Анализ проблем внедрения ФОП ООО, ФОП СОО по химии
материал по химии

Касяник Людмила Васильевна

Анализ проблем внедрения ФОП ООО, ФОП СОО по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_problem_vnedreniya_fop_ooo_soo_po_himii.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 города Орска»

Анализ проблем внедрения ФОП ООО,

ФОП СОО по химии

Касяник Л. В., учитель химии.

Орск 2025

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

Вчитываясь в Стандарт ФОП каждый учитель ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Говоря о первых результатах работы, хотелось бы обозначить и ряд проблем, с которыми столкнулись в ходе реализации ФОП ООО, СОО.

Положительный момент новых программ – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный  подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

        ФОП потребовал  глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

        Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам.  Учитель, прежде всего, сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.        

        В процессе введения ФОП ООО, СОО обозначились следующие проблемы:

           1. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на деятельность учителя времени катастрофически не хватает.        

            2 . Не все кабинеты оснащены современной техникой и выходом в интернет, что позволяло  бы  более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий.

             3. Требуется совершенствование кадрового потенциала.

             4. Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФОП ООО, СОО, может вызвать и контрольно-оценочной деятельность:

- объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что ТРУДНО;

- контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога;    

- отсутствие надёжных диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.

Перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФОП ООО и ФОП СОО по химии:

1. Отсутствие новых учебников.

2. Технология урока.

3. Оценка результатов.

4. Отсутствие объективной материально – технической базы для реализации практической направленности обучения химии:

  • А) Реактивы и материалы.
  • Б) Материалы для экспериментов
  • В) Специальное оборудование.

    Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем: например, курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФОП ООО, СОО помогает разобраться в теории, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения.  

Преподавание химии в школе в настоящее время  ориентировано на усвоение огромного количества научной  информации, что в современных условиях сокращения количества  часов, отводимых в школе на изучение предмета, неизбежно ведет к   формализации знаний обучающихся. Все это влечет за собой снижение  интереса к изучению предмета. А это, в свою очередь, ставит перед  каждым учителем химии вопрос об активизации познавательного интереса.

Анализируя свою деятельность, как учителя химии я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Очень важная проблема - низкая мотивация учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Возможно, сказываются многочисленные и незаконченные эксперименты в системе образования, необоснованно сложная программа при том, что все больше в классах появляется детей с проблемами усвоения  и просто педагогически запущенных.  Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы решать эту проблему учителю нужно:

-знать  психологические особенности ученика;

-знать его потребности и интересы;

-осуществлять личностный подход в обучении (что в реальности совсем не просто);

-самому постоянно учиться, использовать различные технологии в образовательном процессе, отдавая предпочтение деятельностным методам (в химии это и лабораторные и практические работы, проектная деятельность);

-использовать игровые, коллективные способы обучения – при этом снижается уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

-использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее  более современными способами-интернет, электронные пособия, видеофильмы и т.д.

          Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Особенностью химического образования является сочетание теоретических выкладок с системой практических занятий. Для проведения химического эксперимента должна быть  хорошо оборудована лаборатория и кабинет,  должен иметься полный набор химических реактивов. Но многие опыты невозможно продемонстрировать в школьном кабинете. Подобная проблема решается посредством применения информационных технологий. Таким образом, в моей практике выполнение отдельных работ сопровождается показом опытов виртуальных лабораторий.

    Надо отметить, что при разработке уроков химии мы уже ориентируемся на стандарты ФОП, хотя продолжаем работать по учебникам старой линии.
          Итак, для выполнения нового стандарта необходимо будет изменить методику обучения химии. Учителю придется работать не только с классом, но и индивидуально с каждым учеником, проводить работу не только в коллективе, но и научиться организовывать коллективную познавательную деятельность. Самостоятельная работа должна стать ведущим видом деятельности учащихся в учебном процессе.

В преподавании химии все большее место будут занимать проектно-исследовательская деятельность и информационно коммуникационные технологии.

Важно, чтобы вопросы материально-технического, учебно- методического и информационного обеспечения были решены, как этого требует стандарт.

Вывод:  Новый стандарт  поддерживает традиции существующего образования, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

      Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

 

Литература:

1https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/07/27/osobennosti_prepodavaniya_himii_v_kontekste_novyh_fgos_1.docx

2 https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/06/sovremennye-aspekty-prepodavaniya-himii-v-usloviyah-realizaczii-fgos-48.pdf

3 http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kemd/2023/2023-09-25_Gorshkova_NN.pdf

4 https://infourok.ru/realizaciya-obnovlennyh-fgos-i-foop-kak-prioritetnyh-napravlenij-v-obuchenii-himii-7163791.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ необходимости внедрения РМ-менеджмента в процесс управления школой

Меняется система образования, она должна отвечать "духу времени". Современный учитель-менеджер, он управляет процессами в школе. От того насколько он компетентен в области управления, зависит общий ре...

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....

анализ проблем подросткового возраста.

Использовать во время индивидуальной работы с подростком, как тему родительского собрания в школе....

Российская научная конференция "Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблем"

Российская научная конференция "Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблем" 29-30 ноября 2012г....

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.

Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготов...