РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ: ОТ МОЛЕКУЛ ДО ЖИЗНИ»
рабочая программа по химии (11 класс)
В условиях современного общества, где здоровье человека и экология становятся важнейшими темами, знание химических процессов, влияющих на здоровье, является крайне актуальным. Программа направлена на изучение связи химии с медициной и биологией, что позволит учащимся осознать значимость этой науки в сохранении и улучшении здоровья.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
ПРИНЯТО На заседании _________________________ Протокол №__ от «___».___.202__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОО ___________________ФИО Протокол №__ от «___».___.202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ: ОТ МОЛЕКУЛ ДО ЖИЗНИ»
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ
(медико-биологическая направленность)
для обучающихся 11 классов
Разработал: Новокрещенов Д.А. Учитель химии |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..……. - 3 1. Содержание программы………………………………………………….… - 4 2. Планируемые результаты……………………………………………….….. - 5 3. Календарно-тематическое планирование…………………………….…… - 6 4. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов…..- 25 5. Рекомендуемая литература……………………………………………........-25 6. Материально-техническое обеспечение…………………………………...-26 7. Методическое обеспечение………………………………………………....-26 |
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
В условиях современного общества, где здоровье человека и экология становятся важнейшими темами, знание химических процессов, влияющих на здоровье, является крайне актуальным. Программа направлена на изучение связи химии с медициной и биологией, что позволит учащимся осознать значимость этой науки в сохранении и улучшении здоровья.
Цель программы.
Формирование у учащихся системного понимания влияния химических веществ на здоровье человека и развитие навыков обращения с химическими веществами.
Задачи программы.
- Исследовать влияние химических веществ на биологические процессы в организме.
- Познакомить учащихся с токсикологией и безопасностью в работе с химикатами.
- Стимулировать интерес к области медицины и биохимии.
- Развивать навыки аналитической работы и научного подхода.
Участники программы.
Участники программы – обучающиеся 11 класса естественно-научного профиля (медико-биологической направленности).
Педагогические технологии.
В рамках курса "Химия и здоровье: от молекул до жизни" используются следующие педагогические технологии:
- Проблемное обучение, которое помогает развитию критического мышления.
- Проектная деятельность, способствующая глубокому пониманию темы и сотрудничеству среди учащихся.
- Игровые технологии, которые делают процесс обучения более увлекательным.
- Метод кейсов, позволяющий рассмотреть реальные ситуации и найти их химические обоснования.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- Создание комфортной образовательной среды.
- Доступ к лабораторному оборудованию и химическим реактивам.
- Обеспечение учебными материалами и электронными ресурсами по химии и биологии.
- Возможность привлечения специалистов-медиков для проведения мастер-классов.
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний будет проводиться на основе:
- Результатов проверочных работ.
- Оценивания выполнения практических заданий и проектов.
- Участия в обсуждениях и командной работе.
- Самооценки и рефлексии учащихся по итогам работы.
1. Содержание программы.
Раздел 1. Введение в химию и здоровье (3 часа).
История химии в медицине: от древних времён до современности. Роль химии в жизни человека. Взаимосвязь химии и здоровья. Основные химические понятия и термины.
Раздел 2. Биохимия и здоровье (8 часов).
Основные макромолекулы (углеводы, белки, жиры). Роль углеводов, белков, жиров в организме. Функции витаминов и минералов в организме, их роль. Метаболизм и его химические процессы. Процессы метаболизма: катализа и ферментативные реакции. Химия клеток и органов. Взаимосвязь химии клеток и здоровья. Применение знаний о химии клеток для разработки лекарств и терапии. Эксперименты по изучению влияния различных веществ на клеточный метаболизм. Обсуждение актуальных тем: генетические модификации, биотехнологии.
Раздел 3. Токсикология и экология (8 часов).
Понятие токсичности и ядовитых веществ. Классификация токсических веществ. Факторы, влияющие на токсичность. Влияние химических веществ на здоровье человека. Острая и хроническая интоксикация: симптомы и последствия. Воздействие на различные системы органов: нервная, дыхательная, эндокринная. Способы детоксикации и лечение отравлений. Экологическая токсикология. Загрязнение окружающей среды и его последствия. Основные источники загрязнения: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Экологические проблемы и здоровье. Обсуждение случаев отравлений и экологических катастроф. Проекты по улучшению экологической ситуации в районе: чистота водоемов, контроль выбросов.
Раздел 4. Химические соединения и фармацевтика (8 часов).
Введение в фармацевтическую химию. Основные группы лекарственных средств (антибиотики, противовирусные, противовоспалительные и т.д.). Химические соединения в фармацевтике. Примеры и описание механизмов действия ключевых фармацевтических соединений. Процесс разработки лекарств. Этапы разработки нового лекарственного средства. Исходные исследования и синтез соединений. Предклинические испытания: тестирование на клеточных культурах и животных. Клинические испытания: фазы I, II, III, безопасность и эффективность. Методы синтеза фармацевтических соединений. Химические реакции и механизмы действия. Безопасное использование химических препаратов. Понятие о токсичности и побочных эффектах лекарств. Влияние химических соединений на здоровье и взаимодействие с другими веществами. Современные достижения в химии и медицине. Роль химии в поддержании здоровья и лечения заболеваний. Этика и ответственность в фармацевтической индустрии. Анализ действующих веществ в лекарствах на основе химических свойств и реакций.
Раздел 5. Практическая работа и исследовательская деятельность (7 часов).
Проведение простых химических экспериментов. Практическое экспериментирование: работа с образцами, анализ данных. Анализ и интерпретация результатов. Обработка полученных данных с использованием статистических методов. Выводы и рекомендации на основе полученных результатов. Обсуждение важности практического и исследовательского подхода в химии. Роль учащихся как будущих специалистов в медицине и фармацевтике. Подготовка презентаций и публикаций о проведенных исследованиях. Защита проектов по теме.
2. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- Учащиеся сформируют позитивное отношение к изучению химии как важной науки, влияющей на здоровье и жизнь человека.
- Разовьют критическое мышление и научный подход в анализе проблем, связанных с химией и здоровьем.
- Повысят уровень личной ответственности за собственное здоровье и экологическую ситуацию в окружающей среде.
Метапредметные результаты:
- Учащиеся научатся работать в команде, осуществляя совместные проекты и обсуждения.
- Освоят навыки самообразования и поиска необходимой информации, используя различные источники, включая научные статьи и интернет-ресурсы.
- Разовьют навыки презентации и защиты своих исследований перед аудиторией.
Предметные результаты:
- Учащиеся освоят основные понятия биохимии и токсикологии, понимая их влияние на организм человека.
- Научатся проводить простые химические анализы и эксперименты, осваивая лабораторные приемы и анализируя полученные результаты.
- Узнают о соединениях, используемых в фармацевтике, и смогут объяснить их действие на организм.
- Смогут оценить влияние экологических факторов на здоровье через призму
химии, используя конкретные примеры и статистические данные.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Всего часов | в том числе | ЦОР | Деятельность обучающихся | Дата план | Дата факт | ||
теория | практика | ||||||||
Раздел 1. Введение в химию и здоровье | 3 | 3 | 0 | ||||||
1 | История химии в медицине: от древних времён до современности. | 1 | 1 | org.uk/medicine | Обучающиеся делятся на группы и исследуют различные периоды в истории химии и медицины. Каждая группа представляет свои находки в виде доклада. Обсуждают современные проблемы и перспективы развития химии и медицины. | ||||
2 | Взаимосвязь химии и здоровья. | 1 | 1 | org.uk/objects-and-stories/ chemistry/x-ray-crystallography- revealing-our-molecular-world | Обучающиеся делятся на группы и исследуют различные аспекты взаимосвязи химии и здоровья (влияние химии на питание, на экологию, на фармакологию. | ||||
3 | Основные химические понятия и термины. | 1 | 1 | simulations/%20fil-ter? subjects=chemistry&type=html | Изучают основные химические понятия и термины. | ||||
Раздел 2. Биохимия и здоровье | 8 | 5 | 3 | ||||||
4 | Основные макромолекулы (углеводы, белки, жиры). | 1 | 1 | org/science/biology/ macromolecules/introduction- to-macromolecues/a/ introduction-to-macromolecules | Выполняют практические эксперименты, демонстрирующие свойства различных макромолекул (на наличие крахмала в продуктах питания, денатурация белка, определение наличия жира в продуктах. | ||||
5 | Роль углеводов, белков, жиров в организме. | 1 | 1 | science/biology/macromolecules/ carbohydrates-and-sugars/v/ introduction-to-carbohydrates | Обучающиеся делятся на группы, каждая из которых изучает свою категорию питательных веществ: углеводы, белки или жиры. Представляют результаты своей работы перед классом. | ||||
6 | Функции витаминов и минералов в организме, их роль. | 1 | 0,5 | 0,5 | science/up-class-12-chemistry/ xf544292e349f3984: biomolecules/xf544292e349f3984: nucleic-acids/e/vitamins | Знакомятся с функциями витаминов и минералов. Выполняют практическое задание по составлению рациона дня с учетом всех необходимых витаминов и минералов. | |||
7 | Метаболизм и его химические процессы. | 1 | 1 | org/science/biology/ membranes-and-transport | Участвуют в обсуждении базовых понятий метаболизма. Работают с графиками и схемами. Решают задачи, связанные с расчетом энергетического баланса клеток. | ||||
8 | Химия клеток и органов. | 1 | 1 | org/science/biology/ structure-of-a-cell | Знакомятся с ключевыми понятиями. Решают проблемные ситуации. Участвуют в игре «Что это за молекула?» | ||||
9 | Взаимосвязь химии клеток и здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 | org/science/biology/cellular- respiration-and-fermentation | Исследуют влияние диеты на здоровье: анализируют свой ежедневный рацион и выясняют, насколько он соответствует потребностям организма в макро- и микроэлементах. Результаты оформляют в виде графиков и диаграмм. | |||
10 | Применение знаний о химии клеток для разработки лекарств и терапии. | 1 | 0,5 | 0,5 | org.uk/medicine | Участвуют в обсуждении вопросов: Что такое лекарственное средство? Как оно взаимодействует с клетками? Каковы основные этапы разработки лекарства? Выполняют практическое задание: рассчитать концентрацию лекарства в крови в зависимости от дозы и времени введения. | |||
11 | Обсуждение актуальных тем: генетические модификации, биотехнологии. | 1 | 0,5 | 0,5 | org.uk/objects-and-stories/chemistry/ x-ray-crystallography-revealing- our-molecular-world | Работают в группах, каждая из которых исследует определенную область (ГМО, биотопливо и возобновлямые источники энергии, синтетическая биология и создание искусственных организмов, этические вопросы и общественное восприятие биотехнологий). Изучают научные статьи и другие ресурсы. Участвуют в дискуссии. | |||
Раздел 3. Токсикология и экология | 8 | 6 | 2 | ||||||
12 | Понятие токсичности и ядовитых веществ. | 1 | 1 | item.asp?id=54150737 | Знакомятся с основными понятиями темы. Отвечают на вопросы. | ||||
13 | Влияние химических веществ на здоровье человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | item.asp?id=67973119 | Выполняют экспериментальное исследование воздействия кислот и щелочей на ткани. Анализируют состав этикеток от бытовых химических средств, выявляя опасные ингредиенты. Участвуют в обсуждении. | |||
14 | Воздействие на различные системы органов: нервная, дыхательная, эндокринная. | 1 | 0,5 | 0,5 | презентация | Знакомятся с влиянием химических веществ на здоровье человека. Проводят простое исследование влияния табачного дыма на лёгочную ткань (сравнение фильтра сигарет до и после курения). | |||
15 | Способы детоксикации и лечение отравлений. | 1 | 1 | презентация | Знакомятся с ключевыми понятиями. Участвуют в ролевой игре, где разыгрывают сценарии оказания первой помощи при различных видах отравлений (пищевое, химическое, лекарственное). | ||||
16 | Экологическая токсикология. Загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | 1 | org/science/biology/ecology | Изучают понятие экологической токсикологии и её роли в изучении влияния химических веществ на окружающую среду. Участвуют в обсуждении вопросов темы. | ||||
17 | Основные источники загрязнения: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. | 1 | 1 | Знакомятся с основными источниками загрязнения окружающей среды, последствиями загрязнения для экосистем и здоровья человека. Осознают важность охраны окружающей среды и предотвращения загрязнений. | |||||
18 | Экологические проблемы и здоровье. | 1 | 1 | Участвуют в обсуждении основных источников загрязнения (промышленное производство, транспорт, сельское хозяйство) и их воздействия на здоровье (респираторные заболевания, аллергии, рак). Поиск решений: Обсуждение возможных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду (сокращение потребления пластика, энергосбережение, сортировка отходов). | |||||
19 | Обсуждение случаев отравлений и экологических катастроф. | 1 | 1 | презентация | Учащиеся проводят мини-исследование, собирая данные о состоянии воздуха, воды и почвы в своём районе. Анализируют и обсуждают данные. | ||||
Раздел 4. Химические соединения и фармацевтика | 8 | 6 | 2 | ||||||
20 | Введение в фармацевтическую химию. Основные группы лекарственных веществ. | 1 | 0,5 | 0,5 | https://yandex.ru/video/preview/ 14215812425445031935 | Слушают рассказ учителя. Работают в группах, изучая лекарственные вещества (принципах действия и применении этих веществ). | |||
21 | Химические соединения в фармацевтике. Примеры и описание механизмов действия ключевых фармацевтических соединений. | 1 | 1 | презентация | Участвуют в обсуждении. Изучают химические структуры представителей различных классов лекарственных веществ, используя таблицу Менделеева и модели молекул. | ||||
22 | Процесс разработки лекарств. Этапы разработки нового лекарственного средства. | 1 | 0,5 | 0,5 | referencework/%2010.1007/978-3-642-27728-3 | Знакомятся с этапами разработки лекарственных средств. Работают в группах, каждая из которых получает задание разработать стратегию продвижения гипотетического лекарства через все этапы разработки. Группы должны учесть возможные проблемы и предложить решения. Каждая группа представляет свою стратегию и обосновывает принятые решения. | |||
23 | Химические реакции и механизмы действия. | 1 | 1 | презентация | Слушают учителя, обсуждают выводы и связи между разными типами реакций. | ||||
24 | Безопасное использование химических препаратов. | 1 | 1 | Изучают правила безопасного хранения и использования химических препаратов. Анализируют этикетки реальных химических препаратов, выявляя информацию о составе, мерах предосторожности и правилах утилизации. | |||||
25 | Современные достижения в химии и медицине. | 1 | 1 | https://yandex.ru/video/preview/ 16524940598689616691 | Знакомятся с новейшими достижениями в области химии и медицины. Выбирают актуальные научные статьи или новостные публикации о достижениях в химии и медицине и готовят краткие сообщения. | ||||
26 | Роль химии в поддержании здоровья и лечения заболеваний. | 1 | 1 | m8ort4o2of686313811 | Слушают рассказ учителя о значении химии в медицине, приводят примеры, как химические знания помогают в лечении заболеваний. Участвуют в обсуждении вопросов темы. | ||||
27 | Анализ действующих веществ в лекарствах на основе химических свойств и реакций. | 1 | 1 | презентация | Учащиеся анализируют состав популярных лекарств, определяя действующие вещества и вспомогательные компоненты. Выполняют простые эксперименты, демонстрирующие химические свойства лекарств (например, растворимость, изменение цвета при реакции). | ||||
Раздел 5. Практическая работа и исследовательская деятельность | 7 | 1 | 6 | ||||||
28 | Проведение простых химических экспериментов. | 1 | 1 | https://edu.rsc.org/resources/ problem-based-practical-activities/939.article | Проводят эксперимент. | ||||
29 | Практическое экспериментирование: работа с образцами, анализ данных. | 1 | 1 | simulations/filter?subjects =chemistry&type=html | Проводят эксперимент, анализируют полученные данные. | ||||
30 | Обработка полученных данных. Выводы и рекомендации на основе полученных результатов. | 1 | 1 | презентация | Обрабатывают полученные данные, делают выводы на основе полученных результатов. | ||||
31 | Обсуждение важности практического и исследовательского подхода в химии. | 1 | 0,5 | 0,5 | презентация | Слушают рассказ учителя о значении практического и исследовательского подхода в химии, знакомятся с примерами великих открытий, сделанных благодаря экспериментам. Учащиеся проводят простые эксперименты, подтверждающие изучаемые законы и явления. | |||
32 | Роль учащихся как будущих специалистов в медицине и фармацевтике. | 1 | 0,5 | 0,5 | презентация | Участвуют в обсуждении вопросов: Почему важно выбирать профессию в медицине или фармацевтике? Как эти профессии влияют на здоровье нации? Слушают приглашенных специалистов, которые рассказывают о своей работе, делятся своим опытом. Задают вопросы гостям. | |||
33 | Подготовка презентаций и публикаций о проведенных исследованиях. | 1 | 1 | презентация | Готовятся к защите мини проектов перед классом. | ||||
34 | Защита проектов. | 1 | 1 | презентация | Защищают проект. | ||||
4. Способы оценки достижения планируемых результатов.
Виды контроля.
1. Текущий контроль:
- Опросы на уроках, проверочные работы;
- Проверка домашних заданий.
2. Промежуточный контроль:
- Практические работы;
- Исследовательские проекты.
3. Итоговый контроль:
- Защита проектных и исследовательских работ.
Формы отслеживания образовательных результатов.
1. Индивидуальные отчеты:
- Подготовка отчетов по практическим работам и экспериментам;
- Доклады по исследовательским проектам.
2. Групповые проекты:
- Совместные работы по заданным темам;
- Презентация результатов группы.
3. Самооценка и оценка учащихся:
- Оценка собственных достижений учащимися;
- Обсуждение результатов и обмен мнениями между учащимися.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
1. Презентации:
- Презентация проектов и исследовательских работ перед классом;
- Использование мультимедийных материалов.
2. Выставки:
- Организация выставок на тему «Химия и здоровье: от молекул до жизни».
- Демонстрация проведенных экспериментов и результатов исследовательских проектов.
Формы подведения итогов реализации программы.
1. Обсуждение итогов:
- Итоговые собрания с участниками курса для обсуждения достигнутых результатов;
- Выводы о том, что было изучено и какие результаты получены.
2. Критерии оценивания:
- Определение критериев для итоговой оценки: знания, навыки, личные достижения;
- Систематизированный анализ успеваемости участников.
3. Отзывы и рекомендации:
- Опросы участников о курсе для дальнейшего улучшения программы;
- Сбор рекомендаций по каждому разделу курса и внедрение их в будущие программы.
5. Рекомендуемая литература.
1. Брюховецкий, И. А. "Химия и жизнь" (2020).
2. Кудрявцев, Л. Н. "Биохимия для школьников" (2021).
3. Семенов, Д. Н. "Основы токсикологии" (2019).
4. Соловьев, А. П. "Фармацевтическая химия: Учебное пособие" (2020).
5. Шевченко, Т. В. "Экология и здоровье человека: Проблемы и решения" (2021).
6. Петров, В. Е. "Химические соединения в жизни человека" (2020).
7. Тихонов, А. И. "Биохимия и здоровье: практические аспекты" (2020).
8. Мельникова, И. В. "Молекулы и жизнь: уроки биохимии" (2021).
9. Лебедев, Ю. В. "Химия и экология" (2020).
10. Александров, М. К. "Лекарственные средства: химия и применение" (2020).
6. Материально-техническое обеспечение.
1. Лабораторное оборудование:
- Микролаборатории: весы, мерные цилиндры, пробирки, пипетки;
- Наборы для проведения химических реакций: реактивы, индикаторы, реагенты;
- Нагревательный прибор: плитка.
2. Научные модели и демонстрационные материалы:
- Модели молекул и атомов (например, шариковые модели);
- Доски для записей и маркеры для визуализации учебного материала;
- Плакаты и схемы с химическими процессами.
- Макеты органов и систем организма.
3. Учебные материалы:
- Учебные пособия по химии и биологии;
- Пособия по решению задач и практические руководства.
- Электронные образовательные ресурсы (интернет-сайты, базы данных, онлайн-курсы).
4. Информационно-образовательные технологии:
- Проектор и экран для презентаций;
- Программы для моделирования химических реакций (например, ChemSketch).
5. Безопасность:
- Персональные средства защиты: перчатки, защитные очки, халаты;
- Аптечка первой помощи и инструкции по безопасности.
7. Методическое обеспечение.
1. Современные подходы к преподаванию химии в контексте здоровья» — Авторский коллектив под руководством Н.Н. Дроздова (2019).
2. Внеклассная работа по химии: междисциплинарный подход — Авторы: М.В. Быкова, А.А. Сухова (2020).
3. Методика организации внеурочных занятий по химии с элементами медицинских знаний — Под ред. С.И. Кузнецовой (2021).
4. Здоровье и химия: интеграция знаний в школе — Коллектив авторов под руководством Л.М. Петровой (2022).
5. Учебник «Химия вокруг нас: связь науки и здоровья — Авторы: Е.Ю. Тихонова, О.С. Смирнова (2021).
6. Сборник лабораторных работ «Химия и здоровье: от теории к практике — Сост. Ю.Л. Грибанов, В.Д. Плетнев (2022).
7. Комплекты для практических занятий «Химия и жизнь» — Разработаны ООО «Научные технологии» (2021).
Примерный перечень проектно–исследовательских работ.
1. Исследование влияния различных пищевых добавок на здоровье человека.
2. Анализ состава и полезных свойств витаминов и минералов.
3. Исследование качества воды в местных водоемах.
4. Изучение роли антиоксидантов в защите клеток человека.
5. Исследование химических процессов в организме при физических нагрузках
6. Анализ воздействия химических загрязнителей на здоровье человека.
7. Разработка рекомендаций по безопасному использованию бытовой химии.
8. Исследование влияния различных диет на состав крови и здоровье.
9. Анализ содержания тяжелых металлов в продуктах питания.
10. Проект по изучению биохимии стресса и его влияния на здоровье человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Начала экспериментальной химии»
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися экспериментами.Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана на учеников 7-х классов. Она базируется на обя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах», 1 час в неделю, 34 часа в год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химия в задачах" предназначается для учащихся 8-х классов, которые интересуются химией и математикой. Материал занятий предполагает интеграц...
