Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках ритмики в СКОУ VIII вида
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Дети с интеллектуальной недостаточностью - это дети с органическим поражением головного мозга. У них наблюдается нарушение психических и физических процессов. И в связи с этим, дети с нарушениями в интеллектуальной сфере особенно нуждаются в здоровьесберегающем пространстве во время учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках ритмики»

Алексеева Светлана Васильевна

учитель ритмики

ГКОУ «СКОШИ № 2 – VIII вида»,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

                                                   

                                                                                   

Правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях СКОУ VIII вида,  существенно и положительно влияет на укрепление и развитие здоровья обучающихся. Педагогический коллектив должен так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее. «Образование должно стать фактом укрепления здоровья, а не его разрушения».

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, с органическим поражением головного мозга. У них наблюдается нарушение развития психических, особенно высших   познавательных,   процессов   - активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления.[1]

У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики трудности  формирования двигательных автоматизмов. 

И в связи с этим, дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в здоровьесберегающем пространстве. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

На уроках ритмики я применяю здоровьесберегающие технологии такие как: музыкотерапия, ритмопластика, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

Музыкотерапия.  Доказано, что эмоции в жизни человека играют важную роль. Одним из эффективных методов воздействия на эмоциональную сферу школьников, способствующих оздоровлению всего организма, является музыка.

Правильно подобранная музыка - успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют токлонения в речевом развитии, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только включить грустную мелодию, и дети начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.[2]

Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.

Ритмопластика.    К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относится музыкально-ритмическое воспитание или ритмопластика. Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт.  Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц?  Все это можно выразить языком движений.

Ритмопластика - это музыка и движение, в синтезе помогающие раскрепощению духа и тела ребенка. Сначала подражая, а затем, создавая собственные образы в ритмических композициях, дети приобретают уверенность в себе, что является прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы. Танцы, ритмичные движения - физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким - они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.        Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют огромное значение и для умственного развития детей: ускоряются мыслительные процессы, формируются волевые качества, улучшается эмоциональный фон ребёнка. В результате у детей ускоряется обмен веществ, повышается выносливость организма, иммунитет.

Занятия ритмопластикой делают школьников более дисциплинированными, улучшаются их спортивные показатели, повышается сопротивляемость организма, формируется правильная осанка.

Дыхательная гимнастика.  Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата.  При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции.[3]  Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание,  продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной  гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье детей. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  •   положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  •   способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  •   улучшает дренажную функцию бронхов;
  •   восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  •   исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма  и повышают устойчивость организма детей к различным заболеваниям.

Упражнения на снятие мышечного напряжения. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто эмоционально неуравновешанны, быстро утомляются   и особо нуждаются  на   уроках  ритмики в упражнениях на расслабление мышц и снятия напряжения. Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, многие дети имеют серьезные неврологические диагнозы.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Я считаю, что применение данных приемов здоровьесберегающих технологий на уроках ритмики позволяет сделать учебный процесс для детей более комфортным. Повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. «Дети с отклонениями в развитии» М.: Просвещение, 1973 г.
  2. Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». М.: «Академия» 2002 г. 
  3. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». - М.: АПК и ПРО, 2002 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.

В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:«Применение здоровьесберегающих технологий...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики обучающимися СКОУ VIII вида.

Мой проект направлен на то, чтобы выработать у учащихся потребность в использовании ИКТ для получения научно-методической информации, понимая нужность, важность и целесообразность учебного материала...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.

    Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий о...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры...