Урок химии в 11 классе по теме "Комплексные соединения"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Комплексные соединения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 11 классе.
Тема: Комплексные соединения.
Цель: сформировать представление учащихся о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений, познакомить с химическими свойствами соединений данного вида.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся должны знать основные положения координационной теории; уметь объяснять строение комплексных соединений, записывать уравнения диссоциации, давать названия соединениям.
Метапредметные: развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать.
Личностные: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; умения оказывать и принимать помощь.
Основные понятия, изучаемые на уроке: комплексные соединения, центральный атом, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера, диссоциация комплексных соединений.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие, подготовка учащихся к уроку.
Актуализация опорных знаний, дать определения понятий:
- ковалентная связь
- катионы, анионы
- соли с точки зрения ТЭД
В природе есть два вещества, без которых невозможна жизнь на земле животных и растений. Как вы думаете, что это за вещества? (гемоглобин и хлорофилл).
Эти вещества имеют особое, отличное от других химических веществ, строение. Они применяются также в аналитической химии, в металлургии (для получения золота, платины, урана), в качестве красителей, дающих прочные покрытия, их используют для очистки природных и сточных вод.
Эти вещества называют комплексными соединениями.
Тема урока- комплексные соединения.
Изучение новых знаний
Теорию комплексных (координационных) соединений разработал в 1893 г. швейцарский химик А. Вернер.
Комплексные соединения - это сложные вещества, в которых можно выделить:
1) внутреннюю сферу, в которую входят: центральный атом (ион) - комплексообразователь; связанные с ним донорно-акцепторными связями лиганды;
2) внешнюю сферу, связанную с внутренней ионной связью.
Число лигандов во внутренней сфере называется координационным числом.
Координационное число зависит от заряда центрального иона, и, как правило, в 2 раза больше него.
центр
ион лиганд
↓ ↓
[Ag (NH3)2]Cl ← внешняя сфера
↑
внутр сфера
Лигандами выступают атомы, ионы, молекулы, имеющие неподеленные электронные пары: H2O; NH3; Cl; Br; 1; F; CN; NO2; ОН; СО0; остатки многоатомных спиртов, аминокислот; амины и т. д.
Комплексные соединения бывают:
а) анионные (комплексный анион) K3[Fe(CN)6];
б) катионные (комплексный катион) [Cu(NH3)4]SO4;
в) катионанионные (комплексные анион и катион) [Cu(NH3)4] [PtCl4];
г) нейтральные (комплексная группа нейтральна) [Fe(CO)5].
Комплексные соединения могут относиться к:
- кислотам H[AuCl4]);
- основаниям [Ag (NH3)2]OH,
- солям Na3[AlF6],
- неэлектролитам [Pt(NH3)2Cl2]0.
Получение комплексных соединений.
Лабораторная работа.
Опыт 1. Взаимодействие сульфата меди (II) с аммиаком.
Опыт 2. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Опыт 3. Взаимодействие фенола с хлоридом железа (III).
Записываем уравнения соответствующих реакций. Отмечаем цвет полученных соединений.
Номенклатура комплексных соединений.
Сначала называют анион, потом катион, как бы читая формулу комплексного соединения с конца к началу.
В названиях комплексных соединений используют числительные:
2 - ди; 3 - три; 4 - тетра; 5 - пента; 6 – гекса.
Названия лигандов:
Н2О - аква; NH3 - аммин; СО - карбонил | F; Сl; Br, I фторо-; хлоро-; бромо-; йодо-; | ОН - гидроксо; CN- циано; NO2 - нитро и т. д. |
Если центральный ион входит в состав комплексного аниона, то анион называется:
Fe - феррат Сu - купрат Ag - аргентат Аu - аурат | Hg - меркурат Zn - цинкат Аl — алюминат и т. д. |
После названия центрального иона в скобках указывается его валентность, равная заряду.
Примеры:
K2[HgI4] - тетрайодомеркурат (II) калия
[Cu(NH3)4]SO4 - сульфат тетраамминмеди (II)
Fe(CO)5 - пентакарбонилжелезо (0).
Химические свойства комплексных соединений.
- Диссоциация [Cu(NH3)4]SO4 ↔ [Cu(NH3)4]2+ + SO42-
Внутренняя сфера практически не диссоциирует.
Реакции по внешней сфере.
Демонстрация опытов.
FeCl3 + K4[Fe(CN)6) → KFe [Fe(CN)6]↓ + 3KC1
синий
[Cu (NH3)4]SO4 + BaCl2 → [Cu(NH3)4] Cl2 + BaSO4 ↓
3. Реакции с участием лигандов:
Демонстрация опыта.
[Cu (NH3)4]SO4 + 4HCl → CuSO4 +4NH4Cl
4. Реакции по центральному иону:
Демонстрация опытов.
• Обменные: [Ag(NH3)2]Cl + KI → AgI + KCl + 2NH3
желтый
• Окислительно-восстановительные:
2[Ag(NH3)2]OH + CH3 – C = O → CH3 – C = O + 2Ag + 3NH3 + H2O
| |
H ONH4
Реакция «серебряного зеркала»
Проверка усвоения знаний: тестирование
Домашнее задание: §10, №1-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор. Соединения фосфора"
Презентация к уроку химии 9 класса "Фосфор. Соединения фосфора" + тестовый опрос по предыдущей теме "Фосфор его физические и химические свойства" . Во время объяснения нового материала вовлекают...
Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс
Материал данной презентации подобран для урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...

Практическое задание (кейс) к уроку химии 9 класса "Соединения кальция"
Кейс - метод последнее время приобретает все большую популярность. При изучении темы "Соединения кальция" можно предложить детям (решив задания кейса) самим изучить тему урока....
Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"
Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ система Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИЯ 8 класс
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ система Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИЯ 8 класс...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....
