Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"
классный час (9 класс) на тему
Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры любого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
классный час
Классный час
«Роль самовоспитания при планировании карьеры»
Цели:
○ создать условия для формирования у учащихся знаний об основных требованиях к профессионалу, о профессиональной карьере и об основных направлениях её роста;
○ способствовать формированию личностных качеств учащихся – целеустремлённости, инициативности, здравомыслия;
○ показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры;
○развивать способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументировано вести беседу.
Дискуссия «Зачем люди работают?»
Условия дискуссии:
● утверждения заготавливаются заранее, выписываются на доске или плакате;
● все учащиеся их изучают и отдают предпочтение одному из них;
● каждый отстаивает своё мнение (единомышленников можно объединить в микрогруппы).
Утверждения:
- Люди работают, чтобы разбогатеть.
- Люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду.
- Люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы.
- Люди работают, чтобы потом хорошо повеселиться и отдохнуть.
- Люди работают, потому что им нравится работать.
- Люди работают, потому что видят в этом смысл жизни.
- Люди работают, чтобы чувствовать своё отличие от животных
- Люди работают, потому что работа удовлятворяет их потребность в саморазвитии.
Вывод: Итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы Вопрос: А с какой целью будете работать вы?
Вопрос: Какие задачи стоят перед вами в настоящее время, реализация которых смогла бы решить те проблемы, ради которых вы будете трудиться по окончании школы?
Вывод: Необходимо успешно закончить учёбу в школе, приобрести необходимые знания, умения, навыки для последующего роста профессиональной карьеры.
Прежде всего, необходимо выяснить, что же такое карьера. В точном переводе с итальянского языка – это бег, жизненный путь. Или, если точнее, это:
- Продвижение в какой-либо сфере деятельности.
- Достижение известности, славы.
- Род занятий, профессия.
Профессиональная карьера – это профессиональное продвижение, профессиональный рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации ( от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.)
Кроме того, карьера – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определённой должности. Итак, можно выделить два вида карьеры:
▪ горизонтальную: рост профессионального мастерства (оно всегда с вами);
▪ вертикальную: рост в должности ( может рухнуть в один день).
Вертикальная и горизонтальная карьера – это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом, они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в три раза превосходит средние показатели.
При планировании карьеры человек с самого начала должен решить для себя, какого служебного положения он хочет добиться, какого уровня дохода он желает и что для этого нужно? Это поможет формулировать, а потом регулярно пересматривать и уточнять, особенно в переломные моменты карьеры, личные цели. О карьере человек должен думать постоянно и составлять на ближайшие годы альтернативные варианты продвижения по службе.
Рост сложившегося специалиста оценивается сроками 3-5 лет: именно столько в среднем требуется работнику, чтобы овладеть «секретами мастерства», стать профессионалом на своём рабочем месте.
Профессионал:
- Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области.
- Владеет информацией, умеет её собирать, структурировать и правильно использовать.
- Знает своих коллег, завоёвывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами, работодателями.
- Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, т. е. умеет организовать работу других и свой труд.
- Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.
Профессионализм же означает, что человек обладает набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы. Отсюда вывод: для успешного овладения карьерой недостаточно иметь определённые профессиональные знания, умения и навыки, а необходимо обладать определёнными чертами характера, которые будут способствовать успешному карьерному росту. Это и уверенность в себе, и решительность, и коммуникабельность и т. д.
Можно самостоятельно определить черты своего характера и записать их в виде таблицы:
Мои положительные черты | Мои отрицательные черты |
Посмотрите каких черт характера у вас больше и наметьте план работы над собой (план самовоспитания), который может выглядеть так:
Какие черты характера я уже имею, чтобы овладеть избранной профессией | Что нужно изменить в себе | Какими приёмами и методами я собираюсь достичь цели |
И всё же недостаточно просто наметить план самовоспитания, необходимо успешно следовать ему, фиксировать поступки в своём дневнике. Это будет служить вам самоконтролем. И вы, именно вы, первым сможете заметить и оценить наметившиеся изменения в вашем характере, так как любой человек всегда лучше постороннего всё знает о себе.
Для убедительности того, какую роль в судьбе человека сыграла программа самовоспитания и самообразования, составленная всего в 16 лет, приведём пример программу Л. Н. Толстого, он выделил в ней три раздела:
- Качества ума, которые нужно выработать, чтобы стать культурным человеком.
- Качество души, которое надо приобрести, чтобы служить людям с пользой
- Перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя.
Потом Л. Н. Толстой расписал всё это по пунктам и стал неукоснительно соблюдать этот план. Ну а кем стал и чего добился
Л. Н. Толстой – мы все прекрасно знаем.
Для того чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость, которую, как и ум, « на базаре не купишь», её ничем не заменишь. Её необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.
тест «Можешь ли ты добиться успеха?»
Прочитай вопросы и выбери вариант ответа, который, на твой взгляд, соответствует твоим личностным качествам.
- Что бы ты предпочёл …
а) быть капитаном судна;
б) стать космонавтом;
в) быть музыкантом?
- Если ты видишь человека в опасности …
а) бросаюсь спасать его даже с риском для жизни;
б) лихорадочно обдумываю все возможности его спасения;
в) вызову кого-либо на помощь ;
- Какую игру ты предпочитаешь …
а) в карты ;
б) в бильярд ;
в) разгадывание кроссвордов ;
- Когда звонит телефон, ты сразу думаешь …
а) ищут из школы ;
б) вспомнил приятель ;
в) случилось какое-то несчастье ;
- Если идёшь на вечер в школу или дискотеку …
а) отправляюсь в своём обычном костюме ;
б) одеваюсь особенно тщательно ;
в) в зависимости от того, что будет на нём, выбираю одежду ;
- Если пожилой человек рассказывает о своей жизни …
а) требую в рассказе подробностей ;
б) скучаю ;
в) прерываю его или ухожу ;
- Если находишься в компании …
а) от души развлекаюсь ;
б) скучаю ;
в) думаю о своём ;
- Если надо уехать …
а) предупреждаю близких – куда и зачем ;
б) не говорю ничего ;
в) говорю, что надо отлучиться на время ;
- Если попадаешь в трудное положение …
а) советуюсь с друзьями ;
б) делюсь проблемами с родными ;
в) никому ничего не рассказываю ;
- Если надо купить картину, предпочитаешь …
а) в стиле абстракционизма ;
б) в стиле импрессионизма ;
в) в стиле реализма ;
- Заметив, что на твоём столе отсутствует какая-либо вещь …
а) начинаю её искать ;
б) думаю, что кто-то украл ;
в) сразу забываю об этом ;
- Ты оказался в чужом городе и есть немного свободного времени …
а) отправляюсь в музей ;
б) изучаю карту города и выбираю, что можно посмотреть ;
в) отдыхаю ;
- В споре …
а) упорствую в утверждении своей точки зрения ;
б) ищу компромиссное решение ;
в) уступаю под упорством других ;
- Перед старой семейной фотографией …
а) испытываю волнение ;
б) она кажется смешной ;
в) ощущаю неприятное чувство ;
- Обнаружив перед важным заседанием, что забыты важные документы …
а) возвращаюсь быстро к себе, чтобы взять их ;
б) положусь на свою память и способность к импровизации ;
в) откажусь от участия в совещании ;
- Просыпаясь утром, обычно чувствуешь …
а) бодрость ;
б) зависть к тем, кто ещё спит ;
в) готов работать без особых усилий над собой ;
- В свободное время …
а) занимаюсь спортом ;
б) встречаюсь с друзьями ;
в) читаю ;
- В случае экономического кризиса …
а) обдумываю, какие из этого можно извлечь выгоды;
б) встревожен последствиями ;
в) отказываюсь от своих планов и жду развития событий ;
- Ты предпочитаешь …
а) находиться в одиночестве ;
б) проводить время с семьёй ;
в) проводить время в компании друзей и знакомых ;
- Во время снежной бури только твой автомобиль остался на ходу и ты …
а) продолжаю путь, не обращая внимания на неудачников ;
б) подсаживаю в машину столько людей, сколько можно ;
в) подсаживаю в машину только людей своего социального круга ;
Ответ | вопрос | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
а) | 10 | 5 | 5 | 3 | 5 | 10 | 10 | 10 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 10 | 5 | 10 | 3 | 3 |
б) | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 3 | 3 | 3 | 5 | 10 | 3 | 10 | 10 | 5 | 10 | 3 | 10 | 3 | 5 | 10 |
в) | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 10 | 5 |
Результаты:
140-200 очков. У тебя есть возможность добиться успеха в жизни. В твоём характере есть хорошее равновесие между инстинктом и разумом, между личной и общественной жизнью, между действием и размышлением.
70-139 очков. Ты в принципе обладаешь качествами, необходимыми для того, чтобы утвердиться в обществе. Но всё же тебе нужно постоянно контролировать себя и не допускать, чтобы тлеющие в твоём подсознании конфликтные ситуации вырывались на поверхность и влияли на твои действия.
60-69 очков. Тебе необходима большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так ты можешь добиться полной реализации своих способностей.
Подведение итогов.
- Какие же качества необходимы человеку для успешной карьеры?
- Что делать, если человек не обладает необходимыми качествами для успешной карьеры?
Напутствие:
Идите настойчиво к намеченной цели, воспитывайте волю и самодисциплину. Дерзайте. И помните, что самовоспитание – тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере.
Литература
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М: Просвещение, 1984.
- Зайберг Л. Ваше время в ваших руках. М: Экономика, 1990.
- Прощицкая Е.Л. Выбирайте профессию. М: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование карьеры. Урок 1 (11 кл.)
Тема Урока 1. Что мы уже знаем, умеем....
Планирование карьеры. Урок 3 (11 кл.)
Основные принципы поиска работы....
Планирование карьеры. Урок 5 (11 кл.)
Правила составления резюме. Ошибки при написании резюме....
Программа элективного курса "Планирование карьеры и жизни"
«Планирование карьеры и жизни» - программа элективного курса, рассчитанная на то, чтобы помочь учащимся старшего школьного возраста (10, 11 класс) в рамках профиль...
Авторская программа и КТП элективного курса "Планирование карьеры и жизни"
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса...
в помощь классному руководителю "Самовоспитание как источник формирования личности"
Для классных руководителей...
Презентация "Роль самовоспитания при планировании карьеры"
Презентация для классного часа " Роль самовоспитания при планировании карьеры"...