Урок "Химические свойства солей"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Матвиенко Татьяна Александровна

Урок - открытие новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе Химические свойства солей

Цель: дать представление о химических свойствах  солей

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о солях. Рассмотреть  химические свойства солей. Сформировать умение работать с веществами.Сформировать умение записывать наблюдения химических реакций  

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Мы с вами изучаем классы неорганических веществ. Назовите их. Дайте определения…

Выбрать формулы оксидов, кислот, оснований, солей Дать им название   .   …  Какие вещества будут взаимодействовать друг с другом?

Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?   Состав, классификация, номенклатура (название) солей

Прочитайте дайте название этому веществу согласно химической номенклатуре и вспомнить, какие вещества относят к классу солей.

Обратите внимание   что немногим веществам было дано войти в пословицы и поговорки; у славян соль являлась символом дружбы и благополучия, почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.

 Ответ поваренная соль, хлорид натрия формула

Учитель: По какому плану изучаем классы веществ?

Что нам осталось изучить? Какова тема урока?

 Ученик: тема  Химические свойства солей

Цель урока?

Изучить химические свойства солей

Изучение нового материала

Определите число от 1до 10 что вы на данный момент знаете о химических свойствах солей

Учитель: С какими свойствами солей мы уже познакомились, изучая химические свойства других классов?

Ученик: Соли взаимодействуют с основаниями, и с кислотой.

Планирование

Учитель: Верно, (Показ схемы) Соли взаимодействуют с основанием, кислотой, еще узнаем  о взаимодействии с солью и металлом. Это план нашей работы на сегодня Перед началом работы хочу заложить небольшой опыт, в конце урока, вы мне его объясните я опускаю в голубой раствор гвозди.

 Давайте начнем с тех свойств, которые вы назвали.  

Соль+основание =новая соль +новое основание (р. обмена)

р             р                         н          или       н

Учитель: Какие продукты реакции  вз Соль+основание =?

Ученик: Новая соль и новое основание

Учитель: Какой тип реакции?

Ученик: Реакция обмена

Учитель: При каких условиях протекает реакция?

Ученик: Соль и основание должны быть растворимы, в продуктах должен образоваться осадок

Химик правила обмена

Не забудет никогда:

В результате - непременно

Будет газ или вода,

Выпадет осадок -

Вот тогда - порядок!

Учитель: Запишите реакцию взаимодействия хлорида меди (2) с гидроксидом натрия

Ученик: Записывают реакцию (1 ученик на доске)

Учитель: Все условия соответствуют? Какой осадок?

Ученик: Гидроксид меди (2)

Учитель: Проведем лабораторный опыт на местах. Будьте аккуратны приработе с щелочь, если пролили на кожу - смыть водой. налейте в пробирку 1 мл хлорида меди (2) и и 1мл гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Ученик: Образование голубого осадка

Учитель: Запишем под реакцией свои наблюдения цвет осадка, формула и название

 Наблюдения: Выпадает осадок голубого цвета Сu(ОН)2 гидроксид меди (2)

Если в соль добавить щёлочь,

На пробирку посмотреть –

Синий выпадет осадок –

Значит соль содержит ( медь.)

Соль+кислота = Новая соль + новая кислота (р обмена)

                  Р               н              или      н

Учитель: Какие продукты реакции  вз Соль+кислота =?

Ученик: Новая соль и новая кислота

Учитель: Какой тип реакции?

Ученик: Реакция обмена

Учитель: При каких условиях протекает реакция?

Ученик:  Кислота должна быть растворимой, в продуктах должен образоваться осадок  или газ

 

Учитель: Запишите реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой

Ученик: Записывают реакцию (1 ученик на доске)

Учитель: Все условия соответствуют? Что образовалось в продуктах: газ или осадок?

Ученик: осадок сульфат бария  

Учитель: Проведем лабораторный опыт Будьте аккуратны при работе с кислотой, если пролили на кожу - смыть водой.   Налейте  в пробирку 1 мл хлорида бария и  1мл серной кислоты. Что наблюдаете?

Ученик: Образование белого осадка

Учитель: Запишем под реакцией свои наблюдения цвет осадка, формула и название

 Наблюдения: Выпадает осадок белого цвета ВаSО4 сульфат бария

 Жил да был один шпион

Звался он сульфат ион.

Незаметный и невзрачный

И на вид совсем прозрачный.

Но нашёлся спецагент

Уникальный реагент.

Постарался славно он –

В осадок выпал  тот  шпион. (хлорид бария)

Соль+соль =соль1 + соль2

Р            р          н   или   н

Учитель: Кто догадается? Какие продукты реакции  вз Соль+соль =? Известно, что реакция обмена

Ученик: Образуются две новые соли.

Учитель: Условия  протекания реакции: исходные соли должны быть растворимы,  в продуктах должен образоваться осадок.

Запишите реакцию взаимодействия хлорида бария    и нитрата серебра

Ученик: Записывают реакцию (1 ученик на доске)

Учитель: Все условия соответствуют? Какой осадок?

Ученик: хлорид серебра

Учитель: Проведем лабораторный опыт на местах налейте в пробирку 1 мл хлорида бария и и 1мл нитрата серебра. Что наблюдаете?

Ученик: Образование белого осадка

Учитель: Запишем под реакцией свои наблюдения цвет осадка, формула и название

Наблюдения: Выпадает осадок белого цвета AgCl хлорид серебра

Серебра нитрат –

Прозрачен, говорят,

Натрия хлорид –

Бесцветен на вид,

Но из них легко получу «молоко».

(нерастворимый осадок хлорид серебра)

Соль+металл = новая соль+другой металл  (р замещения)

Р        левее Ме соли

Учитель:   Какие продукты реакции  вз Соль+металл =?  Известно, что реакция замещения

Ученик: Образуется  новая соль и металл.

Учитель:  Условия  протекания реакции: исходная соль должна быть растворимой. Второе условие. Обратим внимание на ряд напряжения металлов. Металл простого вещества должен стоять левее металла соли

Запишите реакцию взаимодействия хлорида меди и железа

Ученик: Записывают реакцию (1 ученик на доске)

Учитель: Все условия соответствуют?  Где находится железо по отношению к меди?

Ученик: Железо левее меди

Учитель: В начале урока я опустила в голубой раствор гвозди  

Объясните, какое отношение имеет этот опыт к нашему уроку

Ученик: Голубой раствор это хлорид меди (2 ) а гвозди из железа. Опыт показывает взаимодействие этих веществ.

Учитель: Какие наблюдения?   Запишем под реакцией свои наблюдения  

Ученик: На поверхности кнопки образовался налет розового цвета это медь

 Обобщение изученного

 Итак, что мы рассмотрели на уроке

 Химические свойства солей

Теперь на нашей схеме взаимодействия веществ давайте обозначим возможность взаимодействия этих веществ (учитель дорисовывает схему)

Проверка изученного

Перед вами начало химических реакций. Какие реакции возможны?

 

Определите цифру от 1 до 10 Как вы оцениваете свои знания по теме урока

Домашнее задание п 26выполнить реакции а-к


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические свойства солей

Слайд 2

Классы соединений К 2 О Na 2 SO 4 Ba(OH) 2 СО 2 HCl

Слайд 3

Соль+основание = новая соль +новое основание Запишите реакцию взаимодействия хлорида меди ( II ) и гидроксида натрия Налейте в пробирку 1 мл хлорида меди ( II ) и 1мл гидроксида натрия . Загадка Если в соль добавить щёлочь, На пробирку посмотреть – Синий выпадет осадок – Значит соль содержит … (Медь)

Слайд 4

Соль+кислота = новая соль + новая кислота Запишите реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой Налейте в пробирку 1 мл хлорида бария и 1мл серной кислоты . Жил да был один шпион Звался он сульфат ион. Незаметный и невзрачный И на вид совсем прозрачный. Но нашёлся спецагент Уникальный реагент. Постарался славно он – В осадок выпал тот шпион. ( хлорид бария ) Найдите спецагента

Слайд 5

Соль+соль =соль1+ соль2 Запишите реакцию взаимодействия хлорида бария и нитрата серебра Налейте в пробирку 1 мл хлорида бария и 1мл нитрата серебра. Серебра нитрат – Прозрачен, говорят, Натрия хлорид – Бесцветен на вид, Но из них легко получу «молоко ». Что является в загадке молоком? ( нерастворимый осадок хлорид серебра )

Слайд 6

Соль+металл =новая соль+другой металл Запишите реакцию взаимодействия сульфата меди ( II ) и железа CuSO4 – медный купорос, используется для борьбы с грибковыми заболеваниями. Можно ли садоводам готовить и хранить раствор медного купороса в железном ведре?

Слайд 7

Какие реакции возможны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и свойства солей

Комбинированный урок по программе Габриеляна с указанием практической части....

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Соли.

Ресурс предназначен для учителей химии, работающих по программе И.И.Новошинского, по которой важнейшие классы изучаются в 2 этапа. Если Вы работаете по другой программе можно объеденить 2 презентации ...

Химические свойства солей

Разработка урока химии 8 класс, по методическому компелкту Габриеляна О.С. Данный урок рассматривается в рамках темы №6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Этот урок яв...

Урок по химии в 9 классе «Аммиак: строение, получение, свойства соли аммония».

Урок по химии в 9 классе   Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Конспект урока "Состав и свойства солей"

Материал включает разработку урока химии в 8 классе "Состав и свойства солей", а также презентацию к уроку и самоанализ деятельности....

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....