Тема Кислоты 8 кл
план-конспект урока по химии (8 класс)
технологическая карта урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по химии «Кислоты», 8 класс
Никитенко Д.Ю., учитель химии МБОУ СОШ ст. Луковской им. С.Г. Астанина
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении новых понятий.
2. Предметно-дидактическая: развитие знаний учащихся о кислотах, как классе соединений.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
|
|
|
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
2. По способу организации: синтетический.
3. По ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения:
1. Основной: проблемно-поисковый.
2. Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа, демонстрационный и лабораторный эксперимент и др.
Основные вопросы урока:
- Классификация кислот (представление о кислотах, их составе, классификации, показателе рН).
- Названия кислот (название кислот и кислотных остатков; отличие кислот от других классов соединений).
- Значение кислот на примере серной кислоты.
Средства обучения:
- Оборудование и реактивы для демонстрационного и лабораторного эксперимента: реактивы: серная кислота, соляная кислота, азотная кислота, лакмус, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага, вода дистиллированная, пробирки, штатив для пробирок. Набор образцов: лимон, рябина, клюква, щавель.
- Инструктивные карты для выполнения лабораторного эксперимента; раздаточные карточки с материалами.
- Мультимедийное оборудование.
Таблица растворимости; Таблица «Изменение окраски индикаторов», учебник «Химия. 8 класс» О.С.Габриелян,-М.: Просвещение, 2024
Ход урока:
Этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | |
учителя | ученика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Органи-зационный. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает обсудить тему урока. Как выдумаете, что мы будем изучать на уроке? (на демонстрационном столе: щавель, лимон, зеленое яблоко). Как эти образцы могут быть связаны с темой урока? | Приветствуют учителя, готовят рабочее место. Участвуют в постановке темы урока. Ответы: щавель, лимон, зеленое яблоко - кислые, т.к. содержат в своем составе кислоту. Записывают в тетрадях число, тему урока. | Регулятивные, коммуникативные. | |
2. Изучения нового материала. Актуали-зация опорных знаний и способов действий. | Проблемно-поисковый. Фронтальная беседа. Самостоятельная работа (в парах). Фронтальная беседа. | 1. Вспомним, на какие группы можно разделить все вещества по составу? 2. Какие вещества называются простыми? Приведите пример 3. Какие вещества называются сложными? Приведите пример #1063;то такое химическая формула вещества и что она показывает? Задание 1. Внимательно изучите выданную вам карточку-таблицу 1 (прил.1). Прочитайте вслух друг другу формулы кислот (второй столбец). На основании данных таблицы определите: к какой группе веществ можно отнести класс кислот. На основании чего можно утверждать, что кислоты – сложные вещества? Задание 2. Противопоставьте химические формулы кислот и оксидов, представленных на с.69 учебника (прил.2). Найдите сходства или отличия в составлении формул этих классов соединений. Сделайте вывод о том, в чем отличие формул оксидов от формул класса кислот. Подводит итог проделанной работе по следующим вопросам: 5. По какому признаку оксиды и кислоты можно отнести к сложным веществам? 6. Можно ли оксиды и кислоты объединить в один класс соединений? | #1054;твечают на вопрос: (простые, сложные). 2. Дают определение, приводят пример. 3. Дают определение, приводят пример по изученной теме «Оксиды» 4. Дают определение Выполняют задание по раздаточному материалу и определяют, что кислоты относятся к сложным веществам. Дают объяснение по составу химических формул кислот и доказывают, что это класс соединений. Выполняют задание и определяют, что классы соединений не имеют общих формул. Дают устные объяснения своего мнения. Делают вывод о том, что кислоты – это отдельный класс соединений и имеют свою форму записи химических формул. Отвечают на вопросы, обсуждают предлагаемые примеры. | Проблемно-поисковые. Общеучебные, коммуникативные. Логические, регулятивные, коммуникативные. |
Создание проблемной ситуации. | Фронтальная беседа. | 7. Что общего между щавелем, лимоном, зеленым яблоком? 8. Как вы думаете, можно ли соединения изучаемого класса характеризовать кислым вкусом в полном соответствии с названием класса? | Высказывают свои мнения, обсуждают их. (они кислые). Приходят к выводу о том, что не могут дать однозначного ответа на поставленный вопрос. | |
Поста-новка учебной проблемы. | 9. Как можно распознать кислоты? | Участвуют в формулировке учебной проблемы. | ||
Решение учебной проблемы. А) выдвиже-ние гипотезы; | Фронтальная беседа. | 10. Как вы понимаете, что такое кислоты? Давайте вспомним правила ТБ. 11. Как вы думаете, есть другие способы идентификации кислот? | Высказывают свои мнения, обсуждают, что кислоты: сложные вещества; состоят из атомов водорода, некоторые содержат кислород; и в их составе присутствуют другие неметаллы. В состав кислот входят атом(ы)водорода и кислотный остаток. Эти вещества характеризуются кислым вкусом. Правила ТБ запрещают пробовать вещества на вкус. Приходят к предположению о том, что есть другие способы идентификации кислот. | Логические, общеучебные, коммуникативные. |
Демонстрацион-ный эксперимент. Лабораторный эксперимент (в группах). | Демонстрирует опыт. По ходу выполнения опыта предлагает ответить на дополнительные вопросы: 12. Какие вещества называются индикаторами? 13. Как меняют свой цвет индикаторы в кислой среде? 14. Изменится ли цвет индикаторов в нейтральной среде? Задание 3. «Экспертиза» Проводит инструктаж по технике безопасности (ТБ). Организует выполнение лабораторных опытов в группах. Контролирует работу учащихся, соблюдение ими правил ТБ. Всем группам выдаются по две пробирки №1, №2 с веществами (в одной пробирке находится соляная кислота, в другой – дистиллированная вода). За 2 минуты необходимо распознать вещества. | Наблюдают за ходом опыта по плану, отвечают на дополнительные вопросы. Визуально определяют кислую среду растворов. Делают вывод об изменении цвета индикаторов в кислой среде. Затрудняются ответить на вопрос. Класс делится на 3 группы. Выполняют лабораторные опыты, работая в группах (прил. 4). Одна группа исследует выданные вещества индикатором лакмусом, вторая группа исследует выданные вещества индикатором метиловым оранжевым, третья группа –универсальной индикаторной бумагой. Представляют и оценивают результаты работы. Определяют кислую и нейтральную среду выданных растворов. Делают вывод, что в нейтральной среде цвет индикаторов не меняется. По изменению цвета полоски бумаги делают вывод о характере среды. | ||
В) формули-ровка решения. | Фронтальная беседа. | Подводит итоги проделанной работы: 15. Итак, с помощью индикаторов можно распознать кислоты? Дает объяснение о пользовании шкалой рН. | Отвечают на вопросы, обсуждают, составляют/заполняют таблицу «Изменение окраски индикатора в кислой среде» по полученным результатам (4 балла); | |
Подтвер-ждение и применение найденного решения. | Фронтальная беседа. | 16. Посмотрите внимательно на химические формулы кислот (карточка-таблица, задание 4). Можно ли записать общую формулу для всех кислот? 17. Подводит к определению понятия «кислоты». | Сравнивают формулы кислот. Убеждаются, что атом(ы) водорода всегда стоит на первом месте. На втором месте записывается оставшаяся часть молекул –кислотный остаток. Выводят общую формулу класса кислот. Записывают в тетрадь определение понятия из учебника. Выполняют задание, проверяют и оценивают правильность выполнения | |
Поста-новка учебной проблемы. | 18. Пользуясь таблицей проведите анализ состава молекул кислот. Предположите, на какие группы по числу химических элементов, образующих вещества, и по составу кислотных остатков можно разделить кислоты? 19. Все ли формулы кислот имеют одинаковое количество атомов водорода? | Отвечают на вопросы, высказывают мнения, обсуждают. Приходят к выводу, что не могут однозначно ответить на последний вопрос. Участвуют в формулировке учебной проблемы. | ||
Решение учебной проблемы. А) выдвиже-ние гипотезы; | Фронтальная беседа. Объяснение. Фронтальная беседа. | 20. Как вы думаете, можно классифицировать кислоты по числу атомов водорода? Дает объяснение нахождения валентности кислотного остатка. 21. Какую роль играет атом кислорода в кислотном остатке? 22. Как можно объяснить, что почти все кислоты растворимы? Подтверждает правильность рассуждений учащихся и дополнительно сообщает им о том, что на примере классификации по признаку растворимости они столкнулись с необходимостью пользования Таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде. Даёт пояснения при пользовании таблицей растворимости. 23. Какой вывод мы можем сделать? | Классифицируют кислоты по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трехосновные). Кислотные остатки соответственно одно-, двух- и трехвалентны. Делают записи в тетрадях в виде схемы. 21. Классифицируют по наличию атома кислорода в кислотном остатке (кислородсодержащие, бескислородные). Делают записи в тетрадях в виде схемы. Воспринимают объяснения учителя, делают записи в тетрадях. 22. Классифицируют по растворимости Классифицируют по стабильности Приходят к выводу, что кислоты подлежат классификации | Логические, общеучебные, коммуникативные. |
Б) проверка гипотезы; | Объяснение. | Подтверждает верность сделанного вывода, формирует представление о классификации кислот; | Воспринимают объяснения учителя, делают записи в тетрадях | Логические, общеучебные. |
Подтвер-ждение и применение найденного решения. | Самостоятельная работа. Демонстрация видеоматериала | Задание 5. Пользуясь учебником, выпишите примеры кислот к каждой составленной схеме классификации Объясняет свойства и применение кислот на примере серной и соляной кислот | Работают с учебником, дополняют составленный опорный конспект дополнительными примерами (к каждой составленной схеме дописывают формулы кислот). Представляют результаты работы. Воспринимают информацию из коллекции видеоматериалов | Общеучебные, коммуникативные. |
3. Закрепле-ние новых знаний и способов действий. | Самостоятельная работа. | Задание 6. Распределите все приведенные выше кислоты по группам. Запишите их названия. | Выполняют задание, проверяют и оценивают правильность выполнения | |
4. Рефлексия деятельности на уроке (завершаю-щий). | Беседа. | 24. Как вы считаете: - удалось ли вам справиться с предложенными сегодня заданиями? - какое задание было для вас наиболее интересным и почему? - какое задание было для вас наиболее сложным? | Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свои суждения. | Регулятивные, коммуникативные. |
5. Домашнее задание | Даёт информацию о домашнем задании. | Записывают домашнее задание. (§16 «Кислоты», выучить формулы и названия кислот, письменно упр. №2,3. | ||
Приложение 1
Название кислоты | Формула кислоты | Название кислотного остатка | Формула соли | Название соли |
Хлороводородная (соляная) | HCI | Хлорид | ||
Бромоводородная | HBr | Бромид | ||
Йодоводородная | HI | Йодид | ||
Фтороводородная (плавиковая) | HF | Фторид | ||
Азотная | HNO3 | Нитрат | ||
Азотистая | HNO2 | Нитрит | ||
Угольная | H2CO3 | Карбонат | ||
Кремниевая | H2SiO3 | Силикат | ||
Сероводородная | H2S | Сульфид | ||
Сернистая | H2SO3 | Сульфит | ||
Серная | H2SO4 | Сульфат | ||
Ортофосфорная (фосфорная) | H3PO4 | Ортофосфат (фосфат) |
Приложение 2
Таблица оксидов
Формула оксида | Название оксида |
К2О | Оксид калия |
MgO | Оксид магния |
Al2O3 | Оксид алюминия |
Cu2O | Оксид меди (I) |
CuO | Оксид меди (II) |
FeO | Оксид железа (II) |
Fe2O3 | Оксид железа (III) |
Приложение 3
Лабораторный опыт
В три пробирки, помещенные в штатив, налейте по 1-2 мл соляной кислоты и растворов серной и азотной кислот. Затем в каждую пробирку добавьте несколько капель раствора лакмуса. Что наблюдаете?
В три пробирки, помещенные в штатив, налейте по 1-2 мл соляной кислоты и растворов серной и азотной кислот. Затем в каждую пробирку добавьте несколько капель раствора метилоранжа. Что наблюдаете?
Приложение 4
Задание 3
В двух пробирках А и Б, помещенных в штатив, находятся соляная кислота и дистиллированная вода. Какие качественные реакции необходимо провести, чтобы определить содержимое каждой из пробирок? Опишите порядок своих действий. Наблюдения занесите в таблицу.
Выполните предложенные опыты. Результаты наблюдений занесите в таблицу:
Индикатор | Окраска в нейтральной среде | Окраска в кислой среде |
Группа 1.
Опыт №1. В пробирку №1 с веществом А добавить несколько капель индикатора лакмуса
Опыт №2. В пробирку №2 с веществом Б добавить несколько капель индикатора лакмуса
Индикатор | Окраска в нейтральной среде | Окраска в кислой среде |
Опыт №1. | ||
Опыт №2. | ||
Группа 2.
Опыт №1. В пробирку №1 с веществом А добавить несколько капель индикатора метилового оранжевого
Опыт №2. В пробирку №2 с веществом Б добавить несколько капель индикатора метилового оранжевого
Индикатор | Окраска в нейтральной среде | Окраска в кислой среде |
Опыт №1. | ||
Опыт №2. | ||
Приложение 5
Кислоты изменяют цвет индикаторов.
Дополните таблицу «Изменение окраски индикатора в кислой среде»
Индикатор | Окраска в нейтральной среде | Окраска в кислой среде |
Красная | ||
Оранжевая |
Приложение 6
Задание 4. Игра «Найди родственников»
Выпишите кислоты из перечня веществ:
КОH, СаO, H2SO4, MgCl2, K2SO4, H2SiO3, HCl, HNO3, CO2, K3PO4.
Ответ: H2SO4, H2SiO3, HCl, HNO3
Приложение 7
Задание 5. Классификация кислот | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
↓ | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
1) | 1) | 1) | |||||||||||||||||||||||||
2) | 2) | 2) | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
1) | 1) | ||||||||||||||||||||||||||
2) | 2) | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
1) | 1) | ||||||||||||||||||||||||||
2) | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
1) | H2CO3 → H2O + CO2 | ||||||||||||||||||||||||||
2) | H2SO3 → | ||||||||||||||||||||||||||
Приложение 9
Задание 6
Распределите все приведенные выше кислоты по группам.
Запишите их названия.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ | БЕСКИСЛОРОДНЫЕ |
НЕСТАБИЛЬНЫЕ | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Урок - путешествие по теме: "Кислоты. Обшие свойства кислот"
Практико - значимый проект с применением ИКТ и игровых технологий на различных этапах урока....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....
Задачи на тему: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Получение и применение кислот"
Данные задачи подходят для обобщени по темам написанным выше....