Конспект урока на тему "Признаки химических реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Материал содержит подробный план урока на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_priznaki_himicheskih_reaktsii.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Признаки химических реакций.»

Цель урока:

  • изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
  • совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие:

  • развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
  • вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать способность к само- и взаимоконтролю.

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения через работу в парах;
  • продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов, использование ЭФУ

Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, рабочая тетрадь

Средства обучения: мультимедийная презентация

I. Организационный момент - 1 мин

В течение урока вам предстоит работать с электронными приложениями Я надеюсь, что урок будет интересным и полезным для вас.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

Всем здравствуйте! Усаживаемся. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, поэтому, чтобы объективно оценить работу каждого из вас, внесите свои данные в таблицу регистрации. В ней вы сами будете отмечать свою активность, правильность выполнения заданий при работе по пятибальной системе. В итоге среднее арифметическое число будет вашей отметкой урока. Внесите свои фамилии в бланк с таблицей для оценивания.

Фамилия, имя

Активность участия

Отметка(итог)

№1

№2

№3

Исслед.

работа

№4

Учи-тель


Итак, мы с вами продолжаем знакомство с разделом нашего вводного курса химии «Явления, происходящие с веществами». И начнем мы с вами наш урок с выполнения заданий, которые у вас на столах. Работаем парами, и потом обсуждаем результат.

Работа по карточкам:

Задание №1. «Чистые вещества и смеси»(слайд 1)

Подчеркните названия чистых веществ одной чертой, а смеси – двумя: алюминий, кока – кола, кислород, спиртовой раствор йода, поваренная соль, морская вода, воздух, железо, почва, дистиллированная вода.

Чем смеси отличаются от чистых веществ?

Будьте внимательны, нужно одной чертой подчеркнуть названия чистых веществ, а двумя – смеси.

Итак, проверяем, что у вас получилось? Внимание на экран: правильный ответ:……

К чистым веществам отнесли:…..; смесями будут…….. Поднимите, пожалуйста , руки, чья пара не сделала ни одной ошибки.

Хорошо, молодцы! Ставим себе отметки в табличку. И ответим на следующий вопрос: А чем же отличаются смеси от чистых веществ? Почему вы распределили именно так?

----

Хорошо, правильно. Но, ведь у нас и с чистыми веществами, и со смесями могут происходить различные явления. Какие явления или процессы мы с вами знаем?

- Физические, химические.

Правильно, хорошо, а чем они отличаются?

--

А теперь посмотрим задание №2: к каким явлениям мы можем отнести эти процессы и почему.


Задание №2 «Физические и химические явления»(слайд 2)

Закончите предложения:

  1. Процесс испарения воды – это явление…………………………………………, потому что…………………………………………………………………………………………
  2. Засахаривание варенья – это явление ……………………………………………, потому что………………………………………………………………………………………….
  3. Распространение запаха духов – это явление…………………………………., потому что……………………………………………………………………………………………

Совещаемся, делаем правильные выводы.

Проверяем задание №2: процесс или явление №1 – это… Объясняем почему; №2 - …; №3- …. .

Хорошо, молодцы. И у нас есть еще 3-е задание: давайте выберем, как можно распределить явления


Задание №3 «Физические и химические явления»(слайд 3)

Распределить явления на две группы:

1)плавление льда; 2) ржавление железа; 3) образование белого порошка при измельчении стекла в ступке; 4) высыхание дождевых луж; 5)ветер; 6) морские приливы и отливы; 7) гниение мусора; 8)скисание молока; 9) сжатие пружины; 10)плавление олова

Проверяем, но теперь вы поменяйтесь карточками с другой парой и проверяем. А я говорю правильный ответ:

I –физические: 1), 3) 4), 5), 6) 9),10; II-химические: 2), 7), 8)

Ну вот и, молодцы, справились.

А сейчас мне хочется задать вам такие вопросы:

  1. Как вы думаете, можно ли некоторые физические явления перевести в химические? --------
  2. Как можно узнать, произошло ли химическое явление или химическая реакция? -------

Так, молодцы. Вот выяснением всех этих подробностей мы с вами сегодня и займемся. То есть, какой будет наша с вами цель на сегодня?

---Можно ли физические явления перевести в химические. Как определить, прошла ли химическая реакция.

Работа в тетрадях:

Запишем в тетрадях число и тему нашего урока «Признаки химических реакций.». (слайд 4)

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия.

Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты,

поэтому постоянный контроль опытом необходим”

М.Фарадей (слайд )

И мы с вами, как настоящие химики – практики – исследователи, которые ничего не воспринимают «на слово», а стараются сами все увидеть, все попробовать осуществить и только потом делают какие – то выводы по результатам собственных исследований, начнём свою работу, своё исследование. Итак, какая у нас вами цель сегодня?

---Выяснить, что нужно сделать, чтобы реакция началась, то есть условия возникновения. И как можно определить, что она прошла, то есть признаки.

Молодцы.

Но сначала повторим правила техники безопасности.

Итак начинаем наше маленькое исследование:

Еще раз уточним, что мы ищем, что нам нужно определить?

----условия и признаки

Опыт №1: Найдем у себя на лоточке стаканчик №1 с надписью «сода» и стаканчик №2 с надписью « соляная кислота». Из курса биологии вы знаете, что основу желудочного сока составляет раствор соляной кислоты.

В каких агрегатных состояниях находятся вещества? ---- Правильно.

Теперь поближе подвинем стаканчики друг к другу и ответим на вопрос: Что – то происходит?

-- Нет

А когда сможет произойти?

-- Нужно смешать.

Правильно. Давайте попробуем… Что получилось?

-- Бурное выделение газа.

Как вы думаете, это химическое явление? Произошла ли химическая реакция?.

--Да.

Почему вы так думаете?

-- Выделился газ.

Значит, что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция?

-- Смешать вещества.

Что будет здесь признаком реакции?

Выделение газа.

Начертим в тетради таблицу и начнем её заполнять.( слайд )

Таблица для заполнения

Вещества

Условия начала реакции

Признаки химической реакции

Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)

Железо(Fe) + cера(S)

Лучинка

Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)

Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)


Записали, хорошо. Когда мы знакомились со смесями и способами их разделения, то проводили опыт с железными опилками и серой. Разделяли смесь магнитом, основываясь на магнитных свойствах железа. Смешивание этих веществ в одной посуде – это какое явление?

-- Физическое

Правильно, а можно его перевести в химическое? Как вы думаете?

-Да

Что нужно сделать?

-- Нагреть.

Давайте попробуем, соблюдая правила работы с нагревательным прибором. В фарфоровом стаканчике у нас смесь железных опилок и серы, на лоточке есть и ложка для прокаливания веществ.

Опыт 2: Поместим немного смеси в ложку для прокаливания. Зажигаем спиртовку и нагреваем. Что наблюдаем? Что ощущаем?

--Запах, получается однородная масса.

Итак, произошла ли химическая реакция?

--Да

Что мы с вами сделали, чтобы она произошла?

-- Смешали и нагрели

Хорошо, можно сказать, что здесь несколько иные условия для начала реакции и ее протекания и другой признак реакции?

-- Да

Заполняем таблицу(слайд )

Опыт 3: А теперь возьмем лучинку и положим рядом со спиртовкой – идет какой - нибудь процесс?

---Нет.

А что можно попробовать сделать, чтобы он начался? ---Зажечь.

Зажжём спиртовку, внесем лучинку в пламя, и что видим?

-- Она разгорается. Свечение, тепло.

Значит, какие здесь условия и признаки?

--Внести в пламя: признаки- тепло и свет.

Записываем данные в таблицу (слайд )

Опыт 4: А сейчас возьмем раствор медного купороса, который используют для обработки садовых растений от вредителей, и добавим в него щелочь( в некоторых аккумуляторах ). Что видим?

--- Красивый голубой осадок.

Итак, признак реакции в этом случае:

--образование осадка, изменение окраски

Запишем в таблицу.(слайд )

Опыт 5: Ну, а если кто- то решит просто слить жидкости из разных аккумуляторов…. Давайте посмотрим, что из этого может выйти. Смешаем содержимое из склянок щёлочь и кислота в пробирке… и…

--Ничего.

Но, если мы специально выделим одно из веществ(щёлочь) определяющим реагентом(он называется индикатором) , то посмотрим, что получится на этот раз:….. , а вот теперь добавим кислоту из другого аккумулятора…. И видим, что произошло, наоборот,

---обесцвечивание

То есть, окраска может появиться при химической реакции, а может наоборот исчезнуть. Заносим данные в таблицу. (слайд )

Таблица для заполнения

Вещества

Условия начала реакции

Признаки химической реакции

Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)

Смешать

Выделение газа

Железо(Fe) + cера(S)

Смешать, нагреть

Запах, однородное тв. вещество

Лучинка

Огонь

Тепло, свет

Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)

Смешать

Изменение окраски(появление), осадок

Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)

Добавить индикатор, смешать

Изменение окраски (обесцвечивание)


Итак, подведем итог нашего исследования:

Кто помнит, какой была наша с вами цель, что мы планировали узнать?

--Условия и признаки реакции

Ну и что же? Мы узнали?

--Да

----какие условия нужны, какими могут признаки реакции, зачем нужен индикатор

Давайте перечислим условия возникновения реакции, которые мы выяснили в ходе нашего исследования: Условия протекания химических реакций: 1) соприкосновение веществ; 2) нагревание; хорошо, а что еще мы не назвали?3) время. Верно, все реакции идут с разной скоростью.

Признаки химических реакций: 1) выделение газа; 2) изменение цвета; 3) выпадение осадка; 4) выделение тепла и света.

Вам понравилось быть химиками- исследователями? –

Какой ваш личный результат на сегодня? Что вы научились делать? Что вы можете теперь сделать? (определить условия и признаки)

Как вы думаете, пригодится вам это в жизни?— (дополнит. материал учебника)

Сможете вы теперь определить условия реакции? ---А признаки? ---

Молодцы! А теперь постарайтесь быстренько объективно определить активность свою и друг друга на уроке и выставить себе отметки в табличку.

Вы дома выращивали кристаллы соли - это химическая реакция? –нет.

Домашнее задание: п. 19; электронный вариант рабочей тетради лаб. опыт №1 стр. 84 или лаб. опыт №6 стр. 86. (слайд )

И у нас осталось немного времени, поэтому постараемся определить, какие условия необходимы для проведения химической реакции, что будет признаком реакции?

Вы сказали, что можете теперь определять условия для реакции и ее признаки. Вот и проверим:

Задание 4 «Признаки и условия реакции»(слайд 11)

Определите, какие условия необходимы для проведения реакции, и что будет признаком реакции:

  1. Скисание молока.
  2. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
  3. Ржавление железного гвоздя.
  4. Горение свечи


Звонок: Урок окончен. Всем спасибо. Карточки с отметками оставьте.


Приложение


Фамилия, имя

Активность участия

Отметка(итог)

№1

№2

№3

Исслед.

работа

№4

Учи-тель


Задание № 1 «Чистые вещества и смеси»

Подчеркните названия чистых веществ одной чертой, а смеси – двумя: алюминий, кока – кола, кислород, спиртовой раствор йода, поваренная соль, морская вода, воздух, железо, почва, дистиллированная вода.

Чем смеси отличаются от чистых веществ?

Задание № 2 «Физические и химические явления»

Закончите предложения:

  1. Процесс испарения воды – это явление…………………………………………, потому что…………………………………………………………………………………………
  2. Засахаривание варенья – это явление ……………………………………………, потому что………………………………………………………………………………………….
  3. Распространение запаха духов – это явление…………………………………., потому что……………………………………………………………………………………………

Задание №3 «Физические и химические явления»

Распределите явления на две группы:

1)плавление льда; 2) ржавление железа; 3) образование белого порошка при измельчении стекла в ступке; 4) высыхание дождевых луж; 5)ветер; 6) морские приливы и отливы; 7) гниение мусора; 8)скисание молока; 9) сжатие пружины; 10)плавление олова

I –физические: ; II-химические:

Таблица для заполнения


Вещества

Условия начала реакции

Признаки химической реакции

Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)

Железо(Fe) + cера(S)

Лучинка

Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)

Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)




Задание 4 «Признаки и условия реакции»

Определите, какие условия необходимы для проведения реакции, и что будет признаком реакции:

  1. Скисание молока.
  2. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
  3. Ржавление железного гвоздя.
  4. Горение свечи
  5. Лесной пожар




Дополнительный материал(учебник п. 19 стр.100 – 101)

Таким образом, необходимым условием для протекания химических реакций является соприкосновение реагирующих веществ. В ряде случаев требуется нагревание. Знание условий протекания реакций позволяет управлять ими: ускорять, замедлять, или прекращать их. Последнее обстоятельство очень важно, например, для прекращения реакций горения – для тушения пожаров. Как вы знаете, горение – это взаимодействие веществ с кислородом воздуха. Следовательно, для того чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ кислорода к горящим предметам. Этого добиваются, заливая их водой, различными пенами, засыпая песком. Набрасывая плотную ткань или используя специальные устройства – огнетушители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОРов....

Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций

Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Конспект урока по теме "Химические реакции"

Урок повторения и расширия знаний о химических реак­циях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...