Разаработка классного часа "России важен каждый"
классный час (10 класс) по теме

Бойко Елена Николаевна

Данная разработка классного часа - один из вариантов проведения мероприятия с использованием активных методик. Методики, которые применялись при разработке классного часа, универсальны. Их можно использовать как при подготовке внеклассных мероприятий, так и при планировании уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassnyy_chas_Rossii_vazhen_kazhdyy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 России важен каждый

Классный руководитель 10 «А» класса Бойко Е.Н.

Цели: 

  1. Создание условий для формирования гражданственности,  демократии, успешной социализации и интеграции в социум.
  2. Создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Оборудование

  1. Плакат «Мы выбираем…»
  2. нарезанные полоски бумаги (трех разных цветов, по 30-40 каждого цвета),
  3. 3- 4  листа бумаги формата А1 (по количеству групп),
  4. клей (1-2 на группу),
  5. наклейки трех  цветов для проведения социологического опроса и по две наклейки двух цветов для каждого участника для проведения «Ковра идей» и оценивания плаката,
  6. компьтеры (по одному на группу).
  7. сказка о душах (Приложение 1)
  8. как вписать себя в историю России (Приложение 2)

План классного часа

  1. Социологический опрос
  2. Ковер идей
  3. Плакат, призывающий принять участие в переписи населения.

Ход мероприятия

1.Социологический опрос

 Мы уже знаем, что многое в жизни мы можем выбирать: одежду, еду, друзей, взгляды, школу, профиль обучения. Нам предоставлено право выбора.  Однако часто ли мы задумываемся, на что наш выбор может повлиять?

Плакат «Мы выбираем…» (на листе формата  А2)

Школу, в которой буду учиться

Родителей…

Родину…

Как мне учиться

С кем мне дружить

Стратегию развития государства

Президента

Директора школы

Старосту класса

Классного руководителя

Участники получают цветные наклейки  и приклеивают:

зеленую, если  в 100% случаев  я могу влиять на выбор;

желтую, если в 50% случаев я могу влиять на выбор;

красную, если не могу влиять на выбор.

Анализ, подведение итогов. Обратить внимание на то, что чаще всего ученики  не могут влиять на выбор. Вопрос, который можно задать аудитории: «Всегда ли мы хотим влиять на выбор. Не думаем ли мы порой, что от нас ничего нас зависит и  поэтому ничего предпринимать не надо?»

2. Ковер идей

Материалы:

  • нарезанные полоски бумаги (трех разных цветов, по 30-40 каждого цвета),
  • 3- 4  листа бумаги формата А1 (по количеству групп),
  • клей (1-2 на группу),
  • наклейки двух цветов (две наклейки каждого цвета для каждого участника).

Ведущий сообщает,  какой проблемой мы будем заниматься, делит участников на 3-4 группы, и предлагает каждой группе  сесть за отдельный стол.

Затем говорит, что I этапом нашей работы будет понимание проблемы. Попробуем ответить себе на вопрос: почему такая проблема существует? (например, почему учащиеся в классе плохо себя ведут).

Каждая группа получает 10 цветных полосок бумаги и большой лист бумаги.

Заданием группы будет:  ответить на поставленный вопрос, написать свои ответы на полученных полосках бумаги (на одной полоске один ответ, при этом не обязательно использовать все полоски), а после этого сделать на большом листе бумаги сделать "ковер", наклеивая все полоски таким образом, чтобы все написанное можно было прочитать.

На работу группам отводится  приблизительно 10 минут.

После окончания работы группы представляют свои "ковры" и зачитывают ответы.

Ведущий говорит, что мы  уже знаем, почему ученики плохо себя ведут, и поэтому можем  перейти ко II этапу -  поиску решений. Подумаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию.

Каждая группа получает 10 цветных полосок бумаги (другого цвета) и, помня о причинах, записывает свои идеи, как решить данную проблему на цветных полосках (на одной полоске один ответ, при этом не обязательно использовать все полоски - как и на предыдущем этапе), а потом доклеивает эти новые полоски к своему "ковру".

На работу группам отводится  10 - 15 минут.

После окончания работы группы представляют свои "ковры" и зачитывают идеи.

 Ведущий:  мы уже знаем причины и знаем, что можно сделать, чтобы это изменить. Необходимо перейти к III этапу, то есть к индивидуализации действий. На этом этапе каждый из нас ответит себе на вопросы: «Что лично я сделаю в течение этого года, чтобы изменить существующую ситуацию. Какие конкретные действия сделаю?»

Каждый пишет запланированные собой действия на полоске бумаги (на одной полоске одно действие, если кто-то решит сделать больше - берет у ведущего следующую полоску).

Группа собирает вместе индивидуальные полоски, но не клеит их в этот раз к "ковру".

Скажи, что сейчас прочитаем наши действия. Будем это делать таким образом: по очереди каждая группа будет читать 1 полоску, если в другой группе есть такая же идея, то она откладывается в сторону.

Группы по очереди читают,  тренер, ведущий занятие берет от них полоски и клеит их на стены так, чтобы потом можно было их легко прочитать.

Когда идеи исчерпаются, просим группы приклеить оставшиеся полоски к своим "коврикам" и повесить  их на стенах.

Скажи, что приступаем к IV этапу, то есть эвалюации идей. Это тот момент, когда мы оцениваем реалистичность наших намерений.

Каждый учащийся получает 2 красные наклейки и 2 зелёные. Красный цвет обозначает, что наверняка это сделаю, а зелёный -  что попробую это сделать.

Участники подходят к  коврам, на которых приклеены полоски бумаги, ещё раз перечитывают свои идеи и идеи других участников и приклеивают  наклейки на избранные нами идеи (не обязательно использовать все наклейки).

Подводя итоги, ведущий говорит, что таким образом у нас была возможность подумать, что каждый из нас сделает, чтобы помочь в решении общей проблемы. И теперь мы не можем сказать, что от меня ничего не зависит. Как видим, от каждого из нас зависит очень многое.

3. Плакат

Сейчас мы рассмотрим ситуацию, которая является актуальной не только  для нас, находящихся в этой аудитории, но и для всей страны. Это перепись населения, которая начинается в  нашей стране 15 октября. В нашей Конституции не сказано, что граждане обязаны участвовать в переписи, за ними закреплено право самим решить вопрос об участии в этом мероприятии. Однако это как раз тот случай, когда граждане могут повлиять на стратегию развития страны.  Но, к сожалению, не все жители нашего города стремятся это право реализовать. Можете ли вы повлиять на это? Большинство из вас скажет «Нет». А ведь это можно легко проверить. Вы не будете  встречать переписчиков, скорее всего  это будут  делать ваши родители, бабушки, дедушки. И некоторые из них этого делать не собираются.

Давайте сначала узнаем, для чего проводятся переписи населения:

первый ученик рассказывает «Сказку о душах».

второй ученик рассказывает «Как вписать себя в историю России?»

После выступления учащихся учитель говорит, что  сейчас у вас есть возможность повлиять на взрослых, помочь им сделать свой выбор: принять участие в переписи населения или нет.  Класс делится на 4  группы.

Задание группам:

Используя интернет – ресурсы, сделать плакат, призывающий принять участие в переписи населения.

На работу группам отводится 20 минут.  

Презентация работ. Оценивание: каждый учащийся получает по две наклейки разного цвета (например, две желтых и две зеленых). Ведущий просит оценить плакаты, наклеив на них наклейки определенного цвета:

желтый  - я обязательно буду участвовать в переписи, зеленый  – я, скорее всего, буду участвовать в переписи населения.

По окончании голосования подводятся итоги.  Учитель благодарит всех учащихся за работу.

Приложение 1.

СКАЗКИ О ДУШАХ

Считается, что в России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств (Киевская Русь, Новгород) еще в IX веке переписывалось население для податного обложения. Данью в ту пору обкладывались дома или «дымы», затем объектом обложения в XIV веке становятся земельные участки, производительно используемые в хозяйстве – соха (позднее – четверть, десятина). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета – подворные переписи.

В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…». Тяга императора к «сказкам» носила сугубо экономический характер - при пересмотре налоговой системы перешли к более прогрессивному подушному налогообложению, единицей которого была мужская душа. Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке – «ревизии». С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями податного населения» или просто «ревизиями». На протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права, ревизии были единственным источником сведений о населении страны. Современные статистики считают, что в ревизиях по объективным и субъективным причинам искажались данные о подлинной численности и составе населения. Объективно - ревизии длились по нескольку лет, к тому же учитывали не фактическое число жителей, а только «приписанных» из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Субъективные же причины описаны в гоголевских «Мертвых душах»: помещики не торопились подать очередную ревизскую «сказку», поэтому многие умершие числились живыми.

После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В основном эти переписи проводились в столичных, крупных губерниях и некоторых уездных городах. В организации и методике местных переписей не было единства, порядок и сроки их проведения, формы бланков, программы опроса и программы разработки сильно различались, и не были совершенными.

Приложение 2

КАК ВПИСАТЬ СЕБЯ В ИСТОРИЮ РОССИИ

Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом «Впиши себя в историю России». Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября.

Перепись-2002 проходила в условиях обновленной демократической России, когда из-за трансформации, произошедшей в обществе за последнее десятилетие, изменился уклад жизни людей, появились новые социальные группы. С одной стороны, возник слой богатых людей, имеющих несколько жилищ, а с другой стороны - увеличилось количество людей, которые не имеют жилья и нигде не зарегистрированы - бомжи, нелегальные мигранты, кочующие нации. Произошли серьезные сдвиги в структуре и составе населения страны. Необходимо было найти особые подходы для переписи этих наиболее сложных контингентов населения.

В связи с этим перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта – Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 года №8-ФЗ. Принятие Закона было обусловлено происшедшими в ходе формирования рыночных отношений изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны, которые исключают командные формы управления. Законом определены основные принципы переписи населения, организация ее проведения, источники финансирования расходов на перепись населения, круг лиц, подлежащих переписи, установлен перечень сведений о населении, собираемых в ходе переписи, и порядок их сбора, закреплены гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах, и ответственность за утрату или разглашение этих сведений. Перепись населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Проводимые ранее переписи финансировались исключительно из федерального бюджета, затраты же на перепись 2002 года были разделены на бюджеты всех уровней. По-новому пришлось решать вопрос о формировании переписных кадров. В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. За ними сохранялась заработная плата по основному месту работы. В 2002 году такие возможности отсутствовали. Потребовалось найти и подготовить около 670 тыс. внештатных работников на рынке труда из неработающего населения. В крупных городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах - на сельскую интеллигенцию.

В отличие от прежних переписей, когда учету подлежало и наличное и постоянное население, в переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, как это принято в большинстве стран мира. Учёту подлежали граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также находившиеся на дату переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств.

Не подлежали переписи населения иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами, участниками которых является Российская Федерация.

Сенсационное отличие от прошлых переписей: запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

В качестве единицы наблюдения вместо семьи впервые было введено домохозяйство, как это принято в большинстве стран. Домохозяйство - это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.

Новым в программе переписи населения 2002 года был вопрос о гражданстве. Включение этого вопроса в программу связано с принятием в 1991 году Закона о гражданстве. Впервые при переписи населения была получена численность граждан Российской Федерации, иностранных граждан (имеющих гражданство других государств), а также лиц с двойным гражданством.

Более подробно изучались вопросы грамотности и образования населения. Впервые при переписи получена численность лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру). Были получены новые данные о дошкольном обучении детей: число детей в возрасте 3-6 лет, посещающих дошкольные учреждения, и число детей в возрасте 6-9 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Перепись зафиксировала детей и подростков, которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения.

Главное отличие заключается в принципиально новом формировании блока вопросов о занятости населения, что связано с произошедшими в стране социально-экономическими изменениями. Получено распределение населения на экономически активное и экономически неактивное, что значительно приблизило нас к международным стандартам.

Впервые изучалось «положение в занятии» - нанимаемый вы работник, работающий в организации любой формы собственности, либо сами нанимаете людей, либо работаете единолично, занимаетесь частным предпринимательством.

Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых.

При изучении брачного состояния впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак).

При переписи 2002 г. население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников.

Формирование новых экономических отношений привело к изменениям на рынке труда - появлению такой категории населения, как безработные (при переписи в последний раз безработица изучалась в 1926 г.). Впервые получена численность лиц, получающих пенсию по инвалидности. Перепись 2002 года показала наличие у населения таких видов источников, как сбережения, включая доход от ценных бумаг, и доход от сдачи внаем или в аренду имущества; при прошлых переписях эти источники учитывались в иных видах источников.

Очередная Всероссийская перепись населения состоится в октябре 2010 года.

Предполагается провести ее с 14 по 25 октября. Дата переписи – момент времени, на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет – 0 часов 14 октября. Дата проведения переписи населения для отдаленных и труднодоступных территорий устанавливается Росстатом для каждой такой территории в период с 10 июня по 20 декабря 2010 года.

Статистики утверждают, что основные организационные, кадровые, финансовые вопросы и методологические положения Программы переписей населения 2010 и 2002 годов схожи, что позволит сопоставить их итоги. А поскольку данные переписи-2002 вряд ли корректно было сопоставлять с данными из жизни РСФСР, то у них впервые появится настоящий материал для сравнения. Текущий статистический учет, учет, проводимый отделами ЗАГС, милицией и миграционной службой не дадут подлинной картины народонаселения России. Например, известно, что российское гражданство в период с 2003 по 2008 годы получили около двух миллионов человек, но как распределены эти люди по регионам, к каким группам населения они относятся, какое у них образование и место в экономической и социальной сфере – ответ даст только перепись.

Как уже сказано, Россия не одинока в проведении переписи, существуют так называемые «раунды» ООН – годы, оканчивающиеся на 9, 0 и 1, а проходят они каждые 10 лет. Так, резолюцией Е/2005/24Е/CNJ/2005/27, принятой Экономическим Социальным Советом Организации Объединенных Наций, объявлен раунд переписей населения и жилищного фонда 2010 года (с 2005 по 2014гг.).

Так, в нынешнем году перепись проводится сразу в нескольких странах СНГ. В Казахстане она прошла с 25 февраля по 6 марта, в соседней Киргизии – с 24 марта по 2 апреля, в апреле же провел перепись Азербайджан. До конца года пересчитают своих жителей Белоруссия и Туркмения. В 2010 году проведет перепись и Таджикистан. А вот Армения и Украина присоединятся к ним уже в 2011 году. Процедура проведения переписи и – главное – содержание опросных листов во многом похожи. У нас и Казахстана даже девизы переписи одинаковы: у соседей «Каждый важен!», а у нас «России важен каждый».

Естественно, что есть и различия, порой – существенные. В Казахстане жители отвечали на 45 вопросов, примерно вдвое больше, чем у нас. Но статистики уверены, что большого труда заполнение новых анкет не составит, а эффект получится большой. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет и испытывающей сильный недостаток средств, был соблазн перенести перепись на «лучшие времена». Тем не менее, перепись все-таки прошла, часть расходов взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем, как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от переписи могут привлечь к административной ответственности. Но на этот раз был задействован и «пряник»: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом - однокомнатной квартирой.

Еще больше отличий у российских статистиков с коллегами из Европы и США. Если американцы нацелены на тотальную рассылку анкет, а переписчиков направляют к тем, кто не вернул анкету в статистические органы, то европейцы все больше вообще не тревожат население, а используют данные различных национальных реестров. Но так или иначе получены эти сведения, но в рамках проведении раунда переписей населения 2010 года под эгидой Организации Объединенных Наций на их основе создаются базы данных по переписям всего населения планеты. Россия также несет определенное информационное обязательство перед международным сообществом по предоставлению этих данных. Наша страна - это седьмая часть суши, и по численности населения входит в десятку самых крупных государств мира.

И, конечно же, перепись - это проверка самосознания современного человека и его социальной ответственности. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит – участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так – во всех сферах жизни.

По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность для каждого осознать себя частью единого целого. И участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей, и они осознают перепись как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание повинности. Поэтому и перепись 2010 будет проходить под девизом «России важен каждый».

Использованная литература и Интернет-ресурсы

Э. Браха, К. Становски,  Мануал «Фонда образования для демократии»;

http://www.perepis-2010.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «В каждом человеке есть искра добра»

Цель классного часа - формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. воспитывать культуру общения друг с другом,  разви...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война"

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война" посвящён празднику защитника отечества 23 февраля. Данный материал является незамеимым в воспитании патриотизма обучающихся.Материал иллюстри...

"Природе важен каждый"

Во всем многообразии живого нельзя выделить самых главных, самых важных организмов. Природе важен каждый!...

Классный час "Роль каждого в коллективном деле" 8 класс

Содержит презентацию и методическую разработку с элементами тренинговой технологии...

Конспект классного часа "У каждого свой бой!".

Классный час "У каждого свой бой!" был посвящен героям Великой Отечественной войны, воинам - интернационалистам и участникам контртеррористической операции в Чечне....

России важен каждый

Людей неинтересных в мире нет,Их судьбы – как история планет.У каждой  все особое, своё.И нет планет, похожих на неё.                    ...