в помощь классному руководителю "Самовоспитание как источник формирования личности"
презентация к уроку (8 класс) на тему

Для классных руководителей

Скачать:


Подписи к слайдам:

Кто воздвигнет тебя к небесам?-Только сам.Кто низвергнет тебя с высоты?-Только ты.Где куются ключи к твоей горькой судьбе?-Лишь в тебе.Чем расплатишься ты за проигранный бой?-Лишь собой.
А зачем нужно знать себя? Может, без этого и жить спокойнее? Но ведь хочется понять, почему мы поступаем так или иначе, почему мы не можем сделать то, что делают другие. Иногда кажется, что кто-то вместо нас совершает те или иные поступки. Еще больше мучает вопрос: как жить и какими быть? Вспомни, как прошел вчерашний день. Вчера утром у тебя было плохое или хорошее настроение? А почему? Что повлияло на это? Ты вчера поссорился с другом (подругой). Почему это случилось? Ты переживал за героев телевизионной передачи, художественного фильма? Чем они тебе понравились? А не пытался ли ты сравнивать себя с ними?И еще тысячи «почему», на которые хочется получить ответ почти каждому человеку.
1.Надо желать и уметь трудиться.2.Надо постоянно изучать себя.3.Надо поставить перед собой цели самовоспитания.4.Надо знать, как это делать, знать приемы самовоспитания.5.Надо верить в себя.Анкетирование: Знаю ли я себя?
Условия для организации самовоспитания
1.Осознание необходимости усовершенствовать свои личностные качества.2.Появление желания изменить себя.3.Самоанализ, самооценка.4.Определение цели и задачи самовоспитания.5.Включение механизма воли.6.Применение методов, приемов, средств самовоспитания.
Этапы самовоспитания
1.Самообязательство, самоприказ, самоуговаривание, самоубеждение.2.Самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение.3.Самоконтроль, самооценка.4.Эмоциональноосмысленный перенос в положение другого.5.Самоинструктирование, самонапоминание.
Методы, приемы, средства:
Обучение ребенка способам самопознания - это переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому уже в процессе диагностики самовоспитания учащихся, которая сама по себе, хотят они того или нет, способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя нужно стремиться к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.
Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задаткам, способностями, наклонностями. Искусство самопознания включает в себя самонаблюдение, самокритику, самоанализ. Наблюдая за собой, отмечайте ваши недостатки и достоинства, способности, фиксируйте, в каких видах деятельности они проявляются. Анализируйте ваши поступки, действия, умения и навыки, давайте им точную оценку -- учитесь искусству самооценки. Постоянно воспитывайте в себе наблюдательность, самокритичность, высокую требовательность
Самоприказ, самообязательство, самопринуждение, самоубеждение;Самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение, самокритика;Самоконтроль, самооценка;Эмоционально-мысленный перенос в положение другого, сопереживание.
Потребность изменить себя, усовершенствовать свою личность
Самоанализ
Самооценка
Определение цели, программы и плана деятельности
Деятельность, направленная на самосовершенствование
Методы, приёмы, средства деятельности по самовоспитанию и самообразованию
Психолого-педагогическая подготовка учащихся к работе над собой (психологическая диагностика).Определение целей самовоспитания и самообразования.Совместная деятельность педагога и ребёнка по достижению поставленных целей.Организационно-деятельностный подход.Результативно-закрепляющий и стимулирующий этап.Самоконтроль, повторная диагностика.Различные виды поощрений.
Технология стимулирования самообразования и самовоспитания ученика
Пять “надо”: 1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Правила способствующие самовоспитанию:
Пять “можно”: 1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Пять «нужно»: 1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту. 5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Пять «нельзя»: 1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей. 4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”: 1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела.
Направления для работы с учащимися 5-11 классов:
5 класс – самопознание «Познай себя»6 класс – самовоспитание «Сделай себя сам»7 класс – самообучение «Научи себя учиться»8 класс – самоутверждение «Утверждай себя»9 класс – самоопределение «Найди себя»10 класс – саморегуляция «Управляй собой»11 класс – самоактуализация «Реализуй себя»
Упражнение 1«Самое трудное -- познать себя».(Гете)1. Как ты понимаешь слова «познай себя»?2. Как ты познаешь себя? Как ты изучаешь свой внутренний мир?3. Требователен ли ты к себе? Всегда ли правильно оцениваешь свои достоинства и недостатки, действия и поступки?4. Какие качества личности тебе надо воспитать?
Упражнение 2«Как можно познать самого себя?Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».(Гете)1. Какие качества личности, черты характера, способности ты открыл в себе «путем действия» -- в работе, в общении и т.п.?2. Опиши путь этого открытия.
Упражнение 3«Подсознательно я никогда не сомневался, что займу свое место среди гениев».(Б. Шоу)1. Как ты считаешь, уверенность в себе -- это хорошо или плохо?2. Видишь ли ты разницу между уверенностью в себе и самоуверенностью?3. Нужна ли человеку уверенность в себе?4. Уверенность и скромность -- совместимы ли эти понятия?5. Уверен ли ты в себе, своих силах, в том, что достигнешь желаемых рубежей своего развития?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.

Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Педсовет Тема : «Деятельность учителя, классного руководителя – путь к формированию личности ребенка».

Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореа...