Профилактика девиантного поведения
статья по классному руководству по теме

Дутова Татьяна Сергеевна

 

Работа с учащимися девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Profilaktika_deviantnogo_povedeniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Дутова Т.С. воспитатель

ТОГОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа – интернат г.Котовска»

Профилактика девиантного поведения.

      Каждому педагогу в своей практике приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. В «Большой психологической энциклопедии»,  девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

        Согласно исследованиям российских психологов основные причины противоправного поведения связаны с тем, когда ребенка не замечают в семье, когда его не принимают сверстники и не понимают учителя, когда он перестает верить в себя и становится никому не нужен.

        Чаще всего, именно эти  причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющее поведение.

        Отрицательное влияние семьи, окружение может быть нейтрализовано только воспитанием. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении как со сверстниками так и со взрослыми.

    Поэтому главная моя задача:

  • формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха;
  • вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты;
  •  развивать творческий потенциал ребенка через организацию конкурсов, КВНов, предметных недель, познавательных и развлекательных экскурсий, посещение театров, выставок, фильмов;
  •  научить ребенка  вести здоровый образ жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

        Хорошо поставленная воспитательная работа дает импульс для раскрытия духовности воспитанника и изменить его развитие. Поэтому ежегодно я планирую мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

 - беседы и воспитательские занятия по проблеме формирования характера;  

-  просмотр видеофильмов отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;

- часы общения;

- чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;

- тематические викторины;

- нравственные классные часы.

              Свою деятельность я строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможность опробовать свои силы, найти себя. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Подводя итоги, можно сделать вывод о правильности выбранных целевых ориентиров и способов их реализации. О чем свидетельствуют ряд положительных моментов в жизни детского коллектива. У ребят появились первые попытки анализа своей деятельности, проведенное в конце года тестирование показало, что в группе нет отдельных группировок, существует единый круг общения.

         Мои воспитанники пытаются проявить самостоятельность при планировании и анализе деятельности. Они учатся дружить, жить интересами коллектива, находить свою нишу в детском сообществе, вырабатывать активную позицию. В группе престижно хорошо учиться, уметь творчески подходить к делам. Это наша маленькая победа, шаг на пути сплоченности.  

               Свою активность воспитанники проявляют в детском самоуправлении. Органом самоуправления является актив класса, который решает вопросы учебы, коллективно-творческих дел, санитарного состояния класса и спальни, отношений с воспитателями и другими взрослыми, межвозрастного взаимодействия. Дети  стремятся наполнить свою жизнь различного рода событиями, конкурсами, фестивалями, турнирами, праздниками.

        Коллективное творческое дело (КТД) имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на группу, которая является первичным коллективом.

       В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанника.

      Особое внимание в работе уделяю занятиям рисования, лепки, музыки, пения, танца. Учу наблюдать, сравнивать, анализировать, фантазировать. Поощряю творчество, стимулирую самостоятельность, инициативу, активность.

   Через систему кружков, спортивных секций, работу танцевального кружка педагогический коллектив целенаправленно приобщает моих воспитанников к культурной деятельности, стимулирует духовный рост ребят.

         Кроме этого большое внимание в работе отводится воспитанию толерантности и путям ее развития (воспитывается толерантность к себе и в отношениях с другими людьми). В каждое  воспитательское занятие включаю  релаксационные упражнения или рефлекторные паузы на развитие у детей чувства сострадания, сопереживания, гуманизма, доброты и т.д., провожу игры на становление и укрепление детского коллектива.

          Большое внимание уделяю коррекции неадекватных проявлений в поведении детей, поддерживаю тесную связь с учителями – предметниками, социальным педагогом, психологом, родителями.

          Для координирования и обогащения культуры поведения провожу беседы, воспитательские и практические занятия, школа вежливых наук, час общения, разбор ситуаций, уроки вежливости.

          Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ, от ежедневной уборки до ремонта класса. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

         Трудовая деятельность воспитанников проявляется в выполнении дежурства по классу,  в труде по самообслуживанию и в художественно-творческом труде, в выполнении конкретных поручений, работе по графику, в выполнении возложенных на него обязанностей. В процессе трудовой деятельности воспитанников  я стараюсь воспитывать у них потребность качественно и самостоятельно выполнять работу.

          В целом вся деятельность по трудовому воспитанию способствует коррекции поведения, приобретению навыков самостоятельной жизни, формированию отношения к труду как к основе жизни.

          Активно работаю над поддержанием благоприятного климата в классном коллективе и стараюсь создать комфортные условия  для воспитанника.

          Провожу большую индивидуальную работу с родителями и ребенком. Вместе мы находим пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

Систематическая работа в классе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что «должно стать главным результатом воспитания».

         Подводя итоги можно сделать вывод о правильности выбранных мной целевых ориентиров и способов их реализации, о чем свидетельствуют положительные изменения в различных сферах. Мои воспитанники стали лучше учиться. У детей отмечается положительная реакция на посещение школы, появилось желание приносить своим трудом радость окружающим, приходить на помощь одноклассникам, стали более отзывчивы на просьбы педагогов.  

            Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят.  Определенные     результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в группе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества.

          Дети с девиантным поведением очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребенку как своему члену. И мы в первую очередь обязаны протянуть руку помощи, помочь ребенку найти себя. Для этого у нас есть широкие возможности внеурочной воспитательной работы. Необходимо с их помощью найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения.

          Закончить хочется словами психолога В.Абраменковой: «Чтобы это поколение не стало потерянным, нужны не единичные делатели, а поиск единения этих делателей. Нужны горящие, умные воспитатели и родители… И если найдутся такие люди, которые будут наполнены болью за общее состояние общества, если они будут деятельны и будут искать друг друга, то наметятся какие-то реальные перемены. Но для этого нужно всем работать в контексте общих стремлений к изменению».

        Используемая литература:

  1. Большая психологическая энциклопедия. – Москва. Эксмо, 2007. – 554с
  2. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. В.В. Абраменкова, - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000 г. - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»

Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...