Технологическая карта урока химии (10 класс, Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины)
план-конспект занятия по химии (10 класс)
Тех. карта урока и презентация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.67 КБ | |
| 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ГИЛЯНЫ имени ИСАЕВА АЙДАМИРА УВАЙСОВИЧА»
(МБОУ «СОШ №1 с. Гиляны им. Исаева А.У.»)
Технологическая карта урока химии на тему:
«Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины»
Класс: 10
(учебник под ред. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.)
Учитель: Арсаев Арби Ильманович
Первый зам. директора: _______________/Т.А. Гайбулатова/
Гиляны, 2025
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
- Класс: 10
- Дата: 05.11.2025
- Предмет: английский язык
- Тема урока: Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
- Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с алкадиенами
- Задачи:
- Обучающие: усвоение химических понятий, законов и формул; навыки работы с Периодической таблицей, расчетами и химическими уравнениями; умение наблюдать, анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
- Развивающие: развитие логического и критического мышления; поиск и выявление закономерностей в химических свойствах и реакциях; творческий подход к решению нестандартных задач;
- Воспитательные: формирование научного мировоззрения и интереса к химии; аккуратность, ответственность и умение работать в команде; экологическая и социальная ответственность, этическое использование знаний.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические
- Дидактические средства:
- для учителя: учебник, карточки, Большой англо-русский словарь, презентация
- для учащихся: учебник, тетрадь
- Характеристика этапов:
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
- приветствие;
- проверка готовности класса;
- объявление темы и целей урока.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Фронтальный опрос:
- Что такое алкены? Приведите пример.
- Чем отличается двойная связь от одинарной (по строению и реакционной способности)?
- Какие реакции характерны для алкенов?
- Что такое полимеризация? Приведите пример полимера.
3. Изучение нового материала (25 мин)
3.1. Алкадиены: определение и классификация
- Алкадиены — углеводороды с общей формулой CnH2n−2, содержащие две двойные связи.
- Классификация по расположению двойных связей:
- кумулированные (CH2=C=CH2 — пропадиен);
- сопряжённые (CH2=CH–CH=CH2 — бутадиен-1,3);
- изолированные (CH2=CH–CH2–CH=CH2 — пентадиен-1,4).
- Особое значение имеют сопряжённые диены (делокализация π-электронов, повышенная стабильность).
3.2. Бутадиен-1,3 (CH2=CH–CH=CH2)
- Физические свойства: газ с характерным запахом, tкип=−4,5 ∘C.
- Способы получения:
- Реакция Лебедева (промышленный метод):
2CH3CH2OHAl2O3,ZnO, 450 ∘CCH2=CH–CH=CH2+2H2O+H2
- Дегидрирование бутана:
CH3–CH2–CH2–CH3Cr2O3, tCH2=CH–CH=CH2+2H2
3.3. Метилбутадиен-1,3 (изопрен, CH2=C(CH3)–CH=CH2)
- Физические свойства: летучая жидкость, tкип=34 ∘C.
- Получение:
- из изопентана (2-метилбутана):
CH3–CH(CH3)–CH2–CH3Cr2O3, tCH2=C(CH3)–CH=CH2+2H2
- синтез из ацетона и ацетилена.
3.4. Химические свойства диенов
- Реакции присоединения (по одной или обеим двойным связям):
- гидрирование: CH2=CH–CH=CH2+H2→CH3–CH=CH–CH3;
- галогенирование: CH2=CH–CH=CH2+Br2→CH2Br–CH=CH–CH2Br.
- Полимеризация (ключевая реакция для получения каучука):
- бутадиеновый каучук:
nCH2=CH–CH=CH2катализатор(–CH2–CH=CH–CH2–)n
- изопреновый каучук (аналог натурального):
nCH2=C(CH3)–CH=CH2катализатор(–CH2–C(CH3)=CH–CH2–)n
3.5. Синтетический каучук и резина
- Каучук — эластичный полимер, продукт полимеризации диенов.
- Вулканизация — процесс превращения каучука в резину путём нагревания с серой:
- сера образует поперечные связи между макромолекулами;
- повышается прочность, упругость, термостойкость.
- Применение резины: шины, шланги, обувь, изоляция.
4. Закрепление материала (8 мин)
Практические задания:
- Составьте структурные формулы:
- гексадиен-1,3;
- 2-метилгексадиен-1,3.
- Напишите уравнение реакции полимеризации 2-хлорбутадиена-1,3 (хлоропрена).
- Объясните, почему сопряжённые диены более стабильны, чем изолированные.
5. Подведение итогов (3 мин)
- краткий обзор изученного;
- оценка работы класса;
- ответы на вопросы учащихся.
6. Домашнее задание (2 мин)
1. Повторить пройденный материал
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока химии. 9 класс.
Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс
Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...


