Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения
материал по теме

Матвеева Ольга Васильевна

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie.docx27.3 КБ
Файл deviant.pptx167.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения»

Подготовила:

учитель английского языка,

классный руководитель 10А класса

Матвеева О.В.

2012/2013 учебный год

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но оно есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.      

   В. Солоухин «Камешки на ладони»

ЦЕЛЬ: определить формы взаимодействия школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков;

ЗАДАЧИ:

                   1)    дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;

                   2)    обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;

                   3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющегося поведения

   

Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания – практику работы с девиантными детьми. Давайте попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения, а также определим формы взаимодействия всех участников образовательного процесса по профилактике  девиантного поведения.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, и в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения. Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.

Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Выделяют три формы девиантного поведения:

  • антисоциальное поведение
  • асоциальное поведение
  • аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

1. Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Какие поступки являются антисоциальными?

 - насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

 - воровство;

 - мелкое хулиганство;

- вандализм;

- порча чужого имущества;  

-  торговля наркотиками

2. Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Какие поступки являются асоциальными?

- побеги из дому;

- систематические пропуски в школе;

- агрессивное поведение;

- ложь;

- вымогательство;

- настенные надписи и рисунки непристойного характера;

- ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

 Какие поступки являются аутодеструктивными?

- курение;

- токсикомания;

- наркомания;

- вскрытие вен;

- алкоголизм;

- суицид

А сейчас проведем  небольшое практическое занятие. Перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами отклоняющегося поведения и  определить, к какой группе они относятся.

Ситуация 1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение)

Ситуация 2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – антисоциальное поведение)

Ситуация 3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Существует множество факторов риска,  которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

Это:

- Поражение нервной системы в родах

- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

- Физические дефекты - Наследственность

- Рождение от наркомана или алкоголика

Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический  из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.  

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:

- Конфликтное отвержение со стороны сверстников

- Вымогательства денег, давление, шантаж;

- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

- Принуждение совершать поступки против воли.

Школа как один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности

семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

- Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

- Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

- Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

- В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение. В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

Что должны знать педагоги о работе с такими детьми?

  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений ;                      
  • Факторы риска, формирующие девиантное поведение;
  • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.

Нарушения в обучении:

Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

Нарушения в поведении:

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

Создание комфортных условий ребенку в коллективе

Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен  устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но, чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

Нарушения в общении

Для формирования навыков конструктивного общения предлагается проведение классных часов, которые вы всегда можете найти в своих методических журналах.

Нарушения в самосознании

Отрицательное влияние семьи, окружения может быть нейтрализовано только воспитанием. Даже если семья сама по себе является фактором риска, и подросток живет среди алкоголиков и наркоманов, у него всегда есть шанс, вырасти здоровым и социально благополучным взрослым.

Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание. Поэтому наша задача - формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха

- вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя.

Кроме того,  мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, с умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны организовать ребенку ситуацию успеха.

В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.

Алгоритм действий:

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка)

- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

- Анализ полученных данных. Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя».

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения»

Слайд 2

ЦЕЛЬ: определить формы взаимодействия школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков

Слайд 3

ЗАДАЧИ: 1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны; 2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми; 3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющегося поведения

Слайд 4

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Слайд 5

Формы девиантного поведения: -антисоциальное поведение -асоциальное поведение -аутодеструктивное поведение

Слайд 6

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Мелкое хулиганство; Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.

Слайд 7

Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика

Слайд 8

Аутодеструктивное поведение – поведение , отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид

Слайд 9

Факторы риска: Семья Наследственность Проблемы в подростковом возрасте Отсутствие прочных социальных связей

Слайд 10

Семья Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Слайд 11

Конституционная предрасположенность - Поражение нервной системы в родах; - Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии; - Физические дефекты; - Наследственность-рождение от наркомана или алкоголика.

Слайд 12

Взаимоотношения со сверстниками - Конфликтное отвержение со стороны сверстников; - Вымогательства денег, давление, шантаж; - Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения; - Принуждение совершать поступки против воли.

Слайд 13

Школа Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; - Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; - Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми; - В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.

Слайд 14

Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений; Факторы риска, формирующие девиантное поведение; Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

Слайд 15

Линии нарушений: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.

Слайд 16

Методы воздействия и помощи девиантному подростку: при нарушении в обучении – оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи, дифференцированный подход в обучении, наблюдения, диагностика; при нарушении в поведении – индивидуальная работа классного руководителя с ребенком и его родителями, беседы, практикумы, создание комфортных условий ребенку в коллективе, формирование устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе (включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки дополнительного образования, помощь психолога); при нарушении в общении – проведение классных часов и бесед; при нарушении в самосознании – создание ситуации успеха, формирование навыков ответственного поведения, трудовых навыков ( включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, трудовые десанты, спортивные мероприятия). В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.

Слайд 17

Алгоритм действий: - Групповое изучение класса ( выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка); - Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты; - Анализ полученных данных; выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя»; - Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); - Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса; - Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия; - Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».

Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет

В данной статье описаны следующие темы:Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.Социально-психологические особенности  развития подростков 12-14 лет. ...

Взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.  Современные ученики   стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей т...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...