках химии программы Microsoft Excel.

В качестве примера можно использовать Периодическую систему элементов Д.И.Менделеева, которая является основой химии, и использовалась мной практически на каждом уроке. На уроке по теме «Относительная атомная и молекулярная массы», «Молярный объем газов», «Решение задач»

Конечно же, использование информационных технологий дает в руки учителя мощнейшие инструменты поиска и обработки информации, и это не может не отразиться на содержании образования.  Использование электронных учебных материалов повышает познавательный интерес к предмету, является условием успешного усвоения учебного материала, и как следствие повышается качество знаний учащихся.

Контроль знаний на уроках химии с использованием ИКТ

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов  в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование.  

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Следует отметить, что именно тестирование является основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что мы обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.

При тестировании использую как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. 

Тестовые задания могут выполняться в Word, или на их основании учитель может составить тестовые задания в программах Test 2000, UTC, ADTester2.88.4, MyTestХ. Мной были созданы тесты в программе MyTestХ по всем разделам курса «Химия 8 класс», а также тесты по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ с подбором заданий 1-30, прорешивая которые учащиеся отрабатывают навыки в решении заданий.

MyTestХ.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Вот слова одного из пользователей программы: «На мой взгляд, MyTest достигла совершенного состояния: имеет все мыслимые функции, очень компактная, ее возможности и простота использования находятся в золотом балансе».

Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы... Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор.

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…

В MyTest X можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTestX, можно легко:

Организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.

Непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть, кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.

С помощью программ MyTest X вы можете организовать как локальное, так и сетевое тестирование. Делайте так, как удобнее вам.

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме: тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме: за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме: тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя ученику самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Сайт Гущина  

Результатом использования таких тестов является хорошая  сдача экзамена выпускниками школы по химии в форме ЕГЭ. (тесты представлены в электронном виде)

Использование тестовых заданий на уроках химии является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.    

Дистанционные олимпиады как одна из форм ИКТ направленная  на  повышение интереса учащихся к предмету химии

Дистанционные олимпиады, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Эта форма работы предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке, выявлению и развитию склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Олимпиады направлены на развитие у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, формирование ценных практических навыков и умений, самореализацию личности учащихся.

       В настоящее время Интернет предлагает большое количество дистанционных олимпиад, вот некоторые из них:

  • Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
  • Портал Всероссийских предметных олимпиад школьников (http://www.rusolymp.ru) - новости, история, задания, результаты, фотогалереи - от областного этапа до международных олимпиад
  • Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
  • "Эйдос" Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по химии (http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/) - Участники: школьники 1-11 классов. Место проживания - любое место, где есть вещества и их превращения. Уровень подготовки - любой. Задания на эвристических олимпиадах открытые, без заранее известных ответов.
  • http://www.edu.ru/ -Российский образовательный портал.
  • http://www.mioo.ru/- Московский институт открытого образования
  • http://www.n-sh.ru/- Новая школа.

Учащиеся МБОУ СОШ №4 ежегодно участвуют в заочной дистанционной олимпиаде, проводимой просветительским центром «Новая школа». Турнир «Осенний марафон_химия» (www.n-sh.ru)

Целью данной олимпиады является:

  • развитие познавательных интересов учащихся;

 «Осенний марафон» - это комплекс познавательных предметных турниров для учащихся 7 – 11 классов по нескольким учебным дисциплинам, в том числе и химии.

Задания каждого турнира построены на уникальном формате задач, требующих для своего решения не только предметные знания, но и широкую эрудицию и логику.

Важно отметить, что после проведения консультаций и участия в олимпиаде двое учащихся 11 класса приняли решение сдавать экзамен в форме ЕГЭ.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

И именно ИКТ технологии считаются приоритетными  технологиями, которые повышают эффективности обучения.

Важность использования ИКТ в обучении химии не вызывает сомнений.  

Использование информационных технологий дает в руки учителя мощнейшие инструменты поиска и обработки информации, и это не может не отразиться на содержании образования.  Использование ИКТ повышает интерес к предмету, способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Конечно,  ИКТ в школьную практику не решит всех проблем образования. но смогут оказать помощь учителю и ученику вписаться в модернизированный учебный процесс, повысит его эффективность, сделает его более интересным и разнообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы.

Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы....

Обобщение как необходимое условие реализации задач современного урока химии

В ФГОС умение создаватьобощении определено в качестве одного из метапредметных реультатаов освоения основных образовательных программ....

Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы

Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

«Современные педагогические технологии, как одно из необходимых условий повышения мотивации к учению».

Доклад  о том как современные педагогические технологии в рамсках ФГОС ООО помогаяют повысить мотивацию учащихся...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ

Информационно-коммуникационные технологии как одно из необходимых условий реализации ФГОС на уроках химии...