Урок химии в 10 классе по теме "Алкины"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Цель урока: изучить строение алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов; спрогнозировать химические свойства алкинов, основываясь на особенностях строения их молекул.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70 КБ |
Предварительный просмотр:
"Алкины"
Цель урока: изучить строение алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов; спрогнозировать химические свойства алкинов, основываясь на особенностях строения их молекул.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с гомологическим рядом алкинов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства (предметный результат);
2. продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный результат);
3. продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный результат).
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Оборудование: комплект для построения шаростержневых молекул, учебник О.С.Габриеляна. химия 10 класс. Базовый уровень.- М:Дрофа 2010, раздаточный материал, презентация «Алкины»
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствует класс, настраивает учащихся на работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
(вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения) | Для определения темы нашего урока решите следующую задачу и ответьте на вопрос: составить структурную формулу полученного вещества, исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова. К какому классу веществ оно относится? Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ? Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока? | Учащиеся решают задачу, называют ответ.
Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока. С2Н6 |
(сформировать способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и определение алкинов) | Учитель предлагает учащимся построить структурную формулу ацетилена , молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), Учитель сообщает, что это вещество ацетилен. Определите общую формулу алкинов и дать определение. Работа в парах. Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, С4Н10, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества. | Учащиеся определяют общую формулу алкинов, записывают на доске и в тетради определение алкинов. Учащиеся получают задание на печатной основе, выполнят задание и проверяют друг у друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки. |
4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации ( совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками для получения знаний, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии). Цель: формировать такие способы познавательной деятельности как анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя язык химии. Цель: формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений. | I. Учитель предлагает индивидуальную работу с текстом по формированию представлений о строении алкинов в сравнении с алкенами и алканами по схеме - тип гибридизации - валентный угол - длина связи - форма молекулы Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы:
| |
Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. | ||
II. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов. Работа в парах по вариантам. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре. 1 вариант СН≡С‒СН2‒СН3 ǀ СН3 2 вариант СН3‒С≡С‒СН2 − СН − СН3 ǀ СН3 3 вариант СН3‒СН‒СН‒С≡СН ǀ ǀ СН3 СН3 4 вариант CH3 CH3 | | CH3 –CH – CH2 – C – C ≡ C – CH3 | C2H5 Написать структурные формулы следующих алкинов: 1вариант: 3,3 диметилпентин-1 2 вариант: 5 метил 3 этилгексин-1 3 вариант: 4,5 диметилгексин-2 4 вариант: 4,4 диметилпентин-2 | Учащиеся воспроизводят алгоритм по составлению названий алкинов. Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки. | |
III. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся. Предлагает построить на доске изомеры состава С5Н8 , назвать их, определить в них тип связи и валентный угол. | Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи. | |
IV. Формирует представление учащихся о пространственном строении алкинов. | Создают пространствееные шаростержневые модели пентина и его изомеров по вариантам, с учетом типов связей и валентных углов в них. | |
V. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов. Как вы думаете какие типы химических реакций характерны для алкинов? Почему? Учитель проверяет и координирует действия учащихся. Просматривают видеоопыт обесцвечивание бромной воды ацетиленом. Какие еще свойства будут характерны для алкинов? Просматривают видеоопыт горение ацетилена. Посмотрите еще один опыт. Реакция гидратации ацетилена. Учитель поправляет учащихся . А как вы думаете можно отличить алкины от алкенов? Можно ли с помощью бромной воды или раствора перманганата калия отличить алкены от алкинов? Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и раствора перманганата калия. Предлагает учащимся отметить результаты опытов. Записывает уравнение реакции на доске. Предлагает самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов. Какую можно провести качественную реакцию на эти углеводороды? Записывает на доске уравнение реакции и демонстрирует качественную реакцию на ацетилен. | Учащиеся предполагают, что имея π- связи ацетиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов), реакции полимеризации (тримеризации). Учащиеся предлагают реакции горения, записывают уравнения реакций. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, что с помощью бромной воды отличить друг от друга алкены и алкины нельзя. записывают выводы и уравнения реакций в тетрадь, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют. Учащиеся предполагают, что это возможно реакции с образованием осадка. Записывают уравнение реакции в тетрадь. | |
Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке | Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы. | Индивидуально выполняют задание. |
6. Подведение итогов, рефлексия. | Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке. - с чем вы познакомились сегодня на уроке? - какие способы вы использовали при выполнении различных заданий? - насколько сложно было работать? - что вызвало наибольшее затруднение? - что нужно сделать? - как организовать домашнюю работу? Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его. | Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний. |
Приложение.
Карточка 1. Представители алкинов
Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:
С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, С4Н10, С2Н4, С8Н16, С5Н8.
Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.
Карточка №2. Строение алкинов
Вставьте в текст соответствующие слова и символы из скобок.
Алкинами называются…(ациклические, циклические) углеводороды, содержащие в молекуле одну… (двойную, тройную) углерод – углеродную связь и имеющие общую формулу…(CnH2n+2, CnH2n, CnH2n-2). Первым представителем этого гомологического ряда является…(этин, этен, этан). Атомы углерода, связанные кратной связью, находятся в состоянии…(sp-, sp2-, sp3-) гибридизации. Угол между осями гибридных орбиталей равен…(900,109028',1200,1800). Каждый из таких атомов углерода образует с соседними атомами…(одну, две, три, четыре) σ-связи и… (одну, две, три, четыре) π-связь. Длина углерод – углеродной связи в этилене… (больше, меньше), чем в этане, и равна…(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм).
Карточка №3: номенклатура алкинов
1. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.
1. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре. 1 вариант: СН≡С‒СН2‒СН3 ǀ СН3 2 вариант: СН3‒С≡С‒СН2 − СН − СН3 ǀ СН3 3 вариант: СН3‒СН‒СН‒С≡СН ǀ ǀ СН3 СН3
4 вариант: CH3 CH3 | | CH3 –CH – CH2 – C – C ≡ C – CH3 | C2H5 | 2. Напишите структурные формулы следующих алкинов: 1 вариант: 3,3 диметилпентин-1 2 вариант: 5 метил 3 этилгексин-1 3 вариант: 4,5 диметилгексин-2 4 вариант: 4,4 диметилпентин-2 |
Карточка №4: Химические свойства алкинов
1 вариант:
СН≡С‒СН3 + Н2 →
СН≡С‒СН3 + 2Н2 →
2 вариант:
СН≡С‒СН3 + Br2 →
СН≡С‒СН3 + 2Br2 →
3 вариант:
СН≡С‒СН3 + НBr →
СН≡С‒СН3 + 2НBr →
4 вариант:
СН≡СH + Н2O →
СН≡С‒СН3 + Н2O →
Для всех:
СН≡СH +KMnO4 + Н2O →
СН≡СH + Ag2O →
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"
Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

