Программа пропедевтического курса «Химия вокруг нас»
рабочая программа по химии (5, 6, 7 класс)

Игонина Мария Владимировна

Пропедевтический курс «Химия вокруг нас» направлен на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению систематического курса химии в старших классах. Поставленная цель достигается за счет насыщения программы курса лабораторными опытами и практической исследовательской деятельностью без введения сколько либо значительного объема теоретических представлений. Расчет строится на том, что в процессе практической деятельности у учащихся естественным образом складываются представления об объекте исследования, которые затем будут  формализованы в старших классах при изучении систематического курса химии.

Еще одна особенность курса – все его содержание имеет прикладной характер. Включенные в курс практические работы сориентированы на вещества и явления, которые либо знакомы учащимся из повседневной жизни, либо имеют понятное учащимся практическое значение. Такое построение программы позволяет сформировать у учащихся представление о том, что химия – это не только занимательная наука, но также важная и полезная.

Учебный материал курса «Химия вокруг нас» построен так, что деятельность учащихся во многом носит поисковый, исследовательский характер. Это позволяет использовать естественный потенциал природной любознательности школьника, который еще сохраняется в среднем звене школы и почти исчезает к старшим классам.  Нам представляется важным сформировать у учащихся образ химии как исследовательской, экспериментальной науки, прежде чем его начнет вытеснять большой фактологический и теоретический материал систематического предметного курса, начинающегося в 8 классе.

Подчеркнем еще раз, что все указанные особенности курса «Химия вокруг нас» направлены на создание устойчивой мотивации к изучению предмета в старших классах.

В содержательном отношении курс «Химия вокруг нас» опирается на два основных понятия: «вещество» и «превращение» («химическая реакция»). И то и другое понятие вводятся качественно, без понимания их структурной составляющей. Так, представление о веществе формируется не на понимании принципов его строения, а на уровне осязательных отличий веществ по свойствам. Таким образом, закладываемые представления носят не умозрительный характер (как в старших классах), а наглядно-чувственный, что позволяет учитывать возрастные особенности учащихся седьмых классов. Аналогично и представления о химической реакции вводятся без понимания структурных преобразований вещества в ходе химических процессов, а на уровне качественных отличий исходных веществ и продуктов реакций по свойствам. В такой интерпретации «реакция» в сознании учащихся осознается именно как «превращение» вещества. В то же время такой подход не мешает сформировать у учащихся представление о таких важных понятиях, как условия и признаки химической реакции. Указанный подход к формированию представлений о «веществе» и «реакции» позволяет также сохранить в преподавании химии принцип историзма, поскольку химия как экспериментальная наука развивалась именно по такой схеме: от наглядно-чувственных представлений, данных исследователю в ощущениях, к умозрительным построениям и моделям.

Курс «Химия вокруг нас» носит несистематический характер. Это означает, что отдельные части программы не имеют жесткой логической связи между собой. Это сделано осознанно, с той целью, чтобы учащийся, пропустивший одно, два или даже более занятий, не ощущал на уроке дискомфорт от невозможности полноценно включиться в исследовательскую деятельность. По сути, каждое учебное занятие – это очередное исследование, которое имеет начало и конец в рамках одного урока. А поскольку понятийная база пропедевтического курса невелика, то и применяемая терминология легко осваивается на любом этапе. Программа курса построена в расчете на кумулятивный эффект: по мере накопления опыта экспериментальной и исследовательской деятельности, упоминаний о веществах и явлениях, понятийная база курса и формируемые им умения и навыки складываются как бы сами собой. Отдельные занятия курса – как отдельные кирпичики, которые постепенно складываются в общую конструкцию. Если у кого-то из учащихся в силу пропуска занятий этих «кирпичиков» окажется меньше, то это повлияет только на общую высоту конструкции, но не на осознание самого процесса строительства и получаемое от него удовольствие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пропедевтический курс химии 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

пропедевтического курса «Химия вокруг нас»

для седьмого класса

общеобразовательных учреждений

1 час в неделю (всего 34 часа)

Автор: Игонина Мария Владимировна, учитель химии ЦО № 1474

Цель курса:

  • Формирование устойчивой мотивации к изучению предмета посредством выполнения лабораторных и практических исследований, сориентированных на процессы и явления, знакомые обучающимся из повседневной практики.

Учебные задачи:

  • заложить основы химической грамотности путем формирования основных химических понятий;
  • способствовать формированию умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и решения простейших экспериментальных и исследовательских задач;
  • через исследовательскую деятельность способствовать формированию у обучающихся представления о важнейших практических задачах, решаемых химией.

Принципы построения курса:

  • обеспечение связи исследовательской деятельности обучающихся с жизнью, с явлениями повседневной действительности;
  • отбор химических опытов по критериям «интересно» и «полезно»;
  • учет имеющихся знаний обучающихся и их практического опыта по проблеме практического исследования.

Краткое описание особенностей курса

Пропедевтический курс «Химия вокруг нас» направлен на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению систематического курса химии в старших классах. Поставленная цель достигается за счет насыщения программы курса лабораторными опытами и практической исследовательской деятельностью без введения сколько либо значительного объема теоретических представлений. Расчет строится на том, что в процессе практической деятельности у учащихся естественным образом складываются представления об объекте исследования, которые затем будут формализованы в старших классах при изучении систематического курса химии.

Еще одна особенность курса – все его содержание имеет прикладной характер. Включенные в курс практические работы сориентированы на вещества и явления, которые либо знакомы учащимся из повседневной жизни, либо имеют понятное учащимся практическое значение. Такое построение программы позволяет сформировать у учащихся представление о том, что химия – это не только занимательная наука, но также важная и полезная.

Учебный материал курса «Химия вокруг нас» построен так, что деятельность учащихся во многом носит поисковый, исследовательский характер. Это позволяет использовать естественный потенциал природной любознательности школьника, который еще сохраняется в среднем звене школы и почти исчезает к старшим классам. Нам представляется важным сформировать у учащихся образ химии как исследовательской, экспериментальной науки, прежде чем его начнет вытеснять большой фактологический и теоретический материал систематического предметного курса, начинающегося в 8 классе.

Подчеркнем еще раз, что все указанные особенности курса «Химия вокруг нас» направлены на создание устойчивой мотивации к изучению предмета в старших классах.

В содержательном отношении курс «Химия вокруг нас» опирается на два основных понятия: «вещество» и «превращение» («химическая реакция»). И то и другое понятие вводятся качественно, без понимания их структурной составляющей. Так, представление о веществе формируется не на понимании принципов его строения, а на уровне осязательных отличий веществ по свойствам. Таким образом, закладываемые представления носят не умозрительный характер (как в старших классах), а наглядно-чувственный, что позволяет учитывать возрастные особенности учащихся седьмых классов. Аналогично и представления о химической реакции вводятся без понимания структурных преобразований вещества в ходе химических процессов, а на уровне качественных отличий исходных веществ и продуктов реакций по свойствам. В такой интерпретации «реакция» в сознании учащихся осознается именно как «превращение» вещества. В то же время такой подход не мешает сформировать у учащихся представление о таких важных понятиях, как условия и признаки химической реакции. Указанный подход к формированию представлений о «веществе» и «реакции» позволяет также сохранить в преподавании химии принцип историзма, поскольку химия как экспериментальная наука развивалась именно по такой схеме: от наглядно-чувственных представлений, данных исследователю в ощущениях, к умозрительным построениям и моделям.

Курс «Химия вокруг нас» носит несистематический характер. Это означает, что отдельные части программы не имеют жесткой логической связи между собой. Это сделано осознанно, с той целью, чтобы учащийся, пропустивший одно, два или даже более занятий, не ощущал на уроке дискомфорт от невозможности полноценно включиться в исследовательскую деятельность. По сути, каждое учебное занятие – это очередное исследование, которое имеет начало и конец в рамках одного урока. А поскольку понятийная база пропедевтического курса невелика, то и применяемая терминология легко осваивается на любом этапе. Программа курса построена в расчете на кумулятивный эффект: по мере накопления опыта экспериментальной и исследовательской деятельности, упоминаний о веществах и явлениях, понятийная база курса и формируемые им умения и навыки складываются как бы сами собой. Отдельные занятия курса – как отдельные кирпичики, которые постепенно складываются в общую конструкцию. Если у кого-то из учащихся в силу пропуска занятий этих «кирпичиков» окажется меньше, то это повлияет только на общую высоту конструкции, но не на осознание самого процесса строительства и получаемое от него удовольствие.

Структурно курс «Химия вокруг нас» состоит из трех тематических разделов. В первом разделе (Блок 1. «Химический инструментарий и общие приемы работы в лаборатории») у учащихся закладываются навыки опытно-исследовательской деятельности, они учатся работать с химической посудой и приборами.

Во втором разделе (Блок 2. «Знакомство с некоторыми важными понятиями») закладываются представления о понятиях «вещество» и «превращение». Формирование теоретических представлений происходит в ходе опытно-исследовательской деятельности по изучению свойств веществ, методов измерения некоторых из этих свойств, исследованию отличий между физическими и химическими явлениями, а также изучению условий и признаков химических реакций. Все лабораторные работы носят прикладной и исследовательский характер, сориентированы, в основном, на вещества и явления, знакомые учащимся из повседневной жизни.

В третьем разделе учащиеся в ходе экспериментальной деятельности знакомятся с некоторыми задачами, которые может решать химия:

  • выделение веществ из смеси и методы очистки веществ (Блок 3)
  • методы обнаружения веществ, основы качественного и количественного анализа (Блок 4)
  • получение практически важных веществ и основы химического синтеза (Блок 5)

Все лабораторные опыты, включенные в третий раздел, также носят прикладной характер в рамках общей направленности курса «Химия вокруг нас».

Учебно-тематический план курса

«Химия вокруг нас»

Раздел 1. Химическая лаборатория

Блок 1. Химический инструментарий и общие приемы работы в лаборатории (3 часа)

  • Техника безопасности при работе в кабинете химии
  • Знакомство с лабораторным оборудованием
  • Собирание простейших приборов
  • Техника взвешивания

После изучения первого блока обучающиеся должны знать:

Основные правила техники безопасности

Уметь: работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты.

Раздел 2. Язык химии

Блок 2. Знакомство с некоторыми важными понятиями (10 часов)

1. Формирование представлений о веществе и его свойствах

  • Рассмотрение образцов чистых веществ, хранящихся в лаборатории: железо, медь, сера, фосфор, медный купорос, оксид кремния (IV), гипс и др.
  • Рассмотрение образцов веществ в природе (коллекция минералов, коллекция «Топливо»)
  • Рассмотрение образцов бытовых веществ: соль, марганцовка, уксус, мел, сахар, алюминий. Формирование на этой основе представлений о свойствах веществ, как о том, что отличает вещества друг от друга. План описания свойств вещества.
  • Формирование представлений о чистых веществах и смесях на примере бытовых продуктов: соль, марганцовка, сахар и др. (чистые вещества); молоко, газированная вода, маргарин и др. (смеси)

2. Экспериментальное определение свойств веществ

  • Определение твердости бытовых веществ с помощью шкалы твердости минералов
  • Определение плотности жидких тел и растворов с помощью ареометров
  • Определение плотности твердых тел путем экспериментального определения массы и объема
  • Численное определение растворимости через приготовление насыщенного раствора
  • Определение электропроводности твердых и жидких веществ с помощью прибора для исследования электропроводности (демонстрационный эксперимент)

3. Физические и химические явления

Физические явления

  • Растворение соли в воде
  • Плавление парафина
  • Испарение воды

Химические явления

  • Скисание молока
  • Термическая денатурация куриного белка
  • Горение бумаги
  • Обугливание сахара
  • Рассмотрение процесса горения свечи как комплексного физико-химического явления

Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов

4. Условия и признаки химических реакций

Признаки химических реакций

  • Изменение цвета (чай + лимон)
  • Выделение газа (сода + уксус)
  • Выпадение осадка (скисание молока под действием уксуса или термическая денатурация белка)
  • Выделение тепла, свечение (горение бензина)

Условия химических реакций

  • Соприкосновение веществ (сода и уксус)
  • Нагревание (горение бумаги)
  • Механическое воздействие (зажигание спички трением о коробок)

Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов

После изучения второго блока обучающиеся должны знать:

что такое вещество, свойства веществ, условия химических реакций и визуальные признаки химических реакций.

Уметь: определять рассмотренные свойства веществ, отличать физические и химические явления.

Раздел 3. Задачи, которые решает химия

Блок 3. Выделение веществ из смеси (7 часов)

  • Очистка воды от различных загрязнителей (нефть, соль, красящие пигменты, твердые нерастворимые примеси)
  • Выделение серы из природной смеси флотацией
  • Выделение золота (имитация) из смеси вымыванием
  • Очистка воздуха от бурого газа (адсорбция)
  • Приготовление вытяжки хлорофилла из зеленых растений (экстракция)
  • Выращивание кристаллов (кристаллизация)
  • Бумажная хроматография (хроматографическое разделение чернил, пасты для шариковых ручек, фломастеров, др.)

После изучения третьего блока обучающиеся должны знать:

разницу между чистыми веществами и смесями, некоторые способы разделения смесей.

Уметь: выполнять практические операции по разделению различных смесей.

Блок 4. Методы обнаружения веществ. Качественный анализ (8 часов)

  • Природные индикаторы. Приготовление отваров природных индикаторов. Обнаружение кислотно-щелочных сред в быту (уксус, соки лимона, яблока, растворы мыла, соды и др.)
  • Качественный анализ чипсов и Кока-колы
  • Обнаружение эфирных масел в растительных продуктах
  • Обнаружение крахмала в растительных продуктах
  • Обнаружение спирта в различных средах (восстановлением дихромата калия)
  • Обнаружение смолы в табачном дыму
  • Обнаружение свинца в предметах обихода (имитация)
  • Раскрытие состава природных минералов (обнаружение железа, меди, карбонат-ионов качественными реакциями)

После изучения четвертого блока, обучающиеся должны знать:

принципы обнаружения веществ с помощью качественных реакций и иными рассмотренными методами.

Уметь: проводить качественные реакции

Блок 5. Получение практически важных продуктов. Химический синтез (6 часов)

  • Получение и собирание кислорода.
  • Получение и собирание водорода.
  • Получение и собирание углекислого газа.
  • Карамелизация сахара. Приготовление карамели.
  • Приготовление мыла из пищевых жиров.
  • Синтез неорганических красителей и приготовление на их основе акварельных красок.

После изучения пятого блока, обучающиеся должны знать:

цели химического синтеза, рассмотренные методы получения и собирания газов.

Уметь: получать и собирать газы

Планируемые результаты обучения

В результате обучения по курсу «Химия вокруг нас» обучающиеся должны

понимать: роль химии в повседневной жизни и некоторые задачи, которые она решает и их важность;

знать: правила безопасной работы в химической лаборатории; название и назначение простейших химических приборов; физические свойства веществ и способы их определения; разницу между физическими и химическими явлениями; условия и признаки химических реакций; разницу между чистыми веществами и смесями; некоторые способы разделения смесей; изученные принципы обнаружения веществ; цели химического синтеза; методы получения и собирания важнейших газов;

уметь: собирать и использовать простейшие химические приборы; определять физические свойства веществ; отличать физические и химические явления; определять признаки и условия химических реакций; выполнять практические операции по разделению смесей; проводить качественные реакции; получать и собирать важнейшие газы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса

данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия...

Программа пропедевтического курса химии в 7 классе

Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

Программа развивающего курса «Химия вокруг нас»

Данная программа направлена на систематизацию и углубление материала при подготовке к экзаменам для учащихся 9 классов.Программа «Химия вокруг нас» рассчитана на один учебный год, 34 недели, 1 р...

Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»

Рабочая программа по  химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...