Урок химии в 10 классе по теме "Алкины"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Кунгурова Ирина Анатольевна

Цель урока: изучить строение алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов; спрогнозировать химические свойства алкинов, основываясь на особенностях строения их молекул.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_v_10_klasse_alkiny.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

"Алкины"

Цель урока: изучить строение алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов; спрогнозировать химические свойства алкинов, основываясь на особенностях строения их молекул.

Задачи урока:

1. познакомить учащихся с гомологическим рядом алкинов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства (предметный результат);

2. продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный результат);

3. продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный результат).

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: комплект для построения шаростержневых молекул, учебник О.С.Габриеляна. химия 10 класс. Базовый уровень.- М:Дрофа 2010, раздаточный материал, презентация «Алкины»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствует класс, настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

  1. Мотивация и целеполагание

(вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения)

Для определения темы нашего урока решите следующую задачу

и ответьте на вопрос: составить структурную формулу полученного вещества, исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова.

К какому классу веществ оно относится?

Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?

Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся решают задачу, называют ответ.

  1. Условие задачи: Выведите формулу вещества, содержащего 92,31 % углерода и 7,69 % водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 0,897.

Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.

С2Н6

  1. Актуализация знаний

(сформировать способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и определение алкинов)

Учитель предлагает учащимся построить структурную формулу ацетилена , молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), Учитель сообщает, что это вещество ацетилен. Определите общую формулу алкинов и дать определение.

Работа в парах. Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, С4Н10, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.

Учащиеся определяют общую формулу алкинов, записывают на доске и в тетради определение алкинов.

Учащиеся получают задание на печатной основе, выполнят задание и проверяют друг у друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.

4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации

( совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками для получения знаний, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии).

Цель: формировать такие способы познавательной деятельности как анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя язык химии.

Цель: формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений.

I. Учитель предлагает индивидуальную работу с текстом по формированию представлений о строении алкинов в сравнении с алкенами и алканами по схеме

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы:

  1. Какой тип реакции будет характерен для алкинов?
  2. Могут ли алкины обладать отличительными от алкенов химическими свойствами?

Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу.

II. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов.

Работа в парах по вариантам.

Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.

1 вариант

СН≡С‒СН2‒СН3

ǀ

СН3

2 вариант

СН3‒С≡С‒СН2 − СН − СН3

ǀ

СН3

3 вариант

СН3‒СН‒СН‒С≡СН

ǀ ǀ

СН3 СН3

4 вариант

CH3 CH3

| |

CH3 –CH – CH2 – C – C ≡ C – CH3

|

C2H5

Написать структурные формулы следующих алкинов:

1вариант: 3,3 диметилпентин-1

2 вариант: 5 метил 3 этилгексин-1

3 вариант: 4,5 диметилгексин-2

4 вариант: 4,4 диметилпентин-2

Учащиеся воспроизводят алгоритм

по составлению названий алкинов.

Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.

III. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся.

Предлагает построить на доске изомеры состава С5Н8 , назвать их, определить в них тип связи и валентный угол.

Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи.

IV. Формирует представление учащихся о пространственном строении алкинов.

Создают пространствееные шаростержневые модели пентина и его изомеров по вариантам, с учетом типов связей и валентных углов в них.

V. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов.

Как вы думаете какие типы химических реакций характерны для алкинов? Почему?

Учитель проверяет и координирует действия учащихся.

Просматривают видеоопыт обесцвечивание бромной воды ацетиленом.

Какие еще свойства будут характерны для алкинов?

Просматривают видеоопыт горение ацетилена.

Посмотрите еще один опыт. Реакция гидратации ацетилена. Учитель поправляет учащихся .

А как вы думаете можно отличить алкины от алкенов? Можно ли с помощью бромной воды или раствора перманганата калия отличить алкены от алкинов?

Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и раствора перманганата калия. Предлагает учащимся отметить результаты опытов. Записывает уравнение реакции на доске. Предлагает самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов.

Какую можно провести качественную реакцию на эти углеводороды? Записывает на доске уравнение реакции и демонстрирует качественную реакцию на ацетилен.

Учащиеся предполагают, что имея π- связи ацетиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов), реакции полимеризации (тримеризации).

Учащиеся предлагают реакции горения, записывают уравнения реакций.

Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, что с помощью бромной воды отличить друг от друга алкены и алкины нельзя. записывают выводы и уравнения реакций в тетрадь, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют.

Учащиеся предполагают, что это возможно реакции с образованием осадка.

Записывают уравнение реакции в тетрадь.

  1. Закрепление

Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.

Индивидуально выполняют задание.

6. Подведение итогов, рефлексия.

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.

- с чем вы познакомились сегодня на уроке?

- какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?

- насколько сложно было работать?

- что вызвало наибольшее затруднение?

- что нужно сделать?

- как организовать домашнюю работу?

Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.


Приложение.

Карточка 1. Представители алкинов

Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:

С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, С4Н10, С2Н4, С8Н16, С5Н8.

Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.

Карточка №2. Строение алкинов

Вставьте в текст соответствующие слова и символы из скобок.

Алкинами называются…(ациклические, циклические) углеводороды, содержащие в молекуле одну… (двойную, тройную) углерод – углеродную связь и имеющие общую формулу…(CnH2n+2, CnH2n, CnH2n-2). Первым представителем этого гомологического ряда является…(этин, этен, этан). Атомы углерода, связанные кратной связью, находятся в состоянии…(sp-, sp2-, sp3-) гибридизации. Угол между осями гибридных орбиталей равен…(900,109028',1200,1800). Каждый из таких атомов углерода образует с соседними атомами…(одну, две, три, четыре) σ-связи и… (одну, две, три, четыре) π-связь. Длина углерод – углеродной связи в этилене… (больше, меньше), чем в этане, и равна…(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм).

Карточка №3: номенклатура алкинов

1. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.

1. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.

1 вариант:

СН≡С‒СН2‒СН3

ǀ

СН3

2 вариант:

СН3‒С≡С‒СН2 − СН − СН3

ǀ

СН3

3 вариант:

СН3‒СН‒СН‒С≡СН

ǀ ǀ

СН3 СН3

4 вариант:

CH3 CH3

| |

CH3 –CH – CH2 – C – C ≡ C – CH3

|

C2H5

2. Напишите структурные формулы следующих алкинов:

1 вариант:

3,3 диметилпентин-1

2 вариант:

5 метил 3 этилгексин-1

3 вариант:

4,5 диметилгексин-2

4 вариант:

4,4 диметилпентин-2

Карточка №4: Химические свойства алкинов

1 вариант:

СН≡С‒СН3 + Н2

СН≡С‒СН3 + 2Н2

2 вариант:

СН≡С‒СН3 + Br2

СН≡С‒СН3 + 2Br2

3 вариант:

СН≡С‒СН3 + НBr →

СН≡С‒СН3 + 2НBr →

4 вариант:

СН≡СH + Н2O →

СН≡С‒СН3 + Н2O →

Для всех:

СН≡СH +KMnO4 + Н2O →

СН≡СH + Ag2O →


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....