Программа пропедевтического курса «Химия вокруг нас»
рабочая программа по химии (5, 6, 7 класс)
Пропедевтический курс «Химия вокруг нас» направлен на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению систематического курса химии в старших классах. Поставленная цель достигается за счет насыщения программы курса лабораторными опытами и практической исследовательской деятельностью без введения сколько либо значительного объема теоретических представлений. Расчет строится на том, что в процессе практической деятельности у учащихся естественным образом складываются представления об объекте исследования, которые затем будут формализованы в старших классах при изучении систематического курса химии.
Еще одна особенность курса – все его содержание имеет прикладной характер. Включенные в курс практические работы сориентированы на вещества и явления, которые либо знакомы учащимся из повседневной жизни, либо имеют понятное учащимся практическое значение. Такое построение программы позволяет сформировать у учащихся представление о том, что химия – это не только занимательная наука, но также важная и полезная.
Учебный материал курса «Химия вокруг нас» построен так, что деятельность учащихся во многом носит поисковый, исследовательский характер. Это позволяет использовать естественный потенциал природной любознательности школьника, который еще сохраняется в среднем звене школы и почти исчезает к старшим классам. Нам представляется важным сформировать у учащихся образ химии как исследовательской, экспериментальной науки, прежде чем его начнет вытеснять большой фактологический и теоретический материал систематического предметного курса, начинающегося в 8 классе.
Подчеркнем еще раз, что все указанные особенности курса «Химия вокруг нас» направлены на создание устойчивой мотивации к изучению предмета в старших классах.
В содержательном отношении курс «Химия вокруг нас» опирается на два основных понятия: «вещество» и «превращение» («химическая реакция»). И то и другое понятие вводятся качественно, без понимания их структурной составляющей. Так, представление о веществе формируется не на понимании принципов его строения, а на уровне осязательных отличий веществ по свойствам. Таким образом, закладываемые представления носят не умозрительный характер (как в старших классах), а наглядно-чувственный, что позволяет учитывать возрастные особенности учащихся седьмых классов. Аналогично и представления о химической реакции вводятся без понимания структурных преобразований вещества в ходе химических процессов, а на уровне качественных отличий исходных веществ и продуктов реакций по свойствам. В такой интерпретации «реакция» в сознании учащихся осознается именно как «превращение» вещества. В то же время такой подход не мешает сформировать у учащихся представление о таких важных понятиях, как условия и признаки химической реакции. Указанный подход к формированию представлений о «веществе» и «реакции» позволяет также сохранить в преподавании химии принцип историзма, поскольку химия как экспериментальная наука развивалась именно по такой схеме: от наглядно-чувственных представлений, данных исследователю в ощущениях, к умозрительным построениям и моделям.
Курс «Химия вокруг нас» носит несистематический характер. Это означает, что отдельные части программы не имеют жесткой логической связи между собой. Это сделано осознанно, с той целью, чтобы учащийся, пропустивший одно, два или даже более занятий, не ощущал на уроке дискомфорт от невозможности полноценно включиться в исследовательскую деятельность. По сути, каждое учебное занятие – это очередное исследование, которое имеет начало и конец в рамках одного урока. А поскольку понятийная база пропедевтического курса невелика, то и применяемая терминология легко осваивается на любом этапе. Программа курса построена в расчете на кумулятивный эффект: по мере накопления опыта экспериментальной и исследовательской деятельности, упоминаний о веществах и явлениях, понятийная база курса и формируемые им умения и навыки складываются как бы сами собой. Отдельные занятия курса – как отдельные кирпичики, которые постепенно складываются в общую конструкцию. Если у кого-то из учащихся в силу пропуска занятий этих «кирпичиков» окажется меньше, то это повлияет только на общую высоту конструкции, но не на осознание самого процесса строительства и получаемое от него удовольствие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
пропедевтического курса «Химия вокруг нас»
для седьмого класса
общеобразовательных учреждений
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор: Игонина Мария Владимировна, учитель химии ЦО № 1474
Цель курса:
- Формирование устойчивой мотивации к изучению предмета посредством выполнения лабораторных и практических исследований, сориентированных на процессы и явления, знакомые обучающимся из повседневной практики.
Учебные задачи:
- заложить основы химической грамотности путем формирования основных химических понятий;
- способствовать формированию умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и решения простейших экспериментальных и исследовательских задач;
- через исследовательскую деятельность способствовать формированию у обучающихся представления о важнейших практических задачах, решаемых химией.
Принципы построения курса:
- обеспечение связи исследовательской деятельности обучающихся с жизнью, с явлениями повседневной действительности;
- отбор химических опытов по критериям «интересно» и «полезно»;
- учет имеющихся знаний обучающихся и их практического опыта по проблеме практического исследования.
Краткое описание особенностей курса
Пропедевтический курс «Химия вокруг нас» направлен на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению систематического курса химии в старших классах. Поставленная цель достигается за счет насыщения программы курса лабораторными опытами и практической исследовательской деятельностью без введения сколько либо значительного объема теоретических представлений. Расчет строится на том, что в процессе практической деятельности у учащихся естественным образом складываются представления об объекте исследования, которые затем будут формализованы в старших классах при изучении систематического курса химии.
Еще одна особенность курса – все его содержание имеет прикладной характер. Включенные в курс практические работы сориентированы на вещества и явления, которые либо знакомы учащимся из повседневной жизни, либо имеют понятное учащимся практическое значение. Такое построение программы позволяет сформировать у учащихся представление о том, что химия – это не только занимательная наука, но также важная и полезная.
Учебный материал курса «Химия вокруг нас» построен так, что деятельность учащихся во многом носит поисковый, исследовательский характер. Это позволяет использовать естественный потенциал природной любознательности школьника, который еще сохраняется в среднем звене школы и почти исчезает к старшим классам. Нам представляется важным сформировать у учащихся образ химии как исследовательской, экспериментальной науки, прежде чем его начнет вытеснять большой фактологический и теоретический материал систематического предметного курса, начинающегося в 8 классе.
Подчеркнем еще раз, что все указанные особенности курса «Химия вокруг нас» направлены на создание устойчивой мотивации к изучению предмета в старших классах.
В содержательном отношении курс «Химия вокруг нас» опирается на два основных понятия: «вещество» и «превращение» («химическая реакция»). И то и другое понятие вводятся качественно, без понимания их структурной составляющей. Так, представление о веществе формируется не на понимании принципов его строения, а на уровне осязательных отличий веществ по свойствам. Таким образом, закладываемые представления носят не умозрительный характер (как в старших классах), а наглядно-чувственный, что позволяет учитывать возрастные особенности учащихся седьмых классов. Аналогично и представления о химической реакции вводятся без понимания структурных преобразований вещества в ходе химических процессов, а на уровне качественных отличий исходных веществ и продуктов реакций по свойствам. В такой интерпретации «реакция» в сознании учащихся осознается именно как «превращение» вещества. В то же время такой подход не мешает сформировать у учащихся представление о таких важных понятиях, как условия и признаки химической реакции. Указанный подход к формированию представлений о «веществе» и «реакции» позволяет также сохранить в преподавании химии принцип историзма, поскольку химия как экспериментальная наука развивалась именно по такой схеме: от наглядно-чувственных представлений, данных исследователю в ощущениях, к умозрительным построениям и моделям.
Курс «Химия вокруг нас» носит несистематический характер. Это означает, что отдельные части программы не имеют жесткой логической связи между собой. Это сделано осознанно, с той целью, чтобы учащийся, пропустивший одно, два или даже более занятий, не ощущал на уроке дискомфорт от невозможности полноценно включиться в исследовательскую деятельность. По сути, каждое учебное занятие – это очередное исследование, которое имеет начало и конец в рамках одного урока. А поскольку понятийная база пропедевтического курса невелика, то и применяемая терминология легко осваивается на любом этапе. Программа курса построена в расчете на кумулятивный эффект: по мере накопления опыта экспериментальной и исследовательской деятельности, упоминаний о веществах и явлениях, понятийная база курса и формируемые им умения и навыки складываются как бы сами собой. Отдельные занятия курса – как отдельные кирпичики, которые постепенно складываются в общую конструкцию. Если у кого-то из учащихся в силу пропуска занятий этих «кирпичиков» окажется меньше, то это повлияет только на общую высоту конструкции, но не на осознание самого процесса строительства и получаемое от него удовольствие.
Структурно курс «Химия вокруг нас» состоит из трех тематических разделов. В первом разделе (Блок 1. «Химический инструментарий и общие приемы работы в лаборатории») у учащихся закладываются навыки опытно-исследовательской деятельности, они учатся работать с химической посудой и приборами.
Во втором разделе (Блок 2. «Знакомство с некоторыми важными понятиями») закладываются представления о понятиях «вещество» и «превращение». Формирование теоретических представлений происходит в ходе опытно-исследовательской деятельности по изучению свойств веществ, методов измерения некоторых из этих свойств, исследованию отличий между физическими и химическими явлениями, а также изучению условий и признаков химических реакций. Все лабораторные работы носят прикладной и исследовательский характер, сориентированы, в основном, на вещества и явления, знакомые учащимся из повседневной жизни.
В третьем разделе учащиеся в ходе экспериментальной деятельности знакомятся с некоторыми задачами, которые может решать химия:
- выделение веществ из смеси и методы очистки веществ (Блок 3)
- методы обнаружения веществ, основы качественного и количественного анализа (Блок 4)
- получение практически важных веществ и основы химического синтеза (Блок 5)
Все лабораторные опыты, включенные в третий раздел, также носят прикладной характер в рамках общей направленности курса «Химия вокруг нас».
Учебно-тематический план курса
«Химия вокруг нас»
Раздел 1. Химическая лаборатория
Блок 1. Химический инструментарий и общие приемы работы в лаборатории (3 часа)
- Техника безопасности при работе в кабинете химии
- Знакомство с лабораторным оборудованием
- Собирание простейших приборов
- Техника взвешивания
После изучения первого блока обучающиеся должны знать:
Основные правила техники безопасности
Уметь: работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты.
Раздел 2. Язык химии
Блок 2. Знакомство с некоторыми важными понятиями (10 часов)
1. Формирование представлений о веществе и его свойствах
- Рассмотрение образцов чистых веществ, хранящихся в лаборатории: железо, медь, сера, фосфор, медный купорос, оксид кремния (IV), гипс и др.
- Рассмотрение образцов веществ в природе (коллекция минералов, коллекция «Топливо»)
- Рассмотрение образцов бытовых веществ: соль, марганцовка, уксус, мел, сахар, алюминий. Формирование на этой основе представлений о свойствах веществ, как о том, что отличает вещества друг от друга. План описания свойств вещества.
- Формирование представлений о чистых веществах и смесях на примере бытовых продуктов: соль, марганцовка, сахар и др. (чистые вещества); молоко, газированная вода, маргарин и др. (смеси)
2. Экспериментальное определение свойств веществ
- Определение твердости бытовых веществ с помощью шкалы твердости минералов
- Определение плотности жидких тел и растворов с помощью ареометров
- Определение плотности твердых тел путем экспериментального определения массы и объема
- Численное определение растворимости через приготовление насыщенного раствора
- Определение электропроводности твердых и жидких веществ с помощью прибора для исследования электропроводности (демонстрационный эксперимент)
3. Физические и химические явления
Физические явления
- Растворение соли в воде
- Плавление парафина
- Испарение воды
Химические явления
- Скисание молока
- Термическая денатурация куриного белка
- Горение бумаги
- Обугливание сахара
- Рассмотрение процесса горения свечи как комплексного физико-химического явления
Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов
4. Условия и признаки химических реакций
Признаки химических реакций
- Изменение цвета (чай + лимон)
- Выделение газа (сода + уксус)
- Выпадение осадка (скисание молока под действием уксуса или термическая денатурация белка)
- Выделение тепла, свечение (горение бензина)
Условия химических реакций
- Соприкосновение веществ (сода и уксус)
- Нагревание (горение бумаги)
- Механическое воздействие (зажигание спички трением о коробок)
Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов
После изучения второго блока обучающиеся должны знать:
что такое вещество, свойства веществ, условия химических реакций и визуальные признаки химических реакций.
Уметь: определять рассмотренные свойства веществ, отличать физические и химические явления.
Раздел 3. Задачи, которые решает химия
Блок 3. Выделение веществ из смеси (7 часов)
- Очистка воды от различных загрязнителей (нефть, соль, красящие пигменты, твердые нерастворимые примеси)
- Выделение серы из природной смеси флотацией
- Выделение золота (имитация) из смеси вымыванием
- Очистка воздуха от бурого газа (адсорбция)
- Приготовление вытяжки хлорофилла из зеленых растений (экстракция)
- Выращивание кристаллов (кристаллизация)
- Бумажная хроматография (хроматографическое разделение чернил, пасты для шариковых ручек, фломастеров, др.)
После изучения третьего блока обучающиеся должны знать:
разницу между чистыми веществами и смесями, некоторые способы разделения смесей.
Уметь: выполнять практические операции по разделению различных смесей.
Блок 4. Методы обнаружения веществ. Качественный анализ (8 часов)
- Природные индикаторы. Приготовление отваров природных индикаторов. Обнаружение кислотно-щелочных сред в быту (уксус, соки лимона, яблока, растворы мыла, соды и др.)
- Качественный анализ чипсов и Кока-колы
- Обнаружение эфирных масел в растительных продуктах
- Обнаружение крахмала в растительных продуктах
- Обнаружение спирта в различных средах (восстановлением дихромата калия)
- Обнаружение смолы в табачном дыму
- Обнаружение свинца в предметах обихода (имитация)
- Раскрытие состава природных минералов (обнаружение железа, меди, карбонат-ионов качественными реакциями)
После изучения четвертого блока, обучающиеся должны знать:
принципы обнаружения веществ с помощью качественных реакций и иными рассмотренными методами.
Уметь: проводить качественные реакции
Блок 5. Получение практически важных продуктов. Химический синтез (6 часов)
- Получение и собирание кислорода.
- Получение и собирание водорода.
- Получение и собирание углекислого газа.
- Карамелизация сахара. Приготовление карамели.
- Приготовление мыла из пищевых жиров.
- Синтез неорганических красителей и приготовление на их основе акварельных красок.
После изучения пятого блока, обучающиеся должны знать:
цели химического синтеза, рассмотренные методы получения и собирания газов.
Уметь: получать и собирать газы
Планируемые результаты обучения
В результате обучения по курсу «Химия вокруг нас» обучающиеся должны
понимать: роль химии в повседневной жизни и некоторые задачи, которые она решает и их важность;
знать: правила безопасной работы в химической лаборатории; название и назначение простейших химических приборов; физические свойства веществ и способы их определения; разницу между физическими и химическими явлениями; условия и признаки химических реакций; разницу между чистыми веществами и смесями; некоторые способы разделения смесей; изученные принципы обнаружения веществ; цели химического синтеза; методы получения и собирания важнейших газов;
уметь: собирать и использовать простейшие химические приборы; определять физические свойства веществ; отличать физические и химические явления; определять признаки и условия химических реакций; выполнять практические операции по разделению смесей; проводить качественные реакции; получать и собирать важнейшие газы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса
данная программа создана для развития интереса учащихся к предмету химия...
Программа пропедевтического курса химии в 7 классе
Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

Программа развивающего курса «Химия вокруг нас»
Данная программа направлена на систематизацию и углубление материала при подготовке к экзаменам для учащихся 9 классов.Программа «Химия вокруг нас» рассчитана на один учебный год, 34 недели, 1 р...
Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»
Рабочая программа по химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...
