РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ: ОТ МОЛЕКУЛ ДО ЖИЗНИ»
рабочая программа по химии (11 класс)

Новокрещенов Дмитрий Андреевич

В условиях современного общества, где здоровье человека и экология становятся важнейшими темами, знание химических процессов, влияющих на здоровье, является крайне актуальным. Программа направлена на изучение связи химии с медициной и биологией, что позволит учащимся осознать значимость этой науки в сохранении и улучшении здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kursa_vd_himiya_i_zdorove.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

ПРИНЯТО

На заседании

_________________________

Протокол №__

от «___».___.202__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОО

___________________ФИО

Протокол №__

от «___».___.202__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ: ОТ МОЛЕКУЛ ДО ЖИЗНИ»

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

(медико-биологическая направленность)

для обучающихся 11 классов

Разработал:

Новокрещенов Д.А.

Учитель химии

Тимашевск, 2025 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..……. - 3

1. Содержание программы………………………………………………….… - 4

2. Планируемые результаты……………………………………………….….. - 5

3. Календарно-тематическое планирование…………………………….…… - 6

4. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов…..- 25

5. Рекомендуемая литература……………………………………………........-25

6. Материально-техническое обеспечение…………………………………...-26

7. Методическое обеспечение………………………………………………....-26

   

Пояснительная записка.

Актуальность программы.  

В условиях современного общества, где здоровье человека и экология становятся важнейшими темами, знание химических процессов, влияющих на здоровье, является крайне актуальным. Программа направлена на изучение связи химии с медициной и биологией, что позволит учащимся осознать значимость этой науки в сохранении и улучшении здоровья.

Цель программы.

Формирование у учащихся системного понимания влияния химических веществ на здоровье человека и развитие навыков обращения с химическими веществами.

Задачи программы.  

- Исследовать влияние химических веществ на биологические процессы в организме.

- Познакомить учащихся с токсикологией и безопасностью в работе с химикатами.

- Стимулировать интерес к области медицины и биохимии.

- Развивать навыки аналитической работы и научного подхода.        

Участники программы.

        Участники программы – обучающиеся 11 класса естественно-научного профиля (медико-биологической направленности).

Педагогические технологии.  

В рамках курса "Химия и здоровье: от молекул до жизни" используются следующие педагогические технологии:  

- Проблемное обучение, которое помогает развитию критического мышления.  

- Проектная деятельность, способствующая глубокому пониманию темы и сотрудничеству среди учащихся.  

- Игровые технологии, которые делают процесс обучения более увлекательным.  

- Метод кейсов, позволяющий рассмотреть реальные ситуации и найти их химические обоснования.

Условия реализации программы.  

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:  

- Создание комфортной образовательной среды.  

- Доступ к лабораторному оборудованию и химическим реактивам.  

- Обеспечение учебными материалами и электронными ресурсами по химии и биологии.

- Возможность привлечения специалистов-медиков для проведения мастер-классов.

         Оценка знаний учащихся.  

Оценка знаний будет проводиться на основе:  

- Результатов проверочных работ.  

- Оценивания выполнения практических заданий и проектов.  

- Участия в обсуждениях и командной работе.  

- Самооценки и рефлексии учащихся по итогам работы.

1. Содержание программы.

Раздел 1. Введение в химию и здоровье (3 часа).  

История химии в медицине: от древних времён до современности. Роль химии в жизни человека. Взаимосвязь химии и здоровья. Основные химические понятия и термины.  

Раздел 2. Биохимия и здоровье (8 часов).  

Основные макромолекулы (углеводы, белки, жиры).  Роль углеводов, белков, жиров в организме. Функции витаминов и минералов в организме, их роль. Метаболизм и его химические процессы. Процессы метаболизма: катализа и ферментативные реакции. Химия клеток и органов. Взаимосвязь химии клеток и здоровья. Применение знаний о химии клеток для разработки лекарств и терапии. Эксперименты по изучению влияния различных веществ на клеточный метаболизм. Обсуждение актуальных тем: генетические модификации, биотехнологии.

Раздел 3. Токсикология и экология (8 часов).  

Понятие токсичности и ядовитых веществ. Классификация токсических веществ. Факторы, влияющие на токсичность. Влияние химических веществ на здоровье человека. Острая и хроническая интоксикация: симптомы и последствия. Воздействие на различные системы органов: нервная, дыхательная, эндокринная. Способы детоксикации и лечение отравлений. Экологическая токсикология. Загрязнение окружающей среды и его последствия. Основные источники загрязнения: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Экологические проблемы и здоровье. Обсуждение случаев отравлений и экологических катастроф. Проекты по улучшению экологической ситуации в районе: чистота водоемов, контроль выбросов.

Раздел 4. Химические соединения и фармацевтика (8 часов).  

Введение в фармацевтическую химию. Основные группы лекарственных средств (антибиотики, противовирусные, противовоспалительные и т.д.). Химические соединения в фармацевтике. Примеры и описание механизмов действия ключевых фармацевтических соединений. Процесс разработки лекарств. Этапы разработки нового лекарственного средства. Исходные исследования и синтез соединений. Предклинические испытания: тестирование на клеточных культурах и животных. Клинические испытания: фазы I, II, III, безопасность и эффективность. Методы синтеза фармацевтических соединений. Химические реакции и механизмы действия. Безопасное использование химических препаратов. Понятие о токсичности и побочных эффектах лекарств. Влияние химических соединений на здоровье и взаимодействие с другими веществами. Современные достижения в химии и медицине. Роль химии в поддержании здоровья и лечения заболеваний. Этика и ответственность в фармацевтической индустрии. Анализ действующих веществ в лекарствах на основе химических свойств и реакций.

Раздел 5. Практическая работа и исследовательская деятельность (7 часов).  

Проведение простых химических экспериментов. Практическое экспериментирование: работа с образцами, анализ данных. Анализ и интерпретация результатов. Обработка полученных данных с использованием статистических методов. Выводы и рекомендации на основе полученных результатов. Обсуждение важности практического и исследовательского подхода в химии. Роль учащихся как будущих специалистов в медицине и фармацевтике. Подготовка презентаций и публикаций о проведенных исследованиях. Защита проектов по теме.

2. Планируемые результаты.

Личностные результаты:  

- Учащиеся сформируют позитивное отношение к изучению химии как важной науки, влияющей на здоровье и жизнь человека.

- Разовьют критическое мышление и научный подход в анализе проблем, связанных с химией и здоровьем.

- Повысят уровень личной ответственности за собственное здоровье и экологическую ситуацию в окружающей среде.

Метапредметные результаты:  

- Учащиеся научатся работать в команде, осуществляя совместные проекты и обсуждения.

- Освоят навыки самообразования и поиска необходимой информации, используя различные источники, включая научные статьи и интернет-ресурсы.

- Разовьют навыки презентации и защиты своих исследований перед аудиторией.

Предметные результаты:  

- Учащиеся освоят основные понятия биохимии и токсикологии, понимая их влияние на организм человека.

- Научатся проводить простые химические анализы и эксперименты, осваивая лабораторные приемы и анализируя полученные результаты.

- Узнают о соединениях, используемых в фармацевтике, и смогут объяснить их действие на организм.

- Смогут оценить влияние экологических факторов на здоровье через призму

химии, используя конкретные примеры и статистические данные.

3. Календарно-тематическое планирование.

урока

Тема урока

Всего

часов

в том числе

ЦОР

Деятельность

обучающихся

Дата

план

Дата факт

теория

практика

Раздел 1. Введение в химию и здоровье

3

3

0

1

История химии в медицине: от древних времён до современности.

1

1

https://www.sciencemuseum.

org.uk/medicine

Обучающиеся делятся на группы и исследуют различные периоды в истории химии и медицины. Каждая группа представляет свои находки в виде доклада. Обсуждают современные проблемы и перспективы развития химии и медицины.

2

Взаимосвязь химии и здоровья.

1

1

https://www.sciencemuseum.

org.uk/objects-and-stories/

chemistry/x-ray-crystallography-

revealing-our-molecular-world

Обучающиеся делятся на группы и исследуют различные аспекты взаимосвязи химии и здоровья (влияние химии на питание, на экологию, на фармакологию.

3

Основные химические понятия и термины.  

1

1

https://phet.colorado.edu/en/

simulations/%20fil-ter?

subjects=chemistry&type=html

Изучают основные химические понятия и термины.

Раздел 2. Биохимия и здоровье

8

5

3

4

Основные макромолекулы (углеводы, белки, жиры).

1

1

https://www.khanacademy.

org/science/biology/

macromolecules/introduction-

to-macromolecues/a/

introduction-to-macromolecules

Выполняют практические эксперименты, демонстрирующие свойства различных макромолекул (на наличие крахмала в продуктах питания, денатурация белка, определение наличия жира в продуктах.

5

Роль углеводов, белков, жиров в организме.

1

1

https://www.khanacademy.org/

science/biology/macromolecules/

carbohydrates-and-sugars/v/

introduction-to-carbohydrates

Обучающиеся делятся на группы, каждая из которых изучает свою категорию питательных веществ: углеводы, белки или жиры. Представляют результаты своей работы перед классом.

6

Функции витаминов и минералов в организме, их роль.

1

0,5

0,5

https://www.khanacademy.org/

science/up-class-12-chemistry/

xf544292e349f3984:

biomolecules/xf544292e349f3984:

nucleic-acids/e/vitamins

Знакомятся с функциями витаминов и минералов. Выполняют практическое задание по составлению рациона дня с учетом всех необходимых витаминов и минералов.

7

Метаболизм и его химические процессы.

1

1

https://www.khanacademy.

org/science/biology/

membranes-and-transport

Участвуют в обсуждении базовых понятий метаболизма. Работают с графиками и схемами. Решают задачи, связанные с расчетом энергетического баланса клеток.

8

Химия клеток и органов.

1

1

https://www.khanacademy.

org/science/biology/

structure-of-a-cell

Знакомятся с ключевыми понятиями. Решают проблемные ситуации. Участвуют в игре «Что это за молекула?»

9

Взаимосвязь химии клеток и здоровья.

1

0,5

0,5

https://www.khanacademy.

org/science/biology/cellular-

respiration-and-fermentation

Исследуют влияние диеты на здоровье: анализируют свой ежедневный рацион и выясняют, насколько он соответствует потребностям организма в макро- и микроэлементах. Результаты оформляют в виде графиков и диаграмм.

10

Применение знаний о химии клеток для разработки лекарств и терапии.

1

0,5

0,5

https://www.sciencemuseum.

org.uk/medicine

Участвуют в обсуждении вопросов: Что такое лекарственное средство? Как оно взаимодействует с клетками? Каковы основные этапы разработки лекарства? Выполняют практическое задание: рассчитать концентрацию лекарства в крови в зависимости от дозы и времени введения.

11

Обсуждение актуальных тем: генетические модификации, биотехнологии.

1

0,5

0,5

https://www.sciencemuseum.

org.uk/objects-and-stories/chemistry/

x-ray-crystallography-revealing-

our-molecular-world

Работают в группах, каждая из которых исследует определенную область (ГМО, биотопливо и возобновлямые источники энергии, синтетическая биология и создание искусственных организмов, этические вопросы и общественное восприятие биотехнологий). Изучают научные статьи и другие ресурсы. Участвуют в дискуссии.

Раздел 3. Токсикология и экология

8

6

2

12

Понятие токсичности и ядовитых веществ.

1

1

https://elibrary.ru/

item.asp?id=54150737

Знакомятся с основными понятиями темы. Отвечают на вопросы.

13

Влияние химических веществ на здоровье человека.

1

0,5

0,5

https://elibrary.ru/

item.asp?id=67973119

Выполняют экспериментальное исследование воздействия кислот и щелочей на ткани. Анализируют состав этикеток от бытовых химических средств, выявляя опасные ингредиенты. Участвуют в обсуждении.

14

Воздействие на различные системы органов: нервная, дыхательная, эндокринная.

1

0,5

0,5

презентация

Знакомятся с влиянием химических веществ на здоровье человека. Проводят простое исследование влияния табачного дыма на лёгочную ткань (сравнение фильтра сигарет до и после курения).

15

Способы детоксикации и лечение отравлений.

1

1

презентация

Знакомятся с ключевыми понятиями. Участвуют в ролевой игре, где разыгрывают сценарии оказания первой помощи при различных видах отравлений (пищевое, химическое, лекарственное).

16

Экологическая токсикология. Загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

1

https://www.khanacademy.

org/science/biology/ecology

Изучают понятие экологической токсикологии и её роли в изучении влияния химических веществ на окружающую среду. Участвуют в обсуждении вопросов темы.

17

Основные источники загрязнения: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a

Знакомятся с основными источниками загрязнения окружающей среды, последствиями загрязнения для экосистем и здоровья человека. Осознают важность охраны окружающей среды и предотвращения загрязнений.

18

Экологические проблемы и здоровье.

1

1

https://m.edsoo.ru/1f7b5bd2

Участвуют в обсуждении основных источников загрязнения (промышленное производство, транспорт, сельское хозяйство) и их воздействия на здоровье (респираторные заболевания, аллергии, рак). Поиск решений: Обсуждение возможных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду (сокращение потребления пластика, энергосбережение, сортировка отходов).

19

Обсуждение случаев отравлений и экологических катастроф.

1

1

презентация

Учащиеся проводят мини-исследование, собирая данные о состоянии воздуха, воды и почвы в своём районе. Анализируют и обсуждают данные.

Раздел 4. Химические соединения и фармацевтика

8

6

2

20

Введение в фармацевтическую химию. Основные группы лекарственных веществ.

1

0,5

0,5

https://yandex.ru/video/preview/

14215812425445031935

Слушают рассказ учителя. Работают в группах, изучая лекарственные вещества (принципах действия и применении этих веществ).

21

Химические соединения в фармацевтике. Примеры и описание механизмов действия ключевых фармацевтических соединений.

1

1

презентация

Участвуют в обсуждении. Изучают химические структуры представителей различных классов лекарственных веществ, используя таблицу Менделеева и модели молекул.

22

Процесс разработки лекарств. Этапы разработки нового лекарственного средства.

1

0,5

0,5

https://link.springer.com/

referencework/%2010.1007/978-3-642-27728-3

Знакомятся с этапами разработки лекарственных средств. Работают в группах, каждая из которых получает задание разработать стратегию продвижения гипотетического лекарства через все этапы разработки. Группы должны учесть возможные проблемы и предложить решения. Каждая группа представляет свою стратегию и обосновывает принятые решения.

23

Химические реакции и механизмы действия.

1

1

презентация

Слушают учителя, обсуждают выводы и связи между разными типами реакций.

24

Безопасное использование химических препаратов.

1

1

https://m.edsoo.ru/00adf518

Изучают правила безопасного хранения и использования химических препаратов. Анализируют этикетки реальных химических препаратов, выявляя информацию о составе, мерах предосторожности и правилах утилизации.

25

Современные достижения в химии и медицине.  

1

1

https://yandex.ru/video/preview/ 16524940598689616691

Знакомятся с новейшими достижениями в области химии и медицины. Выбирают актуальные научные статьи или новостные публикации о достижениях в химии и медицине и готовят краткие сообщения.

26

Роль химии в поддержании здоровья и лечения заболеваний.

1

1

https://www.yaklass.ru/p/himija/11-klass/khimiia-i-zhizn-7285128/khimiia-v-meditcine-selskom-khoziaistve-energetike-stroitelstve-7279411/re-0943219e-2e64-464b-b14d-c2b1fe86e083?ysclid=

m8ort4o2of686313811

Слушают рассказ учителя о значении химии в медицине, приводят примеры, как химические знания помогают в лечении заболеваний. Участвуют в обсуждении вопросов темы.

27

Анализ действующих веществ в лекарствах на основе химических свойств и реакций.

1

1

презентация

Учащиеся анализируют состав популярных лекарств, определяя действующие вещества и вспомогательные компоненты. Выполняют простые эксперименты, демонстрирующие химические свойства лекарств (например, растворимость, изменение цвета при реакции).

Раздел 5. Практическая работа и исследовательская деятельность

7

1

6

28

Проведение простых химических экспериментов.

1

1

https://edu.rsc.org/resources/

problem-based-practical-activities/939.article

Проводят эксперимент.

29

Практическое экспериментирование: работа с образцами, анализ данных.

1

1

https://phet.colorado.edu/en/

simulations/filter?subjects

=chemistry&type=html

Проводят эксперимент, анализируют полученные данные.

30

Обработка полученных данных. Выводы и рекомендации на основе полученных результатов.

1

1

презентация

Обрабатывают полученные данные, делают выводы на основе полученных результатов.

31

Обсуждение важности практического и исследовательского подхода в химии.

1

0,5

0,5

презентация

Слушают рассказ учителя о значении практического и исследовательского подхода в химии, знакомятся с примерами великих открытий, сделанных благодаря экспериментам. Учащиеся проводят простые эксперименты, подтверждающие изучаемые законы и явления.

32

Роль учащихся как будущих специалистов в медицине и фармацевтике.

1

0,5

0,5

презентация

Участвуют в обсуждении вопросов: Почему важно выбирать профессию в медицине или фармацевтике? Как эти профессии влияют на здоровье нации? Слушают приглашенных специалистов, которые рассказывают о своей работе, делятся своим опытом. Задают вопросы гостям.

33

Подготовка презентаций и публикаций о проведенных исследованиях.

1

1

презентация

Готовятся к защите мини проектов перед классом.

34

Защита проектов.

1

1

презентация

Защищают проект.

4. Способы оценки достижения планируемых результатов.

Виды контроля.  

1. Текущий контроль:  

   - Опросы на уроках, проверочные работы;  

   - Проверка домашних заданий.  

2. Промежуточный контроль:  

   - Практические работы;

   - Исследовательские проекты.  

3. Итоговый контроль:  

   - Защита проектных и исследовательских работ.  

Формы отслеживания образовательных результатов.  

1. Индивидуальные отчеты:  

   - Подготовка отчетов по практическим работам и экспериментам;  

   - Доклады по исследовательским проектам.  

2. Групповые проекты:  

   - Совместные работы по заданным темам;  

   - Презентация результатов группы.  

3. Самооценка и оценка учащихся:

   - Оценка собственных достижений учащимися;  

   - Обсуждение результатов и обмен мнениями между учащимися.  

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.  

1. Презентации:  

   - Презентация проектов и исследовательских работ перед классом;  

   - Использование мультимедийных материалов.

2. Выставки:  

   - Организация выставок на тему «Химия и здоровье: от молекул до жизни».  

   - Демонстрация проведенных экспериментов и результатов исследовательских проектов.

Формы подведения итогов реализации программы.  

1. Обсуждение итогов:  

   - Итоговые собрания с участниками курса для обсуждения достигнутых результатов;  

   - Выводы о том, что было изучено и какие результаты получены.  

2. Критерии оценивания:  

   - Определение критериев для итоговой оценки: знания, навыки, личные достижения;  

   - Систематизированный анализ успеваемости участников.  

3. Отзывы и рекомендации:  

   - Опросы участников о курсе для дальнейшего улучшения программы;  

   - Сбор рекомендаций по каждому разделу курса и внедрение их в будущие программы.  

5. Рекомендуемая литература.

1. Брюховецкий, И. А. "Химия и жизнь" (2020).  

2. Кудрявцев, Л. Н. "Биохимия для школьников" (2021).  

3. Семенов, Д. Н. "Основы токсикологии" (2019).  

4. Соловьев, А. П. "Фармацевтическая химия: Учебное пособие" (2020).  

5. Шевченко, Т. В. "Экология и здоровье человека: Проблемы и решения" (2021).  

6. Петров, В. Е. "Химические соединения в жизни человека" (2020).  

7. Тихонов, А. И. "Биохимия и здоровье: практические аспекты" (2020).  

8. Мельникова, И. В. "Молекулы и жизнь: уроки биохимии" (2021).  

9. Лебедев, Ю. В. "Химия и экология" (2020).  

10. Александров, М. К. "Лекарственные средства: химия и применение" (2020).  

6. Материально-техническое обеспечение.

1. Лабораторное оборудование:  

   - Микролаборатории: весы, мерные цилиндры, пробирки, пипетки;  

   - Наборы для проведения химических реакций: реактивы, индикаторы, реагенты;  

   - Нагревательный прибор: плитка.  

2. Научные модели и демонстрационные материалы:  

   - Модели молекул и атомов (например, шариковые модели);  

   - Доски для записей и маркеры для визуализации учебного материала;  

   - Плакаты и схемы с химическими процессами.

   - Макеты органов и систем организма.

3. Учебные материалы:  

   - Учебные пособия по химии и биологии;  

   - Пособия по решению задач и практические руководства.  

   - Электронные образовательные ресурсы (интернет-сайты, базы данных, онлайн-курсы).

4. Информационно-образовательные технологии:  

   - Проектор и экран для презентаций;  

   - Программы для моделирования химических реакций (например, ChemSketch).  

5. Безопасность:  

   - Персональные средства защиты: перчатки, защитные очки, халаты;  

   - Аптечка первой помощи и инструкции по безопасности.  

7. Методическое обеспечение.

1. Современные подходы к преподаванию химии в контексте здоровья» — Авторский коллектив под руководством Н.Н. Дроздова (2019).

2. Внеклассная работа по химии: междисциплинарный подход — Авторы: М.В. Быкова, А.А. Сухова (2020).

3. Методика организации внеурочных занятий по химии с элементами медицинских знаний — Под ред. С.И. Кузнецовой (2021).

4. Здоровье и химия: интеграция знаний в школе — Коллектив авторов под руководством Л.М. Петровой (2022).

5. Учебник «Химия вокруг нас: связь науки и здоровья — Авторы: Е.Ю. Тихонова, О.С. Смирнова (2021).

6. Сборник лабораторных работ «Химия и здоровье: от теории к практике — Сост. Ю.Л. Грибанов, В.Д. Плетнев (2022).

7. Комплекты для практических занятий «Химия и жизнь» — Разработаны ООО «Научные технологии» (2021).

Примерный перечень проектно–исследовательских работ.

1. Исследование влияния различных пищевых добавок на здоровье человека.

2. Анализ состава и полезных свойств витаминов и минералов.

3. Исследование качества воды в местных водоемах.

4. Изучение роли антиоксидантов в защите клеток человека.

5. Исследование химических процессов в организме при физических нагрузках

6. Анализ воздействия химических загрязнителей на здоровье человека.

7. Разработка рекомендаций по безопасному использованию бытовой химии.

8. Исследование влияния различных диет на состав крови и здоровье.

9. Анализ содержания тяжелых металлов в продуктах питания.

10. Проект по изучению биохимии стресса и его влияния на здоровье человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Начала экспериментальной химии»

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися экспериментами.Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана    на учеников 7-х классов. Она    базируется    на обя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах», 1 час в неделю, 34 часа в год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химия в задачах" предназначается для учащихся 8-х классов, которые интересуются химией и математикой. Материал занятий предполагает интеграц...