внеурочная деятельность
рабочая программа по химии

Карнышева Анна Михайловна

программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_himii.docx62.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Оймурская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                        УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО                          Зам. директора по УВР                Директор      

                           

Протокол №_1_от                           _________ Темникова  Н.В.       ________Вторушина И.Е.

«29» августа 2024  г.            «29» августа_2024   г.                    «29 » августа_2024   г.      

                   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                 «ЭТО ЗАГАДОЧНАЯ ХИМИЯ»

Срок реализации: 1 год

 Количество часов: 34

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Учитель: Карнышева Анна Михайловна

ОЙМУР

2024 год

 Информационная карта образовательной программы

Учреждение

МАОУ «Оймурская СОШ»

Название программы

«Это загадочная химия»

Цель

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Планируемые результаты освоения курса

В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о: 

  • о прикладно направленности химии;
  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
  • о веществах и их влияния на организм человека;
  • о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

  • Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
  • Правила сборки и работы лабораторных приборов;
  • Определение массы и объема веществ;
  • Правила экономного расхода горючего и реактивов
  • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
  • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
  • Качественные реакции на белки, углеводы;
  • Способы решения нестандартных задач

Учащиеся должны уметь:

  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
  • работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
  • осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
  • Определять качественный состав, а также экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
  • Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;
  • Находить проблему и варианты ее решения;
  • Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
  • Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации
  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

Направленность

Естественно – научная

Продолжительность освоения

1 год

34 часа в год, 1 раз в неделю

Возраст обучающихся

Программа может быть реализована для разновозрастных групп

14-16 лет

Форма организации образовательного процесса

Групповая до 15 чел в группе  

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Это загадочная химия» естественнонаучной направленности  разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  •  «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41;
  • Концепции развития дополнительного образования, утвержденной   распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844);
  • Учебного плана МАОУ «Оймурская СОШ»  на 2024-2025 уч. год, с учетом рабочей программы воспитания МАОУ «Оймурская СОШ».

   Актуальность программы.

Химия – научная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть количественную сторону предмета (вещества) и явлений, делать выводы и обобщения. Особенностью данной программы является то, что в ней осуществляется пропедевтическая подготовка для изучения химии в перспективе на повышенном или углублённом уровнях, возможность познакомиться с вводными разделами; обучающиеся, которые проявили повышенный интерес к тем или иным темам, могут при помощи индивидуальной учебно-исследовательской работы ознакомиться с материалом, который вообще не изучается в школьной программе.

В содержании программы отражена история химии и биографии великих учёных, с деятельностью которых связаны те или иные открытия. На занятиях широко используется наглядный материал, возможности новых информационных технологий и технических средств обучения в показе фрагментов истории становления и развития химии как науки. Содержание занятий направлено на освоение химической терминологии, которая используется для решения занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в играх, конкурсах, олимпиадах. Данный курс осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами химии, удовлетворяет познавательный интерес к проблемам данной точной науки, развивает кругозор, углубляет знания в данной научной дисциплине.

Новизна заключается в том, что многие вопросы химии неразрывно связаны с физикой, биологией и экологией, и образованному человеку, чем бы он не занимался в будущем, полезно их знать. Поэтому в данной образовательной программе реализуется синтетический подход к естественнонаучному образованию, который позволяет, с одной стороны, сформировать целостное представление о мире, а, с другой стороны, облегчить понимание сложных химических проблем.

Педагогическая целесообразность. Как известно, химия считается в школе одним из самых сложных предметов и вызывает у многих школьников недопонимание и неприятие с первого года обучения.

 Среди причин такого восприятия предмета можно назвать неоправданно большой объём и эклектичность учебного материала в школьных программах, а также недостаточную мотивированность детей к изучению химии.

Кроме того, в последние годы наблюдается сокращение часов, отводимых на химию. Далеко не для всех детей химия станет будущей профессией, поэтому интерес к предмету падает, как только возникают сложности в понимании тех или иных тем, трудности в решении задач, проблемы при проведении лабораторных работ. Школьники часто считают, что химическая теория суха и запутана.

Совершенно иная позиция формируется у ребёнка при возникновении собственной заинтересованности в изучении предмета.

Данная образовательная программа ориентирована на то, чтобы интерес к химии возник и закрепился благодаря использованию в обучении исследовательского подхода, при котором дети постигают предмет химии через собственное учебное исследование. Такой подход позволяет обучающимся не только освоить понятийный аппарат и запомнить некоторые важные факты, но и получить навыки проведения самостоятельного исследования, которые могут быть полезны для последующей самореализации в любой другой области учебной и в будущем профессиональной деятельности.

Исходя из такого подхода, в центр обучения по данной программе ставятся развитие естественнонаучного мировоззрения и овладение исследованием как методом научного познания. Поэтому на занятиях большое внимание отводится практическим работам разных видов, причём значительное время уделяется проведению самостоятельных исследований по выбранным темам. Насыщенность начального периода изучения химии демонстрационными опытами стимулирует интерес к химии и желание изучать эту науку.

Программа выстроена так, что в дальнейшем внимание детей на занятиях направлено на выполнение опыта, изучение, наблюдение и фиксацию его результатов во всех подробностях. В этом случае приёмы и действия воспринимаются обучающимися не как волшебные манипуляции, а как занимательная необходимость, без которой невозможно осуществить столь привлекательные для них химические превращения.

Форма обучения – очная, аудиторные, внеаудиторные (экскурсии, практические работы), теоретические и практические занятия.

Форма организации занятий. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Объем и срок освоения программы, режим занятий. Продолжительность учебного года – 36 учебных недель, нагрузка 1 час в неделю (всего 34 часа в год). Занятия проводятся с постоянной сменой деятельности.

 Происходит углубление полученных знаний по химии с акцентом на получение навыков самостоятельной исследовательской работы. Форма занятий предусматривает сочетание теоретической части с последующей практической проверкой и закреплением полученных знаний путём проведения различных опытов на базе химической лаборатории.

Срок реализации программы-1 год.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Задачи:

Обучающие:

         дать представление об основных понятиях неорганической химии – атомах, ионах и молекулах; о классификации неорганических соединений на кислоты, основания и соли;

         обучить основам практической химии: анализу и синтезу;

         научить принципам и методике проведения исследовательской работы;

         обучить работе с химическими реактивами и приборами, проведению простейших лабораторных операций: нагрев, перегонка, экстракция, фильтрование, взвешивание и т.д.;

         ознакомить с происхождением и развитием химии, историей происхождения химических символов, терминов, понятий;

         научить самостоятельно намечать задачу, ставить эксперимент и объяснять его результат.

         подготовить к изучению химии на повышенном или углублённом уровне.

Развивающие:

         развить наблюдательность и исследовательский интерес к природным явлениям;

         развить у обучающихся интерес к познанию, к проведению самостоятельных исследований;

         развить аккуратность, внимательность, строгость в соблюдении требований техники безопасности;

         выработать первоначальные навыки работы со специальной литературой;

         сформировать и развить положительную мотивацию к дальнейшему изучению естественных наук;

         развить познавательную и творческую активность;

         развить эстетическое восприятие структуры, формул химических элементов, результата собственной деятельности.

Воспитательные:

         воспитать коллективизм;

         воспитать правильный подход к организации своего досуга;

         воспитать убежденность в познаваемости окружающего мира и необходимости экологически грамотного отношения к среде обитания.

1.3. Содержание программы

Учебный план (34 часа)

 

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации

Теория

Практика

Всего

11

Введение в программу

1

 -

1

Устный опрос

11.1

Вводное занятие.

1

 -

1

Устный опрос

22

Предмет химии

3

2

5

 

22.1

Понятия: атом, молекула, элемент

1

 -

1

Химический диктант

22.2

Физические и химические явления

1

1

2

Решение тренировочных упражнений

22.3

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей

1

1

2

Решение тренировочных упражнений

33

Современное лабораторное оборудование

1

1

2

Тестирование

44

Работа с газами

1

1

2

 

54.1

Водород, кислород и аммиак

1

1

2

Решение практических заданий

55

Работа с растворами. Вода

3

3

6

 

75.1

Понятия: раствор и растворение

1

1

2

Устный опрос

75.2

Щёлочи и кислоты

1

1

2

Решение тренировочных упражнений

75.3

Соли

1

1

2

Решение тренировочных упражнений

16

Металлы и их соединения

2

1

3

 

96.1

Металлы основных групп

1

1

2

Решение практических заданий

96.2

Металлы побочных групп

1

-

1

Решение практических заданий

17

Неметаллы

1

1

2

 

17.1

Сера и фосфор – типичные представители

неметаллов

1

1

2

Выполнение практических заданий

18

Генетическая связь неорганических

соединений

2

1

3

 

18.1

Многообразие неорганических химических

веществ и реакций

1

-

1

Решение тренировочных упражнений

18.2

Оксиды металлов и неметаллов

1

1

2

Выполнение практических заданий

19

Многообразие органических соединений

3

2

5

 

19.1

Многообразие соединений углерода

1

-

1

Устный опрос

19.2

Моющие вещества

1

1

2

Выполнение практических заданий

19.3

Крахмал и глюкоза

1

1

2

Выполнение практических заданий

110

Анализ и очистка веществ

1

1

2

 

110.1

Способы обнаружения катионов и анионов.

Цветные реакции. Анализ смеси солей

1

1

2

Выполнение практических заданий

111

Подготовка исследовательской работы и

участие в конференции

1

1

2

 

111.1

Выбор темы и подготовка исследовательской

работы

1

-

1

Устный опрос

111.2

Постановка эксперимента

-

1

1

Выполнение практических заданий

112

Итоговое занятие

1

-

1

Тестирование

 

Итого

20

14

34

 

 

Содержание курса (34ч.)

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Выяснение исходных представлений о предмете химии и области её применения.

Техника безопасности. Знакомство с группой. Рассказ о содержании программы первого года обучения. Правила поведения в лаборатории.

Раздел 2. Предмет химии.

Тема 2.1. Понятия: атом, молекула, элемент.

Шаростержневая модель молекулы. Вещества вокруг нас. Возникновение и развитие теоретических представлений о веществе. Стихии Аристотеля и атомистика Демокрита. Развитие атомистических представлений в трудах Р. Бойля и Дж. Дальтона. Закон постоянства состава веществ.

Тема 2.2. Физические и химические явления.

Явления физические и химические. Горение свечи. Изучение реакции горения.

Практическая часть. Плавление парафина. Изготовление свечи из парафина или мыла.

Тема 2.3. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей

Природные смеси – воздух, нефть, минералы. Изучение коллекций. Очистка веществ, перекристаллизация.

Практическая часть.  Приготовление смесей металла и неметалла. Опыты по разделению смесей.

Раздел 3. Современное лабораторное оборудование.

Принципы работы оборудования химической лаборатории: магнитные мешалки; весы механические лабораторные, торсионные, аналитические; вытяжной шкаф; муфельная печь.

Практическая часть. Использование оборудования для проведения лабораторных работ.

Раздел 4Работа с газами.

Тема 4.1 Водород, кислород, аммиак.

Понятие чистоты газа. Гремучий газ. Плотность газа.

Практическая часть. Получение водорода, кислорода и аммиака. Измерение плотности газа.

Раздел 5. Работа с растворами. Вода. 

Тема 5.1. Понятия раствор и растворение.

Твёрдые, жидкие, газообразные растворы. Насыщенный раствор. Ненасыщенный раствор. Пересыщенный раствор. Растворимость.

Практическая             часть.   

Получаем и рисуем кристаллы разной формы.

Тема 5.2. Щёлочи и кислоты.

Растворы щелочей и кислот. Вода в физике, химии и биологии. Природные осмотические явления.

Практическая частьУстранение жёсткости воды. Электролиты. Диссоциация.

Тема 5.3. Соли.

Многообразие солей. Соли вокруг нас, их реакции. Красота химических реакций.

Практическая часть. Кристаллизация солей из желатиновых плёнок.

Раздел 6. Металлы и их соединения.

Тема 6.1. Металлы основных групп.

Свойства, строение атома.

Практическая часть. Опыты с Sn и Al.

Тема 6.2. Металлы побочных групп.

Медь, серебро, золото, цинк. Свойства, строение атома.

Раздел 7. Неметаллы.

Тема 7.1. Сера и фосфор – типичные представители неметаллов.

Соединения S и P. Химические свойства соединений S и P. Аллотропия.

Окислительно-восстановительные свойства соединений серы и фосфора.

Практическая часть. Фейерверки  как     пример         типичной окислительно- восстановительной реакции.

Раздел 8. Генетическая связь неорганических соединений.

Тема 8.1. Многообразие неорганических химических веществ и реакций.

Кольца Лизеганга.

Тема 8.2. Оксиды металлов и неметаллов.

Неорганический синтез. Генетическая связь неорганических соединений.

Практическая частьПолучение и свойства оксидов.

Раздел 9. Многообразие органических соединений.

Тема 9.1. Многообразие соединений углерода.

Нефть, нефтяные плёнки. Разрушение плёнок. Поверхностное натяжение. Вопросы загрязнения окружающей среды.

Тема 9.2. Моющие вещества.

Мыла. Синтетические моющие вещества.

Практическая работаИзготовление мыла.

Тема 9.3. Крахмал и глюкоза.

Строение, состав, использование. Цветные реакции. Определение глюкозы. Серебрение.

Практическая часть. Качественные реакции на крахмал и глюкозу.

Раздел 10. Анализ и очистка.

Индикаторы из природных материалов. Способы различения солей.

Практическая           частьПриготовление  индикаторов   из природного сырья.

Хроматография и экстракция. Анализ смеси солей.

Раздел 11. Подготовка исследовательской работы и участие в конференции.

Тема 11.1. Выбор темы и подготовка исследовательской работы.

Обобщение пройденного материала. Выбор темы. Цели и задачи работы, этапы работы над ней. Особенности использования Интернет.

Тема 11.2. Постановка эксперимента.

Место и роль эксперимента в исследовательской работе. Выводы по работе.

Практическая часть. Проведение эксперимента и анализ его результатов.

Раздел 12. Итоговое занятие.

Итоговая диагностика. Подведение итогов работы за учебный год. Выбор индивидуальных тем для изучения летом.

1.4. Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение  следующих результатов освоения программы дополнительного образования:

Личностные:

  сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  представление о химической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении экспериментальных и расчетных задач;

  умение контролировать процесс и результат учебной исследовательской деятельности;

  способность к эмоциональному восприятию химических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

   умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

   умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

   умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

   осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

   умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

   умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

   сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

   первоначальные представления об идеях и о методах химии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

   умение видеть химическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

   умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

   умение понимать и использовать химические средства наглядности (модели, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

   умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

   умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

   понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

   умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных химических проблем;

   умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

   умение работать с химическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной   речи, применяя   химическую   терминологию   и    символику, использовать    различные    языки    химии   (словесный,    символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать химические утверждения;

   владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о химическом элементе, владение символьным языком химии, знание химических формул;

   умение выполнять расчетные преобразования формул, применять их для решения учебных химических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

   умение пользоваться химическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

   умение решать задачи по уравнениям и формулам, применять полученные умения для решения задач из химии, смежных предметов, практики;

   овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики зависимости величин, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа химических задач и реальных зависимостей;

   овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение прогнозировать открытие новых веществ;

   умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Формы аттестации

-  формы отслеживания и фиксации результатов:

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Знания и умения проверяются посредством выполнения обучающимися практических работ в химической лаборатории, подготовки самостоятельных исследовательских работ. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные эксперименты, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к каждому. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения практических работ   по всем разделам.

В течение учебного года обучающиеся участвуют в химических олимпиадах и конференциях.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

формы предъявления и демонстрации результатов:

  входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний ребенка (собеседование с обучающимися в начале года);

  текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

  промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, викторины.

  итоговый контроль –  проводится в конце учебного года,  определяет уровень освоения программы (защита исследовательской работы, собеседование в конце года).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:

–        выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;

–        подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

–        организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Ожидаемые результаты:

o        получат представление о строении атома, ионах и молекулах, о классификации неорганических соединений на кислоты, основания и соли, об анализе и синтезе;

o        приобретут основные навыки практической работы в лаборатории, будут выполнять простейшие лабораторные операции;

o        проявят интерес к современным проблемам химии и к исследовательской работе в этой научной области;

o        сформируют представление о красоте химического эксперимента;

o        разовьют чувство ответственности при выполнении химического эксперимента

o        систематизируют свои знания в области химии, создадут необходимую базу для перехода к углублённому изучению отдельных разделов химии;

o        будут          уметь          самостоятельно   проводить  эксперименты и   вести исследовательскую работу в лаборатории;

o        осознают единство материального мира на основе химического подхода к строению вещества;

o        освоят экологические аспекты влияния химии на повседневную жизнь;

o        приобретут мотивацию на дальнейшее изучение естественных наук;

o        научатся самостоятельно работать со специальной химической литературой;

o        приобретут навыки подготовки докладов и выступлений на конференциях.

Критерии уровня освоения учебного материала:

  • - высокий уровень – обучающий освоил практически весь объём знаний 100-79%, предусмотренных программой за конкретный период;
  • средний уровень – у обучающих объём усвоенных знаний составляет 80-50%;
  • низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой.

 

2.3. Условия реализации программы

Материально-технические условия. Для эффективной реализации программы необходима материально-техническая база:

Для реализации программы

  Оборудование и материалы:

  стандартный набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, оксиды, соли);

  измерительные приборы;

  стеклянная и фарфоровая посуда;

  металлические штативы;

  нагревательные приборы;

  весы;

В качестве дидактических материалов используются наглядные пособия: таблица растворимости и периодическая таблица Д. И. Менделеева; коллекции полезных ископаемых, почв, нефти, шкала твёрдости и т.п.

В качестве методических материалов применяются различные публикации по химии (см. Список литературы), методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

Информационное обеспечение: методические разработки по всем темам, сценарии проведения мероприятий, интернет-источники, схемы, опросные и технологические карты.

2.4. Методические материалы

Методика обучения предполагает доступность излагаемой информации для возраста обучающихся, что достигается за счёт наглядности и неразрывной связи с практическими занятиями.  Формы занятий определяются направленностями программы и её особенностями. Программа включает как теоретические и практические занятия в учебных кабинетах, так и экскурсионные выходы на территорию учреждения и своей местности.

Формы организации учебного занятия. Подача теоретического материала осуществляется в форме проведения традиционных и комбинированных занятий, лекций с одновременным показом иллюстраций,  видеоматериалов, презентаций, демонстрационных опытов. Подача практического материала осуществляется в форме индивидуально-групповых самостоятельных работ, практических занятий.

Для достижения цели и задач программы предусматриваются современные педагогические и информационные технологии:

•        игровые технологии;

•        проектная технология;

•        технология проблемного обучения;

•        здоровьесберегающие технологии;

•        ИКТ-технологии;

•        технология развития критического мышления;

•        технология развивающего обучения;

•        групповые технологии;

•        технологии уровневой дифференциации.

В период обучения для проведения образовательной деятельности используются следующие методы:

¬      объяснительно-иллюстративный (обязательная теоретическая часть, работа с иллюстративными материалами, составление практических заданий);

¬      проблемный        (проблемное изложение материала при изучении вопросов экологии, научной этики, при анализе перспективных направлений развития науки);

¬      практический (обязательные практические работы на каждом занятии);

¬      деятельностный  (введение   индивидуальных заданий      и         самостоятельной работы с литературой, участие обучающихся в конференциях и экскурсиях).

Методические и дидактические материалы: 

- методические разработки по темам;

- наличие наглядного материала;

- наличие демонстрационного материала;

-  видеофильмы;

- раздаточный материал;

- информационные карточки.

- дидактические  карточки;

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для обучающихся:

 

Бухарин Ю. В. Химия живой природы. – М.: Росмен, 2012. – 57 с.

Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. – М.: Мир, 2010. – 293 с.

Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 301 с.

Конарев Б. НЛюбознательным о химии. – М.: Химия, 2000. – 219 с. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: Росмен, 2000. – 101 с.

Лейстнер Л., Буйтам ПХимия в криминалистике. – М.: Мир, 1990. – 300 с. Ольгин О. М. Опыты без взрывов. 3-е изд. – M.: Химия, 2013. – 138 с.

Пигучина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 2000. – 133 с.

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2003. – 351 с.

Химия (энциклопедический словарь школьника). – М.: Олма пресс, 2000. – 559 с.

Литература для педагога:

Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. школа, 1987. – 630 с. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон,

2006. – 367 с.

Браунт Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983. – 520 с.

Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия и термины в химии. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

Леонтович А. ВК проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 33-37.

Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 152-158.

Органикум для студентов / Пер. с нем. – М.: Мир, 2009. – 208 с.

Перчаткин С. Н., Зайцев А. А., Дорофеев М. В. Химические олимпиады в Москве. – М.: МИПКРО, 2012. – 326 с.

Популярная библиотека химических элементов. В 2 кн. 2-е изд. – М.: Наука, 2008. – Кн. 1. – 566 с.; Кн. 2. – 572 с.

Рэмсден Э. Н. Начала современной химии. – Л.: Химия, 2005. – 784 с.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...