Родительское собрание "На мир смотрите добрыми глазами или нравственные отношения в семье"
план-конспект урока по классному руководству (7 класс) по теме

Жилейкина Ольга Николаевна

Представлен сценарий родительского собрания. Содержит  рекомендации и памятки для родителей. Для классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«На мир смотрите добрыми глазами» или

«Нравственные отношения в семье»

Этап проведения.

Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые собеседники, соавторы, партнеры в трудном деле воспитания детей! Сегодня предметом нашего обсуждения  являются нравственные отношения в семье. Я думаю, что каждый присутствующий понимает, что нравственный стержень семьи, общества — это альтернатива прагматизму и себялюбию, засилью потребительских отношений между людьми, стремлению к материальным благам в ущерб духовным, разрушительному влиянию низкопробной информационной продукции. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:

  • индивидуалистическим или общественным;
  • вещно-предметным и духовным;
  • добру и злу;
  • созидательным и разрушительным.

        Начнем с того, что, используя методику «Незавершенный тезис», вы определите собственное отношение к перечисленным нравственным ценностям. Затем каждый из вас получит ответы на позиции того же вопросника ваших детей. Мы не будем вслух анализировать совпадения или несоответствия, выявленные проблемы. Каждый из вас это сделает для себя, и я уверена, вам будет над чем подумать.

Классный руководитель: Итак, мы убедились в важности сегодняшней темы и отрываем первый лист «календаря»: «Нравственность — это актуально»; Переходим к обсуждению следующей позиции.

Лист 2: «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить».

Классный руководитель: Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? Дело во многом, в том числе — в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.

 

 «Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед)

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намаз хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья,.папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

1. Какое отношение к теме собрания имеет этот фрагмент?
2. Какие собственные ошибки вы увидели в этом откровении?

  1. Какие чувства вы пережили, прослушав текст?

Классный руководитель: Завершить обсуждение я хочу предложением обсудить и сформировать первое правило нравственных отношений в семье. После обсуждения выбирается то, которое, по мнению большинства присутствующих, является наиболее верным. Возможный вариант:

<<Не критикуй! Побойся ранить словом!»

Лист 3. «Добро должно быть бескорыстным».

Классный руководитель: Дети — всегда носители определенных ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могут ли бескорыстно делать добро? Предлагается для осмысления и последующего обсуждения ситуация.

Ситуация: Вы идете по улице и увидели: человек прислонился к стене. Забудете ли вы про свои дела, узнаете ли, что с ним? Захотите ли помочь, будь это пьяный или больной? При этом, возможно, никто не скажет спасибо, а некоторые прохожие недоуменно или даже насмешливо взглянут на вас.

Каждый родитель выполняет это задание для себя, не обсуждая вслух.

Классный руководитель: А теперь я раздам вам листочки, где по результатам опроса каждого из ваших детей (детям предлагалось смоделировать свое поведение в аналогичной ситуации с больным животным, замеченным на улице)

«С самого раннего детства в разной форме в различных выражения ребенок слышит одну и ту же фразу — дай, получишь что-то взамен. Но ведь это ничем не отличается от известного всем «ты — мне, я — тебе». «Надо давать возможность ребенку быть добрым, поддерживать благие порывы. Например: «Возьми настольную игру в школу, по играете на перемене или после уроков».

«Я позволяю ребенку быть щедрым. И совсем не боюсь вырастить разиню и простачка».

По итогам обсуждения принимается следующее правило нравственного воспитания в семье:

«Учите делать добро бескорыстно!»

Лист 4: «Чтение и нравственность».

Классный руководитель: Ребенок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, перекладывать вину на школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одергивания.

Скажите честно, а вы много читаете? Сколько часов в день? Книги — или только газеты и журналы? Имеет значение даже, когда читаете.

Есть семьи, в которых телевизор работает почти постоянно - что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку — «Читай!» надо снять. Предвижу реплики: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребенок в комнате?» Удивительно, родителей раздражает сама мысль, что надо чем-то поступиться ради ребенка, в чем-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это большая жертва — иногда выключить телевизор.

Итак, если вы хотите, чтобы в воспитании сына или дочери вы могли опереться на литературные примеры, еще раз проанализируйте свою жизнь, свои взаимоотношения с книгой, и, если можно изменить к лучшему, измените.

А сейчас — наша короткая анкета. Ее вопросы мы сначала предложили вашим детям (они отвечали на вопросы о вас), а сейчас — вам. Предлагаю вам в течение 2 минут ответить на вопросы. Затем я раздам вам ответы детей о вашем чтении.

Образец Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению»

  1. Любите ли вы читать?
  2. Что вы предпочитаете?
  3. Что вами прочитано в течение последней недели?
  4. Чем для вас полезно чтение?

Классный руководитель: Итак, уважаемые участники, обсудим в завершение этого этапа следующее правило нравственного воспитания в семье. Прошу предлагать варианты. В результате обсуждения принимается понравившееся всем, например:

«Читайте сами! Читайте с ребенком! Читайте всей семьей!»

Лист 5. «О запрещенных и желательных выражениях в семье».

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.

К числу «запрещенных» выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что...

 Сколько раз надо повторять...

Неужели тебе трудно запомнить, что...

Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и т.д.)...

Все люди... (такие-то, так-то себя ведут...), а ты...

Что ты ко мне пристал...

К числу желательных выражений относятся:

Ты у меня самый умный...

Ты у меня самый красивый...

С тобой мне так хорошо...

Я тебе так доверяю...

У меня нет никого ближе тебя...

Посоветуй мне...

Я бы никогда не сумела сделать это без тебя...

Классный руководитель: И еще, не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

В процессе подготовки к собранию мы предложили детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю рисунки вам, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуете по его деталям оценить помыслы и действия вашего ребенка.

Образец

Комментарий к тесту «Нарисуй человека»

При интерпретации каждая часть тела носит символический характер: например, лицо — символ сферы общения. Если на рисунке черты лица нечеткие, то ребенок может ощущать сложности в общении. Если все детали лица прорисованы хорошо — это знак высокой заинтересованности в самом себе. Большие, с прорисованными зрачками глаза — признак агрессии.

Если на рисунке есть шея, значит, ребенок способен контролировать свои поступки. А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.

Руки символизируют активность в общении. Если, напри мер, руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной — это говорит о замкнутости, необщительности. Если расставлен в стороны   — об общительности. Тело, нарисованное без рук обозначает пассивность.

Вопрос родителям: Что бы вы хотели бы исправить в рисунка ваших детей? Почему? Объяснило ли вам что-нибудь изображение ребенка в причинах поступков и реакций по отношению к другом, человеку, его боли, страданиям? Идет обсуждение.

По завершении этой части собрания «выводится» следующее правило нравственного воспитания, например, в следующей редакции:

«Любите людей! Говорите о них хорошее!»

Лист 6. «Упражнения в нравственных поступках».

Классный руководитель: Известная своим гуманизмом и подвижнической деятельностью Мать Тереза как-то сказала: «Когда все в твоем доме станут любить друг друга, то поневоле обратишься вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать такими же любящими и счастливыми».

Да, все начинается с дома: и добро, и зло. Привычные наставления о недопустимости безнравственных поступков, увы, часто «пропускается мимо ушей». По словам А.С. Макаренко, необходимо «...собственное упражнение ребенка в нравственных поступках».

По итогам обсуждения формулируется очередное правило нравственного воспитания в семье:

«Формируйте нравственность поступками».

Лист 7. «Все начинается с дома».

Классный руководитель: С. Соловейчик высказал по этому поводу следующую мысль: «Не обязательно страстно любить их, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чем-то, во всем или ни в чем не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из четырех дедушек и бабушек — хоть один! — любил людей. Только эта любовь к людям и передается детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой».

Возможно, это одно из правил воспитания «домом».

Задание родителям: Попробуйте продолжить список этих правил, которые связаны с домом, семьей, ее традициями, правилами, запретами.

Возможный вариант такого списка:

  • поздравлять друг друга с днем рождения;
  • многие вопросы решать за семейным столом;
  • уважать право каждого на тайну;
  • меньше смотреть телевизор, больше общаться;
  • не выносить сор из избы;
  • не вспоминать прошлые обиды;
  • не молчать после ссоры;
  • почаще хвалить друг друга.

Классный руководитель: Отчий дом... В нем начинается все самое главное, самое важное в жизни ребенка. Так пусть же все в нем будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев любыми подходящими способами, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро. И тогда ваш ребенок по праву разделит смысл этого четверостишия:

Я помню нежность маминых прикосновений,

Наш в добрый мир открытый дом,

Счастливый смех и радость откровений,

Как хорошо нам было в нем!

При разработке материала использовалась книга «Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы» 5-9 класс, Москва, Глобус, 2007.



Предварительный просмотр:

«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил»

(Д. Локк)

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»

(Л.В. Бетховен).

«Лучшее в добрых делах – это желание их утаить» 

(Б. Паскаль)



Предварительный просмотр:

  • Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам.
  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.
  • Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение ребенка – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

  • Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам.
  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.
  • Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение ребенка – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

  • Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам.
  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.
  • Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение ребенка – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

  • Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам.
  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.
  • Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение ребенка – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ

Если прикасаться к ребенку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идет значительно быстрее.

Если гулять с ребенком и разговаривать с ним много о разном, то ребенок будет лучше учиться.

Если читать ребенку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребенка наполнится новым интересным содержанием.

Если с детства в доме будет звучать старинная, народная, эстрадная, классическая музыка, то ребенок не вырастет узколобым рокоманом.

Если с детства приучать ребенка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни.

Если поручать ребенку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком.

Если дарить ему подарки со значением – умные, интересные, то ребенок возьмет этот обычай в свою жизнь.

Если рассказывать при нем и для него о том, что происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви и сексе, успехах и ошибках, то не будет ваш ребенок после школы беспомощным, как с луны свалившимся, инопланетянином.

Если постоянно показывать ребенку красоту родного языка, то язык ребенка станет образным, раскованным, содержательным.

Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребенка в этой семье обедняют.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ

Если прикасаться к ребенку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идет значительно быстрее.

Если гулять с ребенком и разговаривать с ним много о разном, то ребенок будет лучше учиться.

Если читать ребенку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребенка наполнится новым интересным содержанием.

Если с детства в доме будет звучать старинная, народная, эстрадная, классическая музыка, то ребенок не вырастет узколобым рокоманом.

Если с детства приучать ребенка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни.

Если поручать ребенку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком.

Если дарить ему подарки со значением – умные, интересные, то ребенок возьмет этот обычай в свою жизнь.

Если рассказывать при нем и для него о том, что происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви и сексе, успехах и ошибках, то не будет ваш ребенок после школы беспомощным, как с луны свалившимся, инопланетянином.

Если постоянно показывать ребенку красоту родного языка, то язык ребенка станет образным, раскованным, содержательным.

Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребенка в этой семье обедняют.



Предварительный просмотр:

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды,

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда.

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти ее из клетки ввысь.

                                                

( Н. Рачков)


Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

                                                                ( В.Боков)


Свершая доброе деянье,

Не жди добра в ответ.

Сведет такое ожиданье

Добро твое на нет.


        « То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой книг детства сделался потом невидимым и иногда неосознанным руководителем жизни»

                                                                                                                (Ушинский)


«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком незнаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с эти человеком незнаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

                                                                                                (Р. Гамзатов)

        «приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то,что он должен чувствовать – значить дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым»

                                                                                                        (Ушинский)

Я помню нежность маминых прикосновений,

Наш в добрый мир открытый дом.

Счастливый смех и радость откровений,

Как хорошо мне было в нем!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению?»

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На мир смотрите добрыми глазами..."

Родительское собрание-презентация....

Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

    «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства».     ...

На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье

На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье...

Родительское собрание в 6 классе на тему:"Нравственные уроки моей семьи"

Родительское собрание в 6 классе на тему:"Нравственные уроки моей семьи"...

Родительское собрание на тему "Родители глазами детей"

Отец и мать — это два самых дорогих и близких человека в отношениях родитель-ребенок. Только в кругу семьи человек в полной мере может поделиться проблемами, похвастаться победами или рассказать...

Классный час "На мир смотрите добрыми глазами"

Сегодня мы с вами поразмышляем всего лишь над одним словом. Какая простая задача, скажете вы, но так ли это? Много замечательных слов о доброте. У слова «доброта» есть много слов спут...


 

Комментарии

Ситникова Наталья Валерьевна

Здравствуйте, Ольга Николаевна! Ознакомилась с Вашей разработкой. Спасибо. Обязательно возьму себе в копилку. Удачи.
Смирнова Валентина Владимировна

Добрый вечер, Ольга Николаевна. Ваши разработки мне понравились, буду использовать. Спасибо вам. Успехов.