Обобщение как необходимое условие реализации задач современного урока химии
статья по химии на тему

Сурина Ольга Юрьевна

В ФГОС умение создаватьобощении определено в качестве одного из метапредметных реультатаов освоения основных образовательных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение как необходимое условие реализации задач современного урока химии.

Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества. Д.И.Менделеев

ФГОС, построенные на основе системно-деятельностного подхода, ориентированы на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Особого внимании заслуживают , нарду с другими , метапредметные результаты ,отражающие умение создавать обобщения, строить  логические рассуждения, делать индуктивные и дедуктивные умозаключении с последующими выводами

С точки зрения логики обобщение – это мыслительная операция, связанная с переходом от мысли об индивидуальном к мысли об общем; от мысли об общем к мысли о более общем; от ряда фактов, явлений к их отождествлению в каких-то признаках с последующим образованием множеств, соответствующих этим признакам.

Поскольку обобщение – это важнейшее средство научного и учебного познания, формирование умения учащихся осуществлять обобщение в процессе предметного обучения означает вооружение инструментарием познания окружающего материального мира. 

Можно выделить три основные направления в решении проблемы обобщения в процессе обучения химии:
1.           Выяснить основные закономерности протекания процесса обобщения.
2.           Изучить условия, способствующие процессу обобщения.
3.           Разработать приемы формирования обобщения в обучении химии
.

Для того, чтобы продуктивно использовать технологии обобщения в проектировании учебного процесса, направленного на достижение ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ, необходимо разобраться в их сути.

Индуктивное обобщение – заключение от частного к общему. Заключение может быть как истинным, так и ложным.

Давно известны и дедуктивные процедуры обобщения, в которых базой для обобщения служат не эмпирические объекты, а понятия.

Исторически процесс познания состоит в развитии понятий и теорий (цепей обобщения).

Эмпирическое обобщение основано на сравнении группы предметов или явлений, выделении в них существенного общего и словесном обозначении этого общего. Примером гениального эмпирического обобщения может служить сформулированный Менделеевым  Д.И. периодический закон. Эмпирическое обобщение характерно для начальных этапов познания, оно исторически первично.

Понятийные  обобщения позволяют осуществлять операции, имеющие большое значение во всей учебной деятельности – систематизацию и классификацию.

Пример: серная кислота →кислоты → сложные вещества →вещества.

Алгоритм индуктивного обобщения

  1. Актуализация существенных признаков химических объектов обобщения.
  2. Определение общих существенных признаков химических объектов.
  3. Фиксация общности химических объектов в форме понятий или суждения.

Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа предметов и процессов окружающего мира с целью выделения существенных внутренних связей. Эти связи определяют объект как целостную систему, свидетельствуют о генетическом родстве между ее элементами.

Пример: сложное и абстрактное понятие о строении атома.

Алгоритм теоретического  обобщения.

  1. Анализ материала и выделение некоторого исходного общего отношения, единого целого, построение содержательной абстракции.
  2. Раскрытие существенных, закономерных связей этого исходного отношении с его различными проявлениями, установление существенных взаимосвязей. Наполнение абстракции конкретным содержанием.
  3. Иллюстрация того, каким образом частное проявляется на уровне общего, установление взаимосвязей целого с отдельными его элементами.

Особенности уроков обобщения:

  • Необходимость тщательного планировании урока с целью рациональной организации работы всех учащихся, вовлечение их в разнообразные виды деятельности;
  • Создание творческой атмосферы, доверительной обстановки, стимулирование предстоящей работы школьников с целью обеспечения продуктивности урока;
  • Четкое структурирование содержания, определение ведущих обобщающих процедур и видов деятельности на каждом логически завершенном этапе;
  • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций и развертыванию предметного содержания;
  • Насыщенность разнообразными заданиями;
  • Поддержание оптимального темпа урока, охватывающего значительный объем предметного содержания;
  • Демонстрации значении полученных результатов;
  • Обязательное подведение итогов урока, резюмирование, рефлексия

С целью эффективного формирования у учащихся умения осуществлять обобщения следует обратить особое внимание на необходимость использования в технологии обобщения следующих методов:

  • Выделение существенного в заданном объекте;
  • Нахождение сходного вслед за выделением существенного в заданном объекте;
  • Образование класса вслед за нахождением сходного в сравниваемых объектах;
  • Развитие понятия вслед за компактно-емким выражением его смысла, переходом от конкретного к абстрактному.

Умение обобщать не зависит от конкретного материала и носит общий, универсальный характер. Усвоив его при изучении одного учебного содержании, обучающиеся в дальнейшем смогут широко применять его как готовое познавательное средство при изучении других учебных предметов. Таким образом , это умение обладает метапредметным характером.

Подведем итоги.

  1. В ФГОС умение создавать обобщении определено в качестве одного из метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.
  2. Обобщение как действие по выведению общего положения можно рассматривать в различных аспектах.
  3. Обобщение как метод обучения является дидактическим эквивалентом соответствующих методов научного познания и имеет свои особенности.
  4. Существуют различные классификации и типологические характеристики обобщений.
  5. В учебном процессе при создании обобщений можно использовать приемы индукции, дедукции, их совокупность, возможно также построение цепей обобщений, осуществление обобщений на эмпирическом и теоретическом уровнях.
  6. Обобщение как познавательный процесс включает в себя различные логические действия и операции: анализ, синтез, сравнение, определение понятий, классификацию. Обобщение в обучении тесно связано с систематизацией.
  7. Большинство исследователей, разрабатывая классификации уроков, выделяют уроки обобщения и систематизации знаний. Эти уроки имеют высокую педагогическую              ценность, специфические особенности и требуют тщательной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

                                                      ...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

"Структура современного урока химии в условиях реализации ФГОС"

quot;Структура современного урока химии в условиях реализации ФГОС"...

Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ

Информационно-коммуникационные технологии как одно из необходимых условий реализации ФГОС на уроках химии...