Мастер-класс по химии на тему «Александр Порфирьевич Бородин. Параллельность трёх прямых: химик, музыкант, личность»
план-конспект урока по химии (10 класс)

Шакирова Наталия Леонидовна

Методическая разработка мастер-класса посвящается выдающемуся русскому ученому химику А.П.Бородину. Рассматривается разносторонность его личности. Кроме биографических фактов, освещается его вклад в химию и музыку, а также общественная деятельность.

Целевой аудиторией для проведения мастер-класса могут быть обучающиеся 10 классов общеобразовательной школы или студенты 1 курсов учреждений среднего профессионального образования. Мастер-класс можно провести в рамках обобщающих уроков органической химии в 10 классах или в рамках Недели химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shakirova_n.l.docx42.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шакирова Н.Л., учитель химии

МБОУ «Заинская СОШ № 6»

Мастер-класс по химии на тему «Александр Порфирьевич Бородин. Параллельность трёх прямых: химик, музыкант, личность»

Цель: развитие личности обучающихся на примере биографии А.П.Бородина

Задачи.

Обучающие: обобщить и углубить знания учащихся об органических веществах.

Развивающие: развить способности применять знания об изученных органических веществах, развивать умение творчески мыслить.

Воспитывающие: вызвать интерес к предмету, умение видеть за строгими строчками учебника жизнь, живых творческих людей, через труд оставивших своё имя в истории.

Аннотация

Методическая разработка мастер-класса посвящается выдающемуся русскому ученому химику А.П.Бородину. Рассматривается разносторонность его личности. Кроме биографических фактов, освещается его вклад в химию и музыку, а также общественная деятельность.

Целевой аудиторией для проведения мастер-класса могут быть обучающиеся 10 классов общеобразовательной школы или студенты 1 курсов учреждений среднего профессионального образования. Мастер-класс можно провести в рамках обобщающих уроков органической химии в 10 классах или в рамках Недели химии

Введение

Вопрос формирования личности гражданина России является актуальным в современных условиях развития нашего государства. На примере биографии Александра Порфирьевича Бородина обучающиеся смогут увидеть формирование личности человека, способного внести свой вклад в противоположные по своим направленностям области – в химию, музыку. Кроме того, годы жизни А.П.Бородина позволяют проследить исторические факты того времени на примере отдельного гражданина.

В ходе подготовки и проведения мастер-класса использованы такие методы и приёмы, как:

- самостоятельная работа обучающихся при подготовке презентации о биографии А.П.Бородина,

- по итогам мероприятия у обучающихся появляется интерес к личности других учёных-химиков, а также повод задуматься о своих целях в жизни и способах их достижения.

Основная часть

Методическая разработка внеклассного мероприятия

1. Методическое обоснование темы

Мастер-класс направляет обучающихся сформулировать личные цели в жизни, задуматься о своей роли в истории страны, испытать чувство гордости за соотечественников, внесших вклад в развитие России. В результате мероприятия ученики должны получить новые знания из истории, химии, музыки.

Применяемые технологии на мероприятии: информационные, личностно-ориентированные, педагогической поддержки.

Содержание мастер-класса формирует такие общие компетенции, как:

- выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

- организовать деятельность педагога и обучающихся;

- работать в команде, эффективно общаться с окружающими.

2. Методические рекомендации по проведению занятия

Главным условием успешного обучения является способность педагога вызвать интерес ребёнка к учебному предмету. Одним из педагогических приемов для решения этой задачи является проведение внеклассных мероприятий. Нестандартный урок эмоционально окрашивает отношение к учебному предмету, вызывает интерес.

Проведение мастер-класса требует подготовки и вовлечения обучающихся в этот процесс. Необходимо подготовить с обучающимися выступление-презентацию о биографии Бородина А.П. как химика, музыканта, общественного деятеля и человека. Требуется время одному из учеников подготовить фрагменты музыкальных произведений А.П.Бородина.

На мероприятии используется обмен идеями, мнениями. В ходе обсуждения каждый ученик свободно выражает свою точку зрения. Преподаватель побуждает участников мероприятия к обмену мнениями, умению высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

План внеклассного мероприятия по химии.

Александр Порфирьевич Бородин. Параллельность трёх прямых: химик, музыкант, личность

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, магнитная доска, мел, таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портрет А.П.Бородина, фишки обучающимся за правильные ответы.

Вступительное слово преподавателя

- Добрый день! Вам хорошо известны такие великие химики, как Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Михайлович Бутлеров. Но сегодня мы поговорим о другом не менее выдающемся, но малоизвестном русском химике и музыканте Александре Порфирьевиче Бородине.

(Выступление обучающегося с презентацией о биографии А.П.Бородина)

СЛАЙДЫ 2 – 8.

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года. Отец его - грузинский князь из Имеретии Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили). Мать - Авдотья Константиновна Антонова. Связь была внебрачная, и при рождении Александр был записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались, и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и в возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н.Н.Зинина.

Весной 1861 года Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой — молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием. Протопопова оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. Вскоре она стала его невестой. Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой и плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у матери, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной. Бородин умер вечером 15 (27) февраля 1887 года в своей собственной казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал. «Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло». Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (г.Санкт-Петербург).

Правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была замужем за знаменитым дрессировщиком Юрием Владимировичем Дуровым, их дочь — Наталья Юрьевна Дурова.

В память о Бородине были названы:

В 1969 году режиссером Николаем Хробко был снят художественный фильм о жизни Александра Порфирьевича Бородина «На пороге».

После презентации учитель задает вопросы детям по новой информации:

- Как связан А. П. Бородин с Владимирским краем? (У Бородина была дача в селе Давыдово Камешковского района Владимирской области. Там сейчас находится дом - музей А. П. Бородина.)

- Назовите годы жизни А.П.Бородина. (1833 – 1887.)

- Какое высшее учебное заведение окончил А.П.Бородин? (петербургскую Медико-хирургическую академию).

Предлагаю послушать выступление обучающегося о деятельности А.П.Бородина как химика.

(Выступление обучающегося с презентацией о деятельности А.П.Бородина как химика и врача)

СЛАЙДЫ 9-10

В марте 1857 года молодой врач А.П.Бородин был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером М.П.Мусоргским.

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В том же году Военно-медицинский учёный совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В.А.Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

С октября 1859 года Александр Порфирьевич Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей — первоначально в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 года Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй — другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами французского химика Жерара и его учеников. Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя туристические цели, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 года он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, которая вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат — ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После встречи с профессорами химии Пизанского университета Де Лука и Тассинари, которые встретили русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями. В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористого бензоила, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Бородин был любимым учеником выдающегося русского химика Н. Н. Зинина и усиленно занимался в его лаборатории. В то же время Бородин интересовался литературой и философией. По свидетельству одного из друзей, «в 17—18-летнем возрасте любимым его чтением были сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, статьи Белинского, философские статьи в журналах».

В 70-х годах Бородин продолжил свои оригинальные химические исследования, которые подготовили успехи современной науки в области создания пластмасс. Он выступал на международных химических конгрессах, опубликовал ряд ценных научных работ. В истории русской химии он занимает выдающееся место как передовой ученый-материалист, видный соратник Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова.

Первым в мире (в 1862 году) он синтезировал первое фторорганическое соединение. В течение многих десятилетий открытая Бородиным новая область органической химии оставалась в сфере узких академических интересов и лишь с началом работ над урановым проектом в 1940-х гг. стала бурно развиваться и вышла на широкие производственные просторы. Тогда-то было осознано, что необычайно высокая прочность связей С–F придает фторорганическим соединениям исключительные свойства. По образному выражению одного специалиста, эти соединения имеют «алмазное сердце и шкуру носорога».

Разнообразные фторорганические соединения широко вошли в наш быт: покрытия «неподгорающих сковородок» изготовлены из тефлона, до сих пор большая часть холодильников содержит в качестве хладагентов фреоны, фторорганическими соединениями заполнены баллончики аэрозольных упаковок. Эти вещества используют в качестве заменителей крови. Возможно, что в XXI в. наука сможет материально осуществить то, о чем писал Валерий Брюсов:

«Оживит одряхлевшее тело,

Волной пылающей крови...»

Бородиным также было открыто совершенно новое, неизвестного типа соединение – альдегидоспирт, названный альдолом. Ценность всех его работ выявилась особенно в наши дни. Из альдольных смол сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности.

Но репутация одного из самых крупных ученых была вырвана у Бородина, можно сказать, из рук; если бы остались за ним альдол Вюрца, ангидриды Шютценбергера, прибавься они к его исследованиям над фтористыми соединениями и продуктами уплотнения альдегидов, имя Бородина в химии стояло бы наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы. Когда Бородина спросили, отчего он уступил Вюрцу исследование альдолов, он вздохнул и сказал: "моя лаборатория еле существует на те средства, который имеются в ее распоряжении, у меня нет ни одного помощника, между тем как Вюрц имеет огромные средства и работает в 20 рук, благодаря тому, что не стесняется заваливать своих лаборантов черной работою".

Учитель проводит викторину по названиям химических веществ, которые изучал А.П.Бородин.

- Назовите формулу фосфорной кислоты.

- Назовите формулу мышьяковой кислоты.

- Какие вещества обычно входят в состав минеральных вод?

- Дайте определение слову «атом».

- Дайте определение слову «молекула».

- Напишите структурную формулу ацетальдегида.

- Охарактеризуйте, используя Периодическую таблицу Д.И.Менделеева, строение атома фтора.

- Приведите пример органического вещества, являющегося альдегидоспиртом.

Учитель:

- А.П. Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Н.Н. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы». Но Александр Порфирьевич не мог и не хотел побороть свою любовь к музыке. И здесь он внес свой вклад. Имя его, как композитора, известно и прославляется до сих пор. Предлагаю послушать выступление ученика о Бородине как музыканте.

(Выступление обучающегося с презентацией о деятельности А.П.Бородина как музыканта)

СЛАЙДЫ 11 - 15

- Уже в детстве Александр обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Он обучался по воле матери преимущественно дома игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

Во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

Бородин по возвращении в Россию в 1862 году познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок, получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка». Под влиянием М.А.Балакирева, В.В.Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М.И.Глинки. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и Петра Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Симфония впервые прозвучала в 1869 году под управлением М.А.Балакирева, партитура её была издана В.В.Бесселем в 1882 году. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э.Ф.Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в XX веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф.П.Савинова).

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А.С.Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (С.С.Прокофьев, Ю.А.Шапорин, Г.В.Свиридов, А.И.Хачатурян и др.)

Учитель предлагает послушать отрывок из одного из произведений А.П.Бородина (исполняет ученица) и посмотреть отрывок из оперы «Князь Игорь».

(Учащиеся смотрят и слушают отрывки музыкального произведения).

Учитель:

- Александр Бородин, кроме занятий музыкой и химией, вёл широкую общественную деятельность. Предлагаю познакомиться с этой информацией.

(Выступление обучающегося с презентацией о деятельности А.П.Бородина как общественного деятеля)

СЛАЙДЫ 16-17

- Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 г. до их ликвидации в 1885 году. Для него это было "sancta sanctorum", ради защиты которого он готов был жертвовать всем. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин врачей десяти курсов 1872-1887". Эта надпись стоит памятника. Бородин смело защищал это передовое начинание от преследований царского правительства и нападок реакционных кругов.

В начале 70-х годов он принял участие в издании журнала «Знание», в котором велась пропаганда материалистического учения и демократических идей.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

В условиях жестокой политической реакции усилились гонения на передовую культуру. Был, в частности, учинен разгром Женских врачебных курсов, тяжело переживавшийся Бородиным.

Падение интенсивности творчества Бородина (как и его научно-исследовательской деятельности) может быть объяснено прежде всего изменением общественной обстановки в России в 80-х годах.

Учитель:

- Какие выводы мы можем сделать по итогам знакомства с биографией А.П.Бородина?

(Заслушиваем мнения учеников).

Имя русского композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина по праву считается одним из украшений плеяды величайших представителей человечества, удививших мир своей разносторонней одаренностью.

Вся жизнь Бородина – это каждодневный подвиг, связанный со стремлением сочетать занятия наукой и искусством, вопреки житейским неурядицам, постоянной занятости массой других дел, ведь перед Бородиным всегда стоял вопрос выбора - заниматься химией или музыкой.

В то же время Бородин создал свою научную школу. Он думал о будущем русской науки и много сил отдал воспитанию молодых ученых. Поистине, этот человек за свою недолгую жизнь смог прожить, по меньшей мере, две жизни. Бородин верен и науке, и музыке, так как силы его беспредельны.

А.П.Бородин – своей жизнью, талантом, творчеством, любовью и уважением к русскому народу, научными открытиями доказал, что совершил гражданский подвиг ученого и музыканта.

СЛАЙДЫ 18-19

В конце мероприятия подводятся итоги всех конкурсов и обучающиеся, набравшие больше всех фишек за правильные ответы, получают оценку «5».

Преподаватель задаёт обучающимся вопросы (рефлексия):

1) Что вы узнали нового из сегодняшнего мероприятия? Расширился ли ваш кругозор?

2) Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего мероприятия?

3) Может быть, у вас возникли какие – то вопросы? Что – то было непонятно?

4) Повысился ли ваш познавательный интерес к химии?

Обучающиеся анализируют свою деятельность, подводят итоги. Преподаватель благодарит всех участников мероприятия за подготовку и выступления. На этом мероприятие заканчивается.

Список информационных ресурсов

  1. ,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#В_кинематографе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Порфирьевич Бородин – "Музыка или химия?"

Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии. На примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: труд...

Мастер-класс "Введение в химию"

Мастер-класс по химии «Тело, вещество, энергия – материя» или просто «Что изучает наука химия?»...Так чем же я могу поделиться с вами, уважаемые коллеги? Особенно с теми, кто работает гораздо дольше м...

Мастер класс для учащихся 4 класса.Тема: Украшение узором дымковского петушка.

Мастер класс рассчитан на учащихся 4 класса. Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку. Задачи: учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры; развивать...

Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...

Мастер-класс для учителей химии "Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках химии"

Выступление на 2 Региональном слете наставников и молодых педагогов Московской области "Учитель - учителю" в рамках региональных мероприятий Года педагога и наставника в Российской Федерации...

Мастер-класс Современный урок химии-это...

              Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для нас...

Мастер-класс "Это удивительная химия"

Сегодня мне выпала возможность познакомить вас с увлекательной наукой химией. Но вначале я хотела бы напомнить вам о правилах поведения в кабинете химии и при работе с химическими реактивами. При пров...