Технологическая карта урока химии (10 класс, Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины)
план-конспект занятия по химии (10 класс)

Арсаев Арби Ильманович

Тех. карта урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта23.67 КБ
PDF icon Презентация1.63 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ГИЛЯНЫ имени ИСАЕВА АЙДАМИРА УВАЙСОВИЧА»

(МБОУ «СОШ №1 с. Гиляны им. Исаева А.У.»)

Технологическая карта урока химии на тему:

«Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины»

Класс: 10

(учебник под ред. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.)

Учитель: Арсаев Арби Ильманович

Первый зам. директора: _______________/Т.А. Гайбулатова/

Гиляны, 2025

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
  2. Класс: 10
  3. Дата: 05.11.2025
  4. Предмет: английский язык
  5. Тема урока: Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
  7. Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с алкадиенами
  8. Задачи:  
  • Обучающие: усвоение химических понятий, законов и формул; навыки работы с Периодической таблицей, расчетами и химическими уравнениями; умение наблюдать, анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
  • Развивающие: развитие логического и критического мышления; поиск и выявление закономерностей в химических свойствах и реакциях; творческий подход к решению нестандартных задач;
  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения и интереса к химии; аккуратность, ответственность и умение работать в команде; экологическая и социальная ответственность, этическое использование знаний.
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: учебник, карточки, Большой англо-русский словарь, презентация  
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Характеристика этапов:

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности класса;
  • объявление темы и целей урока.

2. Актуализация знаний (5 мин)
Фронтальный опрос:

  • Что такое алкены? Приведите пример.
  • Чем отличается двойная связь от одинарной (по строению и реакционной способности)?
  • Какие реакции характерны для алкенов?
  • Что такое полимеризация? Приведите пример полимера.

3. Изучение нового материала (25 мин)

3.1. Алкадиены: определение и классификация

  • Алкадиены — углеводороды с общей формулой CnH2n−2​, содержащие две двойные связи.
  • Классификация по расположению двойных связей:
  • кумулированные (CH2​=C=CH2​ — пропадиен);
  • сопряжённые (CH2​=CHCH=CH2​ — бутадиен-1,3);
  • изолированные (CH2​=CHCH2​–CH=CH2​ — пентадиен-1,4).
  • Особое значение имеют сопряжённые диены (делокализация π-электронов, повышенная стабильность).

3.2. Бутадиен-1,3 (CH2​=CHCH=CH2​)

  • Физические свойства: газ с характерным запахом, tкип​=−4,5 C.
  • Способы получения:
  • Реакция Лебедева (промышленный метод):

2CH3​CH2​OHAl2​O3​,ZnO, 450 CCH2​=CHCH=CH2​+2H2​O+H2​

  • Дегидрирование бутана:

CH3​–CH2​–CH2​–CH3​Cr2​O3​, tCH2​=CHCH=CH2​+2H2​

3.3. Метилбутадиен-1,3 (изопрен, CH2​=C(CH3​)–CH=CH2​)

  • Физические свойства: летучая жидкость, tкип​=34 C.
  • Получение:
  • из изопентана (2-метилбутана):

CH3​–CH(CH3​)–CH2​–CH3​Cr2​O3​, tCH2​=C(CH3​)–CH=CH2​+2H2​

  • синтез из ацетона и ацетилена.

3.4. Химические свойства диенов

  • Реакции присоединения (по одной или обеим двойным связям):
  • гидрирование: CH2​=CHCH=CH2​+H2​→CH3​–CH=CHCH3​;
  • галогенирование: CH2​=CHCH=CH2​+Br2​→CH2​BrCH=CHCH2​Br.
  • Полимеризация (ключевая реакция для получения каучука):
  • бутадиеновый каучук:

nCH2​=CHCH=CH2​катализатор​(–CH2​–CH=CHCH2​–)n

  • изопреновый каучук (аналог натурального):

nCH2​=C(CH3​)–CH=CH2​катализатор​(–CH2​–C(CH3​)=CHCH2​–)n

3.5. Синтетический каучук и резина

  • Каучук — эластичный полимер, продукт полимеризации диенов.
  • Вулканизация — процесс превращения каучука в резину путём нагревания с серой:
  • сера образует поперечные связи между макромолекулами;
  • повышается прочность, упругость, термостойкость.
  • Применение резины: шины, шланги, обувь, изоляция.

4. Закрепление материала (8 мин)
Практические задания:

  1. Составьте структурные формулы:
  • гексадиен-1,3;
  • 2-метилгексадиен-1,3.
  1. Напишите уравнение реакции полимеризации 2-хлорбутадиена-1,3 (хлоропрена).
  2. Объясните, почему сопряжённые диены более стабильны, чем изолированные.

5. Подведение итогов (3 мин)

  • краткий обзор изученного;
  • оценка работы класса;
  • ответы на вопросы учащихся.

6. Домашнее задание (2 мин)

1. Повторить пройденный материал


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока химии. 9 класс.

Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...