Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Электрическая химия»
рабочая программа по химии (10 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Электрическая химия» для 10, 11 классов предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов химии, а также развитие информа­ционной и коммуникативной компетентностей учащихся для решения кон­кретных практических задач с использованием проектного метода и оборудования «Точка роста» по химии. А так же предусматривает использование электронного конструктора «Знаток» 320 схем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_fizhimii24.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ноздрачёвская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Электрическая химия»

(с использованием цифрового и аналогового оборудования естественнонаучной и технологической направленности

«Точка роста»

Уровень: среднее общее образование, 10-11 класс

Номинация: физико- химическая

Автор: Селюков Сергей Викторович

Г. Курск, 2024 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Электрическая химия» для 10, 11 классов предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов химии, а также развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода и оборудования «Точка роста» по химии. А так же предусматривает использование электронного конструктора «Знаток» 320 схем.

Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год. Количество часов в неделю: 1 час, всего 34 часа.

Реализация данной программы предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания Центра «Точка роста».

1. Общее оборудование (физика, химия, ):

  • Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия).
  • Комплект посуды и оборудования для ученических опытов (физика, химия).
  • Электронный конструктор «Знаток»

Цель изучения курса внеурочной деятельности "Электрическая химия" в 10 классе:

создание условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей, расширение у учащихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии, обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся.

Задачи:

учебные:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

развивающие:

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
  • развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности; развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
  • развитие умений работы в микрогруппах;

воспитательные:

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
  • воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровый образ жизни;
  • формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Назначение программы

Курс внеурочной деятельности «Электрическая химия» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии и физике.

Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии и физике,

Данный курс предназначен как для учащихся 10 класса, желающих связать свою

будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по

химии или физике на государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических и физических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии.

Актуальность программы

Данная программа курса внеурочной деятельности относится к предметно-

ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ. Курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары, практикумы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание презентаций, конструирование.

Содержание курса знакомит учащихся с миром электрохимии, с характеристикой

веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами. Кроме того, данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное

поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе.

Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.

В процессе изучения данного курса создаются условия для решения ряда

общеобразовательных задач: углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным дисциплинам; приобретение учащимися умений обращения с бытовыми электроприборами; развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе для формулировки выводов; развитие индивидуальных свойств личности; формирование и определение профессиональных интересов учащихся; расширение кругозора учащихся.

Формы контроля: зачёты, тесты, защита презентации, анкетирование, проекты.

Формы и методы работы

В процессе занятий используются различные формы занятий: рассказ, семинар, практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.),
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
  • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения,
  • эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем),
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на

занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
  • групповой – организация работы в группах,
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Принципы построения курса

Принципы, лежащие в основе программы курса внеурочной деятельности:

- доступности;

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма;

- научности;

- связи теории с практикой.

Межпредметные связи

Курс внеурочной деятельности «Электрическая химия» обобщает и систематизирует учебный материал разных образовательных курсов: химии, физики, ОБЖ, биологии, географии и экологии.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения учебного курса:

обучающийся научится:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения учебного курса:

Регулятивные УУД обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;
  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать ресурсы для достижения цели;
  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД обучающийся научится:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты освоения учебного курса:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

В ценностно - ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час)

Химия полезна или вредна. Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Польза химии для развития науки, промышленности, экономики страны.

Тема 2. Равновесия в растворах электролитов (6 ч)

Положения теории электролитической диссоциации. Термины и определения.

Явление сольватации. Ион- ионные взаимодействия. Метод Активности.

Определение равновесия, степени диссоциации, ион дипольные взаимодействия в растворах электролитов. Активность и коэффициенты активности. Экспериментальные методы определении активности. Модельные представления теории сильных электролитов.

Практические работы: «Расчёт рН раствора аммиака в воде»,

«Определение константы диссоциации одноосновных органических кислот», «Изменение растворимости труднорастворимой соли при внесении в раствор растворимой соли, содержащей одноименный катион или анион». «Определение концентрационной константы равновесия реакции диссоциации двухцветного индикатора метилового оранжевого»

«Определение концентрационной константы равновесия реакции между салициловой кислотой и хлоридом железа (III)»

Тема 3. Явление переноса (10 ч )

Общие положения термодинамики переноса массы и энергии в сплошных средах .

Диффузия. Миграция. Электрохимический потенциал. Электропроводность растворов электролитов. Подвижность ионов. Законы электролиза. Числа переноса и методы их определения. Системы находящиеся вне состояния равновесия. Градиенты химического потенциала. Перенос массы в поле электрического потенциала.

Практические работы: «Факторы влияющие на эквивалентную электропроводность»

«Методы измерения электропроводности»

Тема 4. Электрохимическое равновесие «электрод- электролит». Гальванические элементы (11 ч)

Основы термодинамики электрохимических систем. Международная конвенция об ЭДС и электродных Международная конвенция об ЭДС и электродных потенциалах.

Классификация электродов. Электроды первого порядка.Электроды второго порядка. Окислительно- восстановительные электроды. Классификация гальванических элементов. Физические цепи. Химические цепи. Концентрационные цепи. Термодинамика гальванического элемента. Условие термодинамического равновесия. Строения границы металл-электролит. Понятие равновесного и стандартного электродов. Механизм возникновения ЭДС. Гальвани и вотльтпотенциалы. Термодинамика гальванических элементов. Аккамуляторы и топливные элементы.

Практические работы: «Устройство гальванических элементов», «Построение гальванических цепей», «Измерение тока в гальванических цепях», «Вычисление электролитической диссоциации». «Определение электропроводности растворов сильных электролитов», « Определение электропроводности растворов слабых электролитов», «Определение электродных потенциалов», «Определение рН растворов методом измерения ЭДС».

Тема 5. Кинетика химических реакций (6 ч)

Основные понятия и определения. Формальная кинетика простых односторонних реакций. Сложные реакции. Влияние температуры на скорость химических реакций

Практическая работа: «Определение константы скорости химической реакции», «Кинетическое исследование процесса инверсии сахарозы»

Тема 6. Защита проектов (1 ч)

Темы проектов:

  • Гальванический элемент из подручных средств
  • Багдадская батарейка
  • Лабораторный выпрямитель своими руками
  • Электропроводность бытовых веществ

Тематическое планирование курса. 34 часа

урока

Тема занятия

Кол-во часов

Использование

оборудования центра

естественнонаучной и технологической

направленностей «Точка роста»

Тема 1. Введение (1 ч)

1

Инструктаж по ТБ. Химия и её значение. Связь химии с физикой.

Состав лаборатории ученической по химии Центра «Точка роста».

Знакомство с конструктором «Знаток»

1

Компьютерное оборудование

Цифровые датчики и их отличие от аналоговых приборов. Общие

характеристики датчиков.

Тема 2. Равновесия в растворах электролитов (6 ч)

2

Теория электролитической диссоциации

1

Практическая работа с использованием конструктора «Знаток»

3

Явление сольватации

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

4

Ион-ионные взаимодействия. Метод активностей

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

5

Теоретические вопросы «Равновесие в растворах электролитов

1

6

Задачи для практических занятий

1

Тема 3. Явление переноса (10 ч )

7

Общие положения термодинамики переноса массы и энергии в сплошных средах

1

8

Диффузия

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

9

Миграция

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

10

Электрохимический потенциал

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

11

Электропроводность растворов электролитов

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

12

Подвижность ионов

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

13

Законы электролиза

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

14

Числа переноса и методы их определения

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

15

Повторный инструктаж по ТБ.

Теоретические вопросы «Явления переноса»

1

16

Задачи для практических занятий

1

Тема 4: Электрохимическое равновесие «электрод- электролит». Гальванические элементы (11 ч)

17

Основы термодинамики электрохимических систем

1

18

Международная конвенция об ЭДС и электродных потенциалах

1

19

Классификация электродов. Электроды первого порядка

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

20

Электроды второго порядка

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

21

Окислительно- восстановительные электроды

1

22

Классификация гальванических элементов. Физические цепи

1

23

Химические цепи

1

24

Концентрационные цепи

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

25

Термодинамика гальванического элемента

1

26

Теоретические вопросы «Электрохимическое равновесие “электрод — электролит”. Гальванические элементы»

1

27

Вопросы и задачи для практических занятий

1

Тема 5. Кинетика химических реакций (6 ч)

28

Основные понятия и определения

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

29

Формальная кинетика простых односторонних реакций

1

30

Сложные реакции

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

31

Влияние температуры на скорость химических реакций

1

32

Теоретические «Кинетика химических реакций»

1

33

Вопросы задачи для практических занятий

1

Практическая работа с использованием оборудования «Точка роста»

Тема 6. Защита проектов (1 ч)

34

Защита проектов

1

Список литературы

  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 2016.
  2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2015.
  3. Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2015.
  4. Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 2014г.
  5. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 2018.
  6. Физическая химия. Руководстов для самостоятельной работы студентов. Учебно- методическое пособие.- Екатеринбург.-Издательство уральского университета,2017.

Перечень интернет-ресурсов

  1. Актуальные проблемы электрохимии органических соединений. Материалы VII Всероссийской с международнымучастием школы по электрохимии органических соединений. Тамбов, 2012. -
  2. Достижения электрохимии органических соединений. РХЖ. #1058;ом XLIX. 5.
  3. Лисицын Ю.А. Электронная библиотека. -
  4. сайты ВУЗов РФ. -
  5. сайты ВУЗов РФ. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Начала экспериментальной химии»

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися экспериментами.Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для ор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Программа по курсу внеурочной деятельности с рецензией...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Экологическая химия»

программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии для 5-6 классов

Рабочая программа курса «Юный химик» разработана на основе следующих нормативных документов:Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);Национальной образовательной ини...