Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках химии
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Туяна Георгиевна Токуренова

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии позволяют решить целый ряд задач образовательного и развивающего характера, а также способствует созданию условий, сберегающих психологическое и физическое здоровье школьников. Разнообразие стратегий и приёмов снимает чрезмерное напряжение и утомление. Чередование различных видов работы избавляет от перегрузок. В атмосфере доверия и взаимопонимания мыслительная деятельность учащихся активизируется и становится продуктивнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_himii.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии.

Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не понимают, не учат, не любят и не выбирают в качестве основы будущей профессии. Однако, если в сентябре спросить восьмиклассников, хотят ли они изучать химию, то ответ будет однозначным: «Да, конечно!». И в начале учебного года дети идут на уроки с большим желанием, дружно учат названия и символы элементов, редко ошибаются, вычисляя относительные молекулярные массы и состав изотопов. При изучении видов химической связи и кристаллических решеток энтузиазм заметно уменьшается, понятие степени окисления и количество вещества многие не усваивают вовсе, а решение задач почти всем кажется непреодолимой преградой. Примерно с начала второго полугодия резко падает успеваемость, учащиеся стремительно теряют интерес к предмету, а учитель становится для них объектом постоянных неприятностей и страхов вне зависимости от его личностных качеств. Уроки превращаются в тяжкое испытание для детей, и для учителя. Оценки за последующие четверти плавно убывают на балл.

Анализ ситуации показывает, что к началу 8-го класса школьники уже обучены простейшим операциям с буквами и цифрами, поэтому получение первичных знаний по химии не вызывает затруднений, интерес к изучению предмета еще высок. А написание схем образования различных видов химической связи требует от учащихся качественно иных способностей: умений устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логические цепочки, выражать информацию графически и творчески подходить к разнообразным ситуациям. А для того чтобы осознать сущность величины «количество вещества», необходимо выйти на новый уровень познания, т.е. отказаться от созерцательности и начать мыслить отвлеченно.

Темпы развития способностей у каждого человека индивидуальны. Трудности, возникающие при изучении такого логически организованного предмета как химия, могут быть связаны и с медленными темпами развития логических процедур из-за пониженной скорости индивидуального развития учащихся, и с несформированностью необходимых учебных навыков, требующих умений оперировать отвлечёнными понятиями, выделять существенные признаки, теоретически обобщать и анализировать. В этих случаях основные определения, положения и принципы химии как науки абстрактной и опирающейся на готовность к логическим операциям воспринимаются учащимися с большим и нервным напряжением. В результате организм подростка, и без того разбалансированный в силу возраста специфики (завершение полового созревания), испытывает дополнительный прессинг, связанный с процессом получения среднего образования вообще и химического в частности. Нервозность и стресс становятся постоянными спутниками школьников, и проблема, безусловно, выходит за рамки отдельного предмета, приобретая пугающую масштабность и острую актуальность.

Перед системой образования стоят задачи установления между учителями и учащимися отношений, основанных на принципах гуманизации и демократизма, всестороннего развития школьников в ходе образовательного процесса. Поэтому необходимо работать над развитием логического мышления школьников, тогда и химия станет доступной для подрастающего поколения как наука, традиционно достойно представляющая мощь российского интеллекта на мировом уровне.

Помочь учащимся получить хорошие знания, развить логические способности, сохранив при этом психофизическое равновесие, может современная образовательная технология «Развитие критического мышления» через чтение и письмо. Деятельный подход, лежащий на основе данной технологии, позволяет изменить характер взаимодействия между учителями и учащимися, переводит коммуникативную систему урока в диалоговый режим, при этом создает в классе обстановку высокой культуры общения, доверия и доброжелательности, что в результате работает не только на успешность в освоении предмета, но и на сохранение здоровья участников обучения.

Применение этой технологии на уроках химии позволяет решить целый ряд задач образовательного и развивающего характера, а также способствует созданию условий, сберегающих психологическое и физическое здоровье школьников. Разнообразие стратегий и приёмов снимает чрезмерное напряжение и утомление. Чередование различных видов работы избавляет от перегрузок. В атмосфере доверия и взаимопонимания мыслительная деятельность учащихся активизируется и становится продуктивнее. Ученики начинают говорить, не боясь ошибиться и выглядеть недостойно, учатся слушать друг друга и принимать чужую точку зрения. Они работают индивидуально, в парах, группах постоянного и переменного состава, выступают то в роли ученика, то в роли учителя, осуществляют процессы взаимообучения и взаимоопроса, развивают коммуникативность, учатся отвечать за свои слова и действия, приобретая уверенность в себе и повышая самооценку. При такой организации учебного процесса учитель из лица, господствующего в классе, из единственного и непререкаемого источника знаний превращается в сотрудника, инструктора и организатора. А главное, в ходе такого обучения происходит освоение и развитие тех логических операций, которые так необходимы при переходе на новые образовательные стандарты.

Многие учителя считают, что технология развития критического мышления неприемлема к преподаванию предметов естественно-научного цикла. Есть и другое соображение, менее радикальное: не всякая тема укладывается в рамки данной технологии. Наиболее проблематичным для использования этой технологии при обучении химии представляется материал 8-го класса в силу того, что учащиеся ещё не овладели химической терминологией, понятиями и категориями. Но включение в учебный процесс даже отдельных элементов технологии даёт замечательные результаты.

Рассмотрим пример использования технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

 В начале изучения темы «Уравнения химических реакций» в качестве эксперимента учащимся было дано задание расположить, с чем им сейчас предстоит познакомиться, используя опыт, полученный на уроках математики. Последствия превзошли самые смелые ожидания.

В учебнике «Химия-8 » есть параграф, который называется «Степень окисления». В первой части идет речь именно об данном понятии, во втором- о бинарных соединениях-. Изменим порядок изложения и начнём с конца.

Записываем на доске: «Бинарные соединения». Предлагаем учащимся осуществить прогноз по названию (предположить по названию предмет изучения) и напоминаем, что неправильных мыслей не бывает. Все высказывания записываем на доске и в тетрадях, их немного:

I. «Би» о значает «два»;

II. Соединяются две молекулы;

III. Молекулы состоят из двух атомов;

IV. Молекулы состоят из двух атомов двух химических элементов;

V. Молекулы состоят из двух атомов двух элементов, число атомов не имеет значения;

Вводим дополнительное ключевое слово: сложные вещества. В силе остаются два последних прогноза. Предлагаем сформулировать два определения и сравнить с тем, которое дано в учебнике.

Записываем на доске формулы NaCl, CaF2, AlBr3. Под каждой формулой подписываем название вещества, просим учащихся сформулировать правила номенклатуры бинарных соединений. Диктуем названия веществ, образованных водородом, кислородом, азотом, серой, углеродом.

Записываем на доске следующие формулы: Li2O, Ca2P3, Na2S, ZnS, NaH, P2O5. Даём задание назвать вещества, работая в парах. После проверки результатов просим внимательно посмотреть на доску и , по-прежнему работая в парах, сформулировать несколько вопросов. Нетрудно предугадать, что вопросов возникает всего два: почему в одних формулах есть индексы, а в других нет? Когда их ставить, а когда не ставить? Плотный и динамичный, урок пролетает незаметно и приносит большое удовлетворение всем участникам процесса. Умение составлять формулы бинарных соединений и давать им названия осваивают все.

Рассмотрим использование ИКТ на уроках химии.

Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии

Важнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является функция развития обучаемого. Для осуществления этого необходима специальная методическая обработка содержания учебной программы, особая организация учебного процесса и знание психофизиологических особенностей ученика.

Среди многочисленных средств, способствующих развивающему обучению химии, активный характер обеспечивается широким использованием средств наглядности и особенно интерактивных средств, информационно-коммуникационной технологии.

Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу веществ. Но многое в науке такого, что невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактное мышление. Преподаватели химии пользуются большим количеством таблиц, на которых схематически изображены химические процессы. Это статические таблицы. Такие таблицы затрудняют процесс восприятия учащимися изучаемого материала, так как при работе трудно сосредоточиться на какой-либо одной части, этапе. Учащиеся невольно рассматривают такие детали, которые учитель еще не объяснял. В таком случае не всегда удается установить связь между словом и зрительными образами.

Интерактивная доска - одно из средств ИКТ-технологии - инновационное решение материальных ресурсов в учебно- воспитательном процессе, позволяющее смоделировать происходящие в природе процессы, создать условия для лучшего восприятия учениками материала. На основе работы с доской применение различных педагогических технологий становится более ярким, наглядным, действенным. Многие опыты, которые невозможно провести в лаборатории по ряду причин можно демонстрировать на интерактивной доске, без ущерба здоровью детей. Мною используется возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д..

Для работы использую разнообразные программы, освоение которых дало новые возможности в усовершенствовании методических приемов обучения:

Использование игровых технологий.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную;

коммуникативную;

самореализации в игре

диагностическую;

функцию коррекции;

социализации.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. На предметной неделе в каждом классе проводим предметные игры «Кто хочет стать отличником», «Самый умный», различные викторины. Дети с удовольствием повторяют и изучают новый материал именно в такой интересной форме.

Большинство современных здоровье сберегающих технологий легко дополняют и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств.

На мой взгляд, внедрение здоровье сберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных.

Основные аспекты содержания школьного курса химии, направленные на здоровьсбережение:

1)техника безопасности при работе с различными веществами и приборами:

- меры безопасности при работе со стеклом, первая помощь при возникновении порезов;

- техника безопасности при работе с кислотами и щелочами (правило разбавления концентрированной кислоты, первая помощь при ожогах кислотами и щелочами);

- техника безопасности при работе с нагревательными приборами (меры безопасности при использовании спиртовки и плитки, первая помощь при термических ожогах);

- техника безопасности при работе с легковоспламеняющимися и горючими веществами (техника безопасности при работе со спиртами, хранение красного фосфора);

- меры безопасности при работе с электрооборудованием (меры предосторожности при работе с электроплиткой, прибором Фарадея);

- меры безопасности при работе с щелочными и щелочно-земельными металлами (особенности хранения щелочных и щелочно-земельных металлов, их отбора и осуществления реакций с ними);

- меры предосторожности при работе с герметичными приборами (особенности нагревания герметичных приборов для получения метана и этилена);

2) культура питания:

-макро- и микроэлементы в организме человека (роль макроэлементов (кислород, азот, водород, углерод); и микроэлементов (кальций, калий, магний, натрий, сера, фосфор) в организме человека);

-компоненты пищи (биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки; калорийность жиров, белков и углеводов, их питательная ценность, особенности обмена веществ);

- хранение пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота как консерванты; процессы брожения глюкозы, виды брожения и их особенности);

-проблема чистой воды (очистка воды с помощью фильтров и иные способы очистки);

- «вредные» пищевые продукты (транс- жиры – их источники и влияние на организм; последствия избыточного потребления сахаров; диеты с избыточным потреблением белков);

- нездоровое пищевое поведение (проблема анорексии и булимии, оптимальная калорийность потребляемой пищи, ее сбалансированность);

3)профилактика формирования вредных привычек:

- избыточное потребление сахара и его последствия (кариес, сахарный диабет, избыточный вес и др.);

- проблема алкоголизма (этанол – «социальный токсин», влияние этанола как химического соединения на органы и ткани человека, алкогольная абстиненция с точки зрения химии, последствия алкоголизма; опасный токсин метанол в контрафактной алкогольной продукции, его пагубное влияние на организм);

- проблема табакокурения (токсины, содержащиеся в сигаретном дыме, их влияние на здоровье человека);

- наркотическая зависимость (вещества, вызывающие наркотическую зависимость, профилактика возникновения наркотической зависимости);

4)уход за телом и косметические средства и их влияние на здоровье (глицерин, вазелин, воск, масла и иные компоненты кремов и мазей, способствующие сохранению влаги в коже и волосах; негативное воздействие ацетона и спирта на кожу человека и др.);

5) проблема чистого воздуха:

- загрязнение воздуха оксидами углерода и предупреждение отравления (места повышенной концентрации углекислого и угарного газа, предупреждение отравления оксидами углерода, первая помощь при угаре);

- явление смога, влияние смога на здоровье человека (понятие «смог», виды смога, их химическая природа и влияние на состояние здоровья);

- отравление парами фенолов (токсичность фенола, испарения от мебели, изготовленной с применением фенолформальдегидных смол, профилактика отравлений);

6)проблема пожаров:

- факторы, способствующие возгоранию (высокая степень измельчения, повышенная температура, избыточное количество кислорода, наличие горючих веществ и др.);

- меры борьбы с возгоранием в зависимости от причины возгорания (прекращение доступа воздуха, использование воды, песка или пены и др.);

- первая помощь при термических ожогах;

7) лекарственные препараты и иные средства оказания медицинской помощи; проблемы, связанные с их применением; народная медицина и фитотерапия:

- антисептики (спиртовые растворы бриллиантовой зелени и йода, раствор перманганата калия);

- жаропонижающие (ацетилсалициловая кислота, парацетамол);

- фиксирующие повязки (гипс);

- успокоительные средства и сердечные препараты (корвалол, нитроглицерин, валидол);

- обезболивающие средства (кофеин, анальгин и др.).

Среди способов включения материала валеологического характера в курс химии можно отметить следующие:

  • на уроках:

- небольшие рассказы;

- мини-кейсы («Вегетарианство и мясоедение», «Фенольные дома»);

- доклады и рефераты («Транс-и цис-жиры»);

- демонстрация социальной рекламы («Проблема алкоголизма», «Табак»);

- химический эксперимент (демонстрационный эксперимент «Влияние этанола на белок куриного яйца и листья растений)

  • во внеучебной деятельности:

- проектные и исследовательские работы (например, проект «Газированные напитки – мифы и реальность», исследовательская работа «Изучение качества молока и некоторых молочных продуктов»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.

В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.

    Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий о...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках ритмики для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Дети с интеллектуальной недостаточностью - это дети с органическим поражением головного мозга. У них наблюдается нарушение психических и физических процессов. И в связи с этим, дети с нарушениями в ин...

Влияние здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках ИЗО, на организм ребенка.

Влияние здоровьесберегающих технологий на организм ребенка во время учебного процесса...