Театр
методическая разработка (7 класс) по теме

Воронина Наталья Владимировна

Это статья о школьном театре и сценарий спектакля, которым мы с детьми жили полгода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

 «Театр» - в переводе с греческого «место для зрелищ». Это вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актером перед зрителями. Спектакль – основное произведение театра – представляет собой художественное произведение, зрелищно-игровое действие; это результат усилий творческого коллектива.

      Для чего же необходимы занятия театром в школе? Школьный театр – активная форма художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии, педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего развития личности.

      Детский театр, несомненно, отличается от профессионального, но  он, как миниатюра школьной жизни, как миниатюра настоящего театра, базируется на основах, традициях и образцах художественного творчества и искусства. Театральное искусство предполагает коллективное творчество. В спектакле у всех разные роли, но они объединены общей целью, общей идеей. Успех выступления зависит от успеха каждого актера; это воспитывает ответственность, чувство коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу.

      Началось это увлечение театральными постановками довольно давно, еще с ребятами из прошлого моего выпуска. Мы должны были к 8 марта сделать конкурсную программу, а аппаратуры хорошей в школе не было, а дети в 6 классе – тяжело удержать внимание большого зала, поэтому пришла в голову мысль сделать спектакль. Дети с большим интересом отнеслись к этой идее. И пусть первый спектакль был с минимумом декораций, костюмов и музыки, но он очень понравился и участникам, и зрителям. Так и повелось. Раз в год наш класс дарил школе, а иногда и не только школе, спектакль. Мы ставили музыкальные сказки и серьёзные произведения. Участвовали практически все дети, никого не приходилось упрашивать. Дело находилось каждому: актер, декоратор, костюмер, осветитель… А иногда приходилось что-то кому-то и совмещать.

       Взаимоотношения в творческом коллективе обязательно предполагает взаимность, наличие ответного положительного отношения: уважения, симпатии, доброжелательности, оказания помощи и поддержки, предполагают учет интересов, мнений и позиций каждого. Взаимопониманию способствует общность интересов, целей, ценностных ориентиров. Добрые отношения и взаимопонимание между детьми, между педагогом и детьми, создание комфортных условий для творчества способствуют сотрудничеству и успеху в целом всего коллектива и каждого по отдельности. Учебное сотрудничество является важным и эффективным средством оптимизации творчества.

Я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся отношений «общей заботы», взаимопомощи, взаимопонимания.
  2. Выявить у детей организаторских и творческих способностей через чередование поручений в театре.
  3. Развить творческие способности учащихся(артистические, литературные, музыкальные и др.)
  4. Привить учащимся любовь к прекрасному через приобщение их к театральному искусству.
  5. Организовать свободное время школьников.
  6. Сплотить детский коллектив через организацию коллективного дела.
  7. Повысить самооценку, укрепить личную идентичность.

      Занятия театром дисциплинируют. Порой развязный хулиган, придя на репетицию ради смеха, всерьез проникается ролью, что изменяет его характер. Ребенок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Ведь на сцене во время хода спектакля случается масса непредсказуемых действий. То фонограмма начнет звучать не там, где надо, то внезапно подевается куда-то необходимый предмет интерьера, то партнер забудет роль и приходится выкручиваться. С приходом детей в школьный театр их речь начинает активно развиваться. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Театральные костюмы представляют собой богатое поле для реализации фантазии режиссера и актеров.

     

Стадии нашей совместной творческой деятельности

  1. Предварительная работа(распределение обязанностей, пожелания)
  2. Коллективное планирование
  3. Коллективная подготовка(разработка сценария и его воплощение)
  4. Проведение мероприятия(сам спектакль)
  5. Подведение итогов(что получилось, что не получилось)
  6. Ближнее последействие(если получилось, то где можно показать)

    При выборе спектакля я стараюсь учитывать интересы, запросы, проблемы, эстетические потребности и непреходящие ценности времени и жизни: семья, дружба, школа, любовь, личностное и профессиональное самоопределение, смысл жизни и т.п. Темы ориентированы на вопросы и проблемы, решение которых имеет большое значение для всех учащихся. Участники занятия активно высказывают свое мнение, выражают свои чувства и настроения. Такие дискуссии позволяют соотнести свои проблемы с данной темой, сопоставить свой опыт с опытом других. Группа представляет собой маленькую лабораторию, в которой ее участники учатся понимать закономерности человеческих отношений на основании собственных реакций и реакций своих партнеров по работе, перерабатывая свои проблемы; дети наблюдают, комментируют, обобщают, объясняют, усваивают определенные знания и обогащают свой опыт.

     При подборе материала важна его социально-психологическая и художественно-воспитательная направленность, соответствующая возрасту, проблематике, требованиям времени и нацеливающая на самовоспитание.

     Начинается спектакль не с первой репетиции, а с обсуждения пьесы – о чем она, какова в ней главная идея, какими средствами она будет воплощаться, какими видятся главные герои режиссеру и самим исполнителям.

       В работе с детьми я учитываю их индивидуально психологические особенности, опираюсь на их природные свойства и способности. В формировании, развитии и совершенствовании художественно-творческого потенциала следую от простого к сложному. Учитывая социально-психологический опыт, постепенно обогащая и систематизируя его, способствую более глубокому восприятию и познанию самих себя, окружающих и жизнь в целом. Накопление представлений о себе и мире, «проживание» чужого опыта, столкновение мнений и отстаивание своих позиций, достижение взаимопонимания, осмысление духовной значимости своего поведения и поведения товарищей формирует эмоционально-ценностное отношение к себе, к окружающим, жизни и миру, обогащает духовный и творческий потенциал личности.

    Так получается, что каждый следующий набор детей у меня сложнее предыдущего. Так и с последним получилось. 5 девочек, а остальные – мальчишки. Причем подвижные и шабутные, а самое ужасное, какие-то разобщенные. Работать было очень сложно: учатся так себе, постоянно ссорятся, учителя на них жалуются. А тут нам поручают Новый год на параллель 5-6х классов. Думаю, а почему бы не попробовать с детками спектакль поставить. Идея им понравилась, взялись с охотой, хотя получалось не сразу – ведь это был их первый выход на большую сцену. И вот после всех трудов, после спектакля, я заметила, что дети стали лучше относиться друг к другу, стали больше времени проводить вместе, помогать. Начали проявлять интерес и к другим школьным и классным делам. А как довольны были родители, которые увидели своих чад совершенно с другой стороны!

    При подготовке к тематическому спектаклю особое внимание уделяю распределению ролей. Во-первых, учитываются желания, способности, возможности учащихся; во-вторых, через роль идет воспитание и самовоспитание, самосовершенствование личности учащихся; в-третьих, и подготовка спектакля, и выступление несут определенный эмоционально-чувственный  заряд, имеющий психотерапевтический эффект. Дети в полном смысле слова перерождаются: меняется что-то в характере, повышается уровень самосознания, мнимая «взрослость» подкрепляется самостоятельностью, ответственностью, активностью, чувством сопричастности, значимости и полезности.

        На занятиях большое внимание уделяем выразительному и художественному чтению; используем приемы чтения по очереди, парами, хором. Это дает возможность чувствовать ритм, интонацию и умение «пристраиваться» друг к другу. Овладение сценической грамотностью происходит через специальные упражнения, задания, через конструирование эмоционально-образных ситуаций.

      Разучивать текст роли необходимо дома, чтобы на репетициях она что называется «отскакивала от зубов». Запоминание ролей тренирует память и художественное воображение.

      Сценическое перевоплощение – это правдивое действие в сценических условиях в соответствии с логикой поведения, целями, намерениями изображаемого лица. Перед артистом стоит задача – раскрыть идейную суть действия, образа и свое отношение к нему, оставаясь самим собой, поставить себя в положение другого человека, точно, ярко и правдиво выражать характер персонажа. Увлеченность образом, действием, игра с точки зрения правдивости, соответствия идейному замыслу, естественность и искренность чувств – необходимые условия сценического перевоплощения.

    Необходимо прислушаться к актеру, уловить его индивидуальность и ту изюминку, которую он может привнести в роль. Если возникают разногласия в прочтении роли или сцены, нужно дать возможность проиграть оба варианта, чтобы выбрать лучший.

      На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь это очень важно – чувствовать игру партнера, подыгрывать, когда это требуется, создавая правильное настроение у актера и зрителей. Некоторые репетиции могут быть индивидуальными.

      Иногда случается так, что после первой или второй репетиции кто-то отказывается от роли, понимая, что это не его призвание или то, что нужно прикладывать слишком много усилий, которые прикладывать не хочется. К сожалению, бывает и такое, что возражают родители, считая, что занятия театром отнимают слишком много времени.

    Ставя со своими «трудными» детьми сказки, вдруг, в 7 классе,  наткнулась на мистерию Ю.Яковлева «Страсти по четырем девочкам». Это произведение о Тане Савичевой, Анне Франк, Сасаки Садако и Саманте Смит. Все они жили в разное время, в разных местах, но всех их затронула война. Меня очень тронуло написанное, и я предложила это своим, убедив, что нужно попробовать себя не только в смешном, но и в серьезном, тем более, что приближалась очередная годовщина Победы. Они согласились. Сначала не очень охотно, но потом, чем дальше, тем больше увлекаясь. (Правда частенько я от них слышала, что сказки играть гораздо легче). Этот спектакль открыл в ребятах много черт, которые раньше не замечались. Должна была быть серьезная репетиция. Мы только аппаратуру подключили, позвонила  мама одного из ребят и сообщила, что у него умер отец. Попросила ничего не говорить, а насчет спектакля и репетиций мы с ней решили, что как решит ребенок – так и будет. На следующий день мальчик на репетицию пришел весь угнетенный, а мама позвонила и сообщила, что он ей сказал, что пойдет на спектакль обязательно, потому что не может подвести одноклассников, которые готовились полгода. Я ребятам еще утром сказала про несчастье, они отнеслись к этому с пониманием, а некоторые расплакались, так им было жалко мальчишку. В день премьеры дети волновались, поэтому,  пришли гораздо раньше. А после того, как Мишу загримировали, он впал в ступор. Невозможно было представить этого ребенка хоть минуту сидящего на месте без движения, а тут он сидел минут 20, не шевелясь, не реагируя на подколки, подначки, тормошения, а на глазах – слезы. Я испугалась, что он вообще откажется выходить на сцену, но он взял себя в руки и пошел. Дети настолько сильно волновались, что когда я забежала за кулисы передать просьбу осветителей, там царила тишина. Никто никого не задевал,  не отвлекал, как это бывало обычно. Когда погас свет, и я включила музыку, в зале установилась необычайная тишина. Руки у меня дрожали весь спектакль, и я все время боялась не попасть на нужную кнопку. Дети играли так, как они не играли никогда! Это было настолько трогательно и  здорово, что по телу бегали мурашки, а на глаза наворачивались слезы. Катя и Ксюша так кричали «Мама!», что волосы на голове шевелились. Кристина заставила себя поломать. Это смотрелось смешно, нелепо, но при этом хотелось плакать. Да и у самой Кристины дрожал голос, когда она читала свой первый монолог, казалось, что она вот-вот расплачется. Саша во время третьего действия стал задыхаться и засмеялся, хотя ни разу на репетиции этого не делал. Получилось здорово! Темка во время своего действия свалил стакан со стола Артема нечаянно, а получилось как будто так и надо. Ваня еще лучше прочитал свои стихи, хотелось его обнять и защитить. В общем, все прошло замечательно. И когда ребята вышли на поклон зал встретил их овациями. Подарили цветы ветеранам, те были растроганы. Потом фотографировались, разговаривали. После всего ко мне начали подходить дети, а у многих из них – зареванные глаза. Не выдержали нервы, потому что было очень большое эмоциональное напряжение. Тут я замечаю, что Сережка сам не свой. Начинаю допытываться, в чем дело, а он молчит. Потом как расплачется! А ведь он никогда не плачет. В чем дело – не говорит. Минут 15 успокоить не могла, а он через рыдания проговорил: «Я три раза не там включил свет». Это как же надо было переживать за спектакль, чтобы случилось такое. Учителя и гости, и ветераны подходили, благодарили. У многих были заплаканные лица. Значит, мы добились того, чего хотели. Этот спектакль вообще показал,  кто есть кто.

    В наше трудное время, когда во многом утрачены или разрушены нравственные идеалы и ориентиры, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестают быть приоритетными, но не утрачивают при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

   Прекрасно то, что вокруг нас, но есть и безобразное. Научить детей отличать одно от другого, сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач воспитательной работы.

    Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» его – еще одна из задач педагога. Для решения этой проблемы каждый педагог выбирает наиболее интересные и эффективные, по его мнению, приемы и методы работы.

     Одним из этих направлений и можно считать создание школьного театра для развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Девочки…(по мотивам произведения Ю.Яковлева «Страсти по четырем девочкам»

Действующие лица:

Автор

Арлекин

Пьеро

Таня

Мама

Анна

Дневник

Садаки

Саманта

Отец Саманты

Журавлик

Для декораций необходимо нарисовать буржуйку, окно, заклеенное крест -накрест, чердачное окно, деревья, дом в японском стиле, на стене которого нарисована тень, сакуру. Все декорации крепятся на стену одновременно, чтобы не терять время на смену декораций во время спектакля. Все пустое место забивается газетами. На полу тоже газеты. Кулисы в виде рам, обклеенных  газетами.

Действие 1

На краю сцены, в глубине, стоят стол и стул. На столе – графин с водой и пустой стакан. Занавес закрыт.  Под нежную мелодию из-за занавеса выходит Автор, в руках у него букетик полевых цветов. Он медленно идет по сцене, подходит к столу, садится, сдувает со стола пыль, стряхивает мусор, наливает в стакан воду, ставит туда букетик, расправляя у него лепестки. После этого встает и подходит к краю сцены.

Автор     Здравствуйте, дорогие друзья, гости, зрители. Мы пригласили вас сюда, чтобы вы смогли пережить с нами один небольшой сюжет – сюжет военных лет. Для каждого желающего найдется место в моем театре, но должен вас предупредить, что театр вселится в каждого из вас, станет вашей болью и тревогой. (уходит к столу, садится)

Занавес открывается. На полу, раскинувшись, лежат Арлекин и Пьеро . начинают говорить лежа, но потом постепенно встают и подходят к краю сцены.

Пьеро           И взял художник в руки гусиное перо, и, вытирая слезы, назвал меня Пьеро

Арлекин      А я стоял под аркой, разряжен как павлин. Поэт сказал: «не каркай, ты будешь Арлекин». Мы верных два дружка.

Пьеро          Я – грустный.

Арлекин     А я – веселый.

Пьеро         Артисты драмкружка

Арлекин     Освистанные школой.

Пьеро          Я плачу.

Арлекин      Я смеюсь, я весел.

Пьеро         Я скучаю.

Арлекин     Я на свиданье мчусь.

Пьеро         А я дитя качаю.

Арлекин    Говорят, противоположности сходятся. Это про нас. Мы совершенно не похожи, но оба необходимы для жизни. Без любого из нас жизнь становится неполноценной, половинчатой.

Пьеро       Мы такие разные, что иногда не понимаем друг друга, но случается, что печальный заливается смехом.

Арлекин    А весельчак слезами. Мы как бы меняемся ролями. Только маски остаются прежними – печальная и веселая.

Пьеро        А когда мы меняемся ролями – происходит неразбериха: надо смеяться, а на глаза наворачиваются слезы. Смешно, правда?

Вдруг Арлекин увидел тетрадь. Берет ее в руки, начинает рассматривать. Читает, не придавая значения

Арлекин    Обычная тетрадка в линеечку косую.

                     Одни примеры пишут, а я слона рисую.

                     А я слона рисую и девочку босую в линеечку косую.

Пьеро   (берет у него тетрадь, тоже разглядывает, пожимает плечами)

               Обычная страничка, где кляксы как черничка.

               Глаголы здесь чудили, задачки с рельс сходили.

Из тетради выпадает бумажный журавлик. Арлекин подхватывает его.

Пьеро    (читает с трудом, как будто буквы еле видны)

               Женя умерла 29 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.

Пьеро отшатывается. Голос как эхо: «Женя умерла…» несколько раз. Пьеро и Арлекин, перебивая друг друга

Пьеро       Кто эта Женя, которая умерла?

Арлекин    Почему она умерла?

Пьеро        Где это произошло?

Арлекин    Что вообще происходило в мире 29 декабря 1941 года?

Пьеро        Чья рука вывела эти страшные слова: «Женя умерла»?

Автор         Блокада!

Читая стихи, Пьеро и Арлекин расходятся в разные стороны, на последних словах присаживаются на ступеньки.

Арлекин    Красивое слово «блокада». Наверное, слетело с плаката.

Пьеро       А , может быть, в мире есть остров Блокада?

Арлекин    А, может быть, это названье фрегата?

Пьеро      А, может, тайфун с катастрофой кровавой?

Арлекин   А, может быть, имя девчонки кудрявой?

Затемнение. Раздается простуженный слабый голос.

Голос        Тетрадка, тетрадка в линеечку косую.

                   Одни примеры пишут, а я войну рисую.

                   И смерть идет с косою в линеечку косую.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Зажигается свет. Автор читает  под музыку.

Автор          В Ленинграде на Васильевском острове всегда ветрено. Сечет дождь, сыплет мокрый снег, случаются наводнения. И плывет этот остров как корабль: слева – Нева, справа – Невка, а впереди – открытое море. В одном из домов под номером 3 жила Таня Савичева.

Свет направляется в другую сторону. Там Танина комната. Она в больших валенках, длинном ватнике до колен, платок на спине крест-накрест. Девочка сидит за столом, что-то пишет, иногда задумываясь. Потом, как бы очнувшись, встает, подходит к краю сцены.

 Таня       Коптилка – мой фонарик, лица не различишь.

                Да здравствует сухарик! Но он мне снится лишь.

                Ни маковой росинки, зато дают бурду.

                И плавают крупинки в тарелке, как в пруду. (безразлично) А куропатка съедает в день всего 22 грамма. Счастливая…(садится за стол, склоняется над тетрадкой)

Пьеро     Как пишет дрожащая, замерзлая рука,

                 Страдая и дерзая, страничку дневника.                

                 Строка, еще строка…

Таня      Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. (Откладывает перо, выходит к краю сцены) Очень трудно писать слово «умер». А у Леки был собственный угол, отгороженный шкафом. Там он чертил, зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий. Ходил в очках и все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется. Лека умер. Умер Лека. (роняет голову на руки)

Таня берет со стола маленький кусочек хлеба и начинает есть, тихонько отщипывая.

Таня         Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала…Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошечка не пропала…Ни одна крошечка…(замирает, разглядывает пустую ладонь, затем неживым голосом продолжает)  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа 1942 года.

Завыли сирены

Пьеро        Скорая помощь

Арлекин     Может быть, пожарные проехали?

Звук бомбежки, затем зенитки

Пьеро    Может быть, салют?

Упала штукатурка

Таня        Штукатурка – не страшно. Когда летят осколки – опаснее. Я думая, бомба попала в Неву. Дома не пострадали, иначе был бы пожар.

Таня ведет себя спокойно, а Пьеро и Арлекин жмутся друг к другу. Когда звук бомбежки стихает, они облегченно вздыхают.

Таня (Арлекину)     Ты откуда такой смешной? Ты всегда смеешься? Даже когда больно улыбаешься?

Арлекин          Я – Арлекин. А если тебе не нравится смеяться, то посмотри на моего друга.

Таня  (смотрит на Пьеро и продолжает улыбаться) А ты похож на нашего учителя рисования. Он тоже всегда мрачный. Никто не видел его улыбающимся. (Перестает улыбаться) Ты голодный? Голодные тоже мрачные.

Пьеро качает головой и отворачивается. Прилетает Бумажный журавлик.

Таня     Журавлик? Как ты сюда попал?

Журавлик    Я услышал, что тебе трудно и прилетел.

Таня        Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки? А у тебя бумажные крылья, и одно крыло уже подбито.

Журавлик    Меня нельзя уничтожить. Пока живы дети, всегда будут бумажные журавлики.

Таня      Откуда ты прилетел?

Журавлик    Из твоего будущего, Таня.

Таня     У меня нет будущего…

 

Журавлик    Что же, ты навсегда останешься девочкой?

Таня      Блокадной девочкой.

Журавлик   Но снаряд может пролететь мимо и не попасть в твой дом.

Таня      Не все ли равно, от чего умирать? Может быть, от голода еще больнее.

Журавлик (берет девочку за руку)  Так давай улетим вместе на Большую землю! Там хлеб, там жизнь!

Таня      Я не могу улететь без мамы! (вырывает руку, бежит к столу, пишет) Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Звучат эхом голоса, наслаиваясь друг на друга: «Осталась одна Валя…Остался один Митя…Кира…Катя…Сережа…». Журавлик уходит. Таня, очнувшись, идет к краю сцены, кого-то ища в зале глазами

Таня     (кричит)   Мама!  (шепчет) Мама!

Входит женщина

Мама     Блокада! Блокада! Блокада!

                Погасли огни Ленинграда.

                В снегу от разрывов воронки

                Чернеют, как стаи вороньи.

               Блокада. Блокада. Блокада.

               У Нарвских ворот баррикада,

               На фронт уходящие танки,

              И с гробиком детские санки.

              Блокада. Блокада. Блокада.

              И голод, и ноги, как вата.

              И смерть каждый день на пороге.

              А в школе сегодня уроки.

              Уроки с тетрадками, мелом,

              Уроки под страшным обстрелом.

              Уроки, как вызов блокаде.

              И выстрел, и кровь на тетради.

             Я по Ленинграду не бреду, не бреду – устала!

             Я свою блокаду для себя прорвала.

             Не смотрю я в небо, не летят ли гады,

             Не ищу я хлеба, горек хлеб блокады.

Таня     А куропатка съедает в день всего 22 грамма…

Под музыку уходят мама и Таня.

Пьеро (гневно Автору)  Почему…Почему…Почему ты не предупредил нас? Мы думали, что это простая тетрадь(бросает тетрадь)

Арлекин  (поднимает тетрадь)  Так давай уйдем отсюда! Ведь это театр.

Пьеро       Отсюда не уйдешь. Этот театр в каждом из нас. А разве можно уйти от самого себя? Уйти из театра – это значит изменить самому себе и своей Маме.

Гаснет свет. В темноте голос.

Таня    А куропатка съедает в день всего 22 грамма…

Действие 2

Зажигается свет. Арлекин и Пьеро оглядываются, проходят по сцене, подходят к Автору.

Арлекин    Что это? Где мы?

Автор         Мы в военном Амстердаме, а это – убежище.

Арлекин     Убежище – это берлога в дремучем лесу, где живут медведи?

Арлекин    Когда человек скрывается от преследования – любой дом превращается в убежище. Иногда такой дом найти труднее, чем берлогу в лесу.

Звучит немецкая песенка. На сцене появляется девочка в голубом платье и бантом на шее. Она идет неуверенно, осторожно, никого не видя, и обращается ни к кому конкретно. 

Анна          Вы слышите? Вы слышите вещую музыку? Это в соседнем доме играет радио. Идет передача для счастливых. Вы не знаете, есть где-нибудь передачи для не счастливых? Создается впечатление, что во всем мире звучат только счастливые. Фашисты расстреливают людей под оркестр! Вы не знаете, под музыку умирать веселее? (долго смотрит в зал, затем поворачивается и видит маски, обращается к Пьеро) Почему ты такой хмурый? Ты, наверное, боишься фашистов?

Пьеро         И вовсе я не хмурый.

Анна (Арлекину)   Что ты смеешься? Ничего смешного нет!

Арлекин    Да не смеюсь я. А ты собралась на бал?

Анна (оживая)  Бал!

Раздается грозная музыка, во время которой идет фонограмма стихов. Анна отходит вглубь сцены, ее движения ломаны и нелепы, видно, как ее придавил страх. Арлекин и Пьеро в это время отходят к другому краю сцены. Они напуганы, постоянно осматриваются, не понимая, откуда идет голос. Пьеро несколько раз пытается подбежать к Анне, но Арлекин его не пускает.

Голос    Я здесь. Я явился. Вот он. Стучусь я в дверь и в окно.

               Ферботен! Ферботен! Ферботен! Значит запрещено!

               Ферботен – больным лечиться, здоровым – ходить в кино.

               Еврейским детям учиться ферботен – запрещено!

               Ферботен смотреть на небо людям низших сортов.

               Вкус молока и хлеба не доля еврейских ртов.

               Добытое кровью, потом отнято, отменено.

               Жить евреям – ферботен, запрещено!

Арлекин подбегает к Анне, гладит ее по голове, успокаивая.

Арлекин   Анна, если придут фашисты, мы задержим их, а ты спасешься. Ты сможешь вылезти через слуховое окно.

Пьеро (поднимая Анну)  Анна, почему фашисты хотят тебя схватить? Ты в чем-то виновата перед ними?

Анна     Моя вина в том, что я – еврейка.

Пьеро   Какая же это вина, если ты родилась такой?

Арлекин  Ну и что, что еврейка, какая разница? Не все ли им равно?

Анна      Фашистам не все равно. Есть люди, которые считают, что сосед несчастлив, то сами они от этого станут счастливее. Если один народ несчастлив, то другой сразу заживет лучше.

Арлекин     Так надо объяснить им, они чего-то не понимают!

Арлекин порывается уйти, Анна догоняет его, пытаясь объяснить, опускается на колени.

Анна    Им не объяснишь. Они возвышаются, унижая других. Но им это только кажется, им только кажется, что они возвышаются. Они падают в бездну, и вслед им летят человеческие проклятья.

Пьеро  Идем с нами отсюда!

Анна     Я не могу. Я уйду, а как же Петер?

Арлекин  Петер? А кто такой Петер?

Пьеро    Мы возьмем с собой Петера, если он хороший парень.

Анна       А как же мама и папа, и сестра, и товарищи по беде? Нас так мало, и так много. Разве вы сможете всех спасти?

Пьеро      Ну всех мы, наверное, не сможем.

Анна         Нет, я не могу их оставить. Это будет предательством. Тише! Я слышу шаги!

На сцене появляется мальчик в очках, в белой майке и белых брюках, на брюках надписи.

Дневник    У вас здесь маскарад? Забавно!

 

Анна         Кто ты?

Дневник   Ну вот! Ты меня прекрасно знаешь и не узнаешь! Может быть, в целом свете у тебя нет никого ближе меня!

Арлекин   Анна, это действительно твой друг? И ты не узнаешь его? Смешно!

Пьеро        Не вижу ничего смешного! Или у Анны что-то с памятью, или никакой это не друг.

Анна          Да я никогда в жизни его не видела.

Дневник    Эх ты! А я ведь твой дневник!

Анна          Дневник? Но я представляла тебя совсем другим. Как ты узнал меня? Ведь прежней Анны нет. Перед тобой стоит другая, новая Анна. За это время я прожила целую жизнь.

Дневник   Но мы ведь видимся с тобой каждый день!

Анна          Да, да…Я забыла. Я все чаще думаю, что мне лучше умереть.

Дневник    Ты мне об этом ничего не говорила. А как же Петер?

Анна          Петер…Наверное, надо сжаться и терпеть, перестрадать, дождаться, когда кончится война.

Дневник   Анна, но это неправда! Я прекрасно знаю, что ты не хочешь ждать, ты просто не умеешь ждать. Я помню твои слова: «Сегодня утром я заметила, что Петер смотрит на меня по-другому…»

Анна       Да, да, по-другому. Я не смогла объяснить тебе, как по-другому. Чувствует ли он то, что чувствую я?

Дневник    А помнишь, помнишь, ты писала: «Каждое утро я выхожу дышать свежим воздухом на чердак. Остальные окна закрыты. Здесь занимается Петер. И виден кусок неба и голые ветки каштана…»

 Анна  (садится на ступеньки)   Ты слышал легенду про французскую девушку Маргариту? Она очень любила одного юношу, но видеться с ним могла только тогда, когда цвел миндаль. Она начала молиться, и ее молитвы дошли до неба – миндаль начал цвести каждый месяц…Нет, ну ты представляешь: зима, кругом снег, и вдруг – цветущее дерево миндаля. Все думают, что на ветках лежит снег, а это цветы. А я бы молилась, чтобы миндаль цвел каждый день, чтобы он не переставал цвести…

Анна поворачивается к Автору, подходит к нему.

Анна      Здравствуй! Как ты нашел меня? Ко мне сюда редко приходят люди с воли. Хотя там, за стенами дома тоже нет воли.

Автор     Может быть, воли здесь, в убежище, больше, чем там. Здесь мы можем говорить о чем угодно, а там…

Анна        Я тоже так думаю. Только воля здесь тяжелая. И у нее нет ни начала, ни конца.

Автор      Придет конец, ведь война кончится!

Анна          А куда денутся фашисты? Ты рассуждаешь, как ребенок! А я…я уже взрослая.

Под щемящую музыку Анна уходит со сцены.

Арлекин    Анна, куда ты?

Пьеро         Анна, вернись!

Автор        Не надо, друзья. Это жизнь, а не театр. И в ней ничего не изменить и не исправить. Анны скоро не станет. И памятью о ней останется только ее дневник.

На сцене появляется Журавлик. Он оглядывается по сторонам, как будто кого-то ищет. Видит Дневник.

Журавлик  Я прилетел к Анне? Кто ты?

Дневник    Я  - друг Анны Франк. Ты – бумажный журавлик, а я – бумажный друг. Ведь иногда человек доверяет бумаге больше, чем людям. Я знаю все об Анне.

Журавлик    Ты читал ее дневник?

Дневник       Я и есть ее дневник. Ее бумажный друг.

Снова звучит щемящая мелодия. Журавлик и Дневник уходят со сцены.

Действие 3.

Затемнение. Блуждающие огни. Голос за сценой читает(или фонограмма)

Голос       Розовое облако лежало на влажном склоне горы Токо, которая мне встретилась на пути к японской девочке Садаки Китано. В блестящей от дождя траве нет следов прошлого, следов войны. Воронки от бомб давно заполнились дождевой водой и превратились в пруды, а в обгоревших пустых лесах появились гнездовья. В мертвые города вернулись люди. Время помогает забыть горе. Саадаки, девочка моя, я не мог жить, не коснувшись твоего плеча, не посмотрев в дорогие глаза. И ради этого я разыгрываю эту странную мистерию, в которой моя собственная жизнь переплетается с жизнями тех, кто дорог мне и с кем никогда не суждено было встретиться…И теперь…Господи, какое высокое небо над Хиросимой!..

Автор        Эй, Арлекин, будь на виду – сейчас кстати твоя улыбка. А ты, Пьеро, держись в тени, не напоминай своим мрачным видом людям о страданиях войны.

Арлекин    Тем более, что войны давно уже нет.

Пьеро  (показывая на стену) Смотрите, тень, а человека нет!

Арлекин (недовольно) Вечно тебе что-нибудь мерещится!

Пьеро      Наверное, по ночам тень воет здесь от тоски, как брошенная собака. Он стоял здесь, грелся на солнышке.

Арлекин      Нет, он позировал фотографу. Видите, какой красивый дом. «Улыбнитесь! Сейчас вылетит птичка. И вспышка…»

Автор           Вспышка действительно была. Вспышка была такой сильной, что человек превратился в пар, исчез. Тень не поспела за ним. Это случилось 6 августа 1945 года.

Арлекин       Атомная бомба!

Пьеро           А ведь тот человек погибал, заслонил собой тень. Сам погиб, а тень осталась…

Голос     Я испытываю муку, поднимая просто руку.

                Я зову, но я забыта. Я живу, но я убита.

                Я жива и не жива. Сквозь меня растет трава…

Арлекин   Кто это?

Автор    Садаки Китано. Девочка, которую догнала война и приговорила к смерти…

На сцене медленно появляется девочка в кимоно.

Садаки   Кто вы? Вы похожи на войну.

 Арлекин   Что ты! Это всего лишь маски. Войны давно уже нет. Все в порядке.

Садаки    Война есть, во мне всегда есть война. Она в моей крови. Радиация.

Пьеро     Чем мы можем тебе помочь?

Садаки   Вы ничем мне не сможете помочь. Вам лучше держаться подальше.

Арлекин  Мы не боимся, потому что…

Садаки  (перебивая) Вы знаете, в последнее время я научилась понимать язык деревьев, рек, долин. Природа открывает мне свою душу. Я не ухожу из жизни. Рожденная природой, я вернусь в свой отчий дом – к Природе. Слышите, река говорит со мной?

Пьеро    Садаки, но есть же выход?

Садаки   Я ближе бумагу придвину к окну,

                 И снова я кисточку в тушь обмакну,

                 И дрогнет рука от волненья.

                 Другой иероглиф на солнце блестит.

                 И кажется, это журавлик летит,

                 На крыльях несет он спасенье.

                 Лети, мой журавлик, быстрее лети:

                 Лишь тысяча птиц меня сможет спасти.

                 Рука белых птичек считает.

                 Со всех уголков благодатной земли

                 Слетелись ко мне на постель журавли…

                 И лишь одного не хватает…(обессилено опускается на пол)

Арлекин  Не хватает одного журавлика! А где наш журавлик? Почему в нужный момент он не появился в доме Садаки?

Автор       В театре не все кончается благополучно.

Арлекин   Так вырвем листок из тетрадки и сделаем нового журавлика!

Пьеро      Нет тетрадки. Но, может, он еще подоспеет наш журавлик?

Арлекин   Бессилен наш союз.

Пьеро    Я плачу.

Арлекин   Я смеюсь.

Пьеро     Я грустный.

Арлекин   Я веселый…Я такой веселый, что у меня по всему лицу текут слезы, а вместе с ним  грим. Может, я больше не Арлекин? Может быть, я превратился в Пьеро? Все перепуталось в нашем театре.

Пьеро      Мы не хотим быть просто артистами.

Арлекин  Мы хотим действовать! Мы должны спасти Садаки!

Пьеро     Нам нужны другие роли!

Автор       Но мистерия уже написана, других ролей нет.

Арлекин   Тогда автора – на мыло!

Автор     Но автор не я, а жизнь.

Арлекин   Жизнь? В жизни надо бороться! Только негодяи сидят сложа руки, когда другому человеку плохо!

Пьеро     Мы уходим.

Арлекин    Не имеете права нас задерживать!

Автор     Не надо, друзья. Вы же не дезертиры. Мы вместе испьём эту чашу, вместе дойдем до цели.

Пьеро    До какой цели? Когда все погибнут и останутся одни тени?

Автор     Тогда уходите! Ваши тени останутся вам в укор. Я принимал вас за людей, а вы оказались тенями!

Маски подавленно молчат и идут к краю сцены, садятся на ступеньки. Звучит пронзительная мелодия.

Садаки    Мама, прощай! Ухожу, улетаю,

                  Каплей росы я сейчас испарюсь.

                  Хрупкой снежинкой в ладони растаю.

                  Я умираю, но я повторюсь.

                  Мама, прощай! Нет, не надо прощаться.

                  Вместе мы нашу беду переждем.

                  Буду к тебе я весной возвращаться,

                  Буду в окошко стучаться дождем.

                  Травкой в знакомом взойду палисаде.

                  Стану в апреле частицей тепла.

                  Выйду на улицу в белом параде.

                  «Сакура, - скажет сосед, - зацвела».

Гаснет свет. Музыка обрывается на высокой ноте.

Действие 4.

Под музыку выходит мужчина. Это отец Саманты Смит.

Отец     Мне снится полет. Скрылись дали земные.

              Удобное кресло, ремни привязные.

              И солнце, и облако – все под рукой.

              В глазах стюардессы – небесный покой.

              Мне снился полет. Вдруг ударило в спину.

              Мгновенно огнем охватило машину.

              Сосед обезумел: хочу умереть!

              А я все равно продолжаю лететь.

              Мне снился полет, бесконечный и краткий.

              И понял я вдруг, что не будет посадки.

              Но жить все равно я безумно хочу.

              И я вверх ногами, но все же лечу.

              Мне снился полет, а когда я проснулся,

              То благополучно на землю вернулся.

              К окну подошел – меня бросило в пот:

              И здесь продолжался безумный полет…(уходит)

Арлекин   Я не согласен летать вверх ногами, хотя во сне и не имеет значения, как летать. Ведь это был сон?

Автор         Случается, что жизнь похожа на сон, а сон похож на жизнь. В природе много странного.

Пьеро           В твоем театре тоже не так просто разобраться. У меня от этого сна  дурное предчувствие.

Арлекин       Так может, закроем занавес – и конец мистерии?

Автор           Мистерия продолжается помимо нашей воли. Мы сами выбрали роли в этом спектакле.

На сцену крадучись выходит девочка в майке и шортах. Подкрадывается к Пьеро, трогает за плечо и отбегает.

Саманта    Тебе водить!

Пьеро       А я и не играл.

Саманта   Ты что, с неба свалился?

Пьеро   Не сваливался я ниоткуда.

Саманта     Ладно! Только не хмурься! А то от выражения твоего лица, как от зеленого яблока, во рту становится кисло.

Пьеро          Это не я, а маска такая.

Саманта   Ой, Арлекин, а ты знаешь петушиное слово? Не знаешь? А известно ли тебе, как поет английский петух?

Арлекин     Петух со знанием английского языка? Скажешь тоже!

Пьеро         Разве петухи во всем мире поют не одинаково?

Саманта     В том-то и дело, что нет. Наши петухи поют по-английски: кок-э-дудл. А французский петух поет иначе: ко-ко-рику. А шведский – по-шведски: у-ке-лику. А как поет русский петух?

Арлекин    Ну, это просто: ку-ка-ре-ку!

Неожиданно появляется девочка в платье и ватнике. Это Таня.

Таня        А куропатка съедает в день всего 22 грамма…

Саманта    Ты что, наблюдаешь за куропатками?

Таня        Я завидую куропаткам. 22 грамма им хватает, а мне и 100 граммов хлеба мало.

Саманта     Я дам тебе сколько хочешь хлеба!

Таня           Спасибо. Теперь уже не надо. Блокаду прорвали. Война кончилась.

Саманта     Так вот она какая, война… Прости меня, ты, наверно, очень устала. Меня зовут Саманта.

Таня        А я – Таня.

Входит Анна.

Саманта     Ты, наверно, актриса?

Анна    Да, конечно. Конечно, я актриса. Я ужасно счастлива, а играю роль несчастной. А тебе нравится мое новое платье? А хочешь, я прочту тебе монолог из моего самого любимого спектакля?

               Я говорю последнее «прости»

               Фиалке, не успевшей расцвести.

                Но не фиалка я, а будущий побег,

                И каждый стебель засыпает снег,

                И лепестков моих ему не жалко…

Саманта    Девочки, вы обе с войны. Я знаю вас, я читала ваши дневники. Вас прислало небо?

Анна         Если человеческую память считать небом, то небо.

Появляется Садаки

Садаки      Я испытываю муку, поднимая просто руку.

                    Я жива и не жива – сквозь меня растет трава.

Саманта     Ты тоже была на войне!

Садаки      Нет, война вселилась в меня. Война всегда со мной. Со мной…до самой смерти. Как хорошо, что у меня нет дочки, и в нее не вселится моя война, как в меня мамина.

Саманта    Что же это за странная война, которая передается по наследству?

Раздается фонограмма грозного голоса, во время которой девочки(кроме Саманты) уходят.

Голос      Я притаился в мине ржавой, меня ребенок в руки взял –

                 Потянулся след кровавый, и проявился мой оскал.

                 Я мертвым только притворялся, и пусть Чернобыль вдалеке,

                 Но Хиросима повторилась на мирной Припяти-реке.

Саманта    Я должна остановить войну! Я одна во всем мире, сегодня. Завтра будет поздно! Я должна! (садится на ступеньки, задумывается, начинает писать) Москва. Президенту Советского Союза. Уважаемый господин президент…

Голос (фонограмма) Рука с трудом выводит буквы,

                                         В конце строки, как крюк, вопрос.

                                        Я узнаю твой почерк круглый,

                                        Его знакомый перекос.

           Не знаю, страх или отвага,

           Что движет детскою рукой.

           Как может выдержать бумага,

           Не вспыхнуть под такой строкой.

                                         И слышит девочка сирену,

                                         И видит близко тень крыла,

                                         Огонь и рухнувшую стену,

                                         И звон разбитого стекла.

          Все небо – ядерное пекло.

          Одно мгновенье – малый срок –

          И превратится в гору пепла

          Американский городок.

                                          Кричит ночная птица тонко,

                                          И морем пахнет от травы.

                                          Американская девчонка

                                          Защиты ищет у Москвы.

        Она надеется при этом,

        Что там, в Москве, ее поймут:

        Придет ответ, и с тем ответом

        Надежды сразу оживут…

Саманта    Ну вот и все. Прощайте, друзья. Мы с папой летим сегодня в Портленд. Нас там ждет мама. (убегает)

Арлекин      Но ведь в Портленде буря, шторм! Это же опасно!

Пьеро           Пусть не летит, пусть дождется утра!

Арлекин       Пусть этот идиот диспетчер не дает взлета! А летчик – самоубийца, что ли?

Слышен свист ветра и рев турбин самолета.

Пьеро      Остановите самолет, хотя бы на мгновенье,

                  Чтоб только кончился полет за миг до столкновенья.

Арлекин     Остановите все сердца, хотя бы на мгновенье,

                      Чтоб только не было конца, чтоб было продолженье.

Сквозь шум ветра Саманта и ее отец читают свои слова.

Отец       Что сейчас мне делать с девочкой моей?

                 Я боюсь не смерти, а разлуки с ней.

Саманта    Папа, все утихнет. Папа, все пройдет.

                    Ветер прекратится, солнышко взойдет.

Отец         Здесь иллюминатор – огненный экран.

                  Если б оказался под рукой стоп-кран!

Саманта    Обожженный ветер дует горячо.

                    Хорошо, что рядом папино плечо.

Отец         Я готов погибнуть, не об этом речь.

                  Мне тебя бы, дочка, только уберечь.

                  В небе страшный грохот, словно гром колес.

                  Так, наверно, поезд мчится под откос.

Саманта     Папа, мой любимый, ты со мной побудь!

                     Мы перестрадаем вместе эту жуть.

Свет гаснет. Саманта и отец уходят. Прожектор высвечивает появившегося Журавлика.

Журавлик    Земля перед небом бессильна, напрасно друзей не зови.

                       Возьми мое сердце, Саманта, но только не гибни, живи!

                       Машина срывается в бездну, уже никого не спасти.

                       Возьми мои крылья, Саманта, но только не падай, лети!

Слышен грохот взрыва. Пауза. Тишина. Голос Саманты.

Голос Саманты      Какое зеленое небо, как будто растет там трава.

                                   Коровы по небу гуляют беспечно, спустя рукава.

                                   Внизу остается мой домик. А я, устремясь в высоту,

                                   По небу бегу на уроки и в небе играю в лапту…

Занавес медленно закрывается, Пьеро пытается его остановить

Пьеро      Стойте! Остановите действие! Остановите занавес! Мы думали, что нам в руки попала обычная тетрадка, где «задачки с рельс сходили», задачки, а не поезда! А в этой тетрадке все задачки неразрешимые. И на всю тетрадку всего один глагол: умерла, умерла, умерла!!! С одним этим глаголом невозможно жить!

Автор     Это жизнь, а не театр. И нельзя задним числом поделиться с Таней хлебом, нельзя увести Анну в новое убежище, нельзя спасти Садаки, нельзя отменить рейс самолета, на котором в штормовую погоду полетела Саманта. Ушло время. Ушло и осталось. Осталось в моем театре. Навсегда.

Арлекин    Тогда мы объявляем забастовку. Мы уходим, уходим со сцены.

Арлекин уходит. Вслед за ним, бросив последний взгляд на Автора, уходит Пьеро. Тихо начинает звучать нежная мелодия. Автор ходит по сцене, гладит занавес.

Автор     Вот я и остался один на сцене. Нет, не один. Еще бумажный Журавлик. И пока я жив, в моем театре будет открываться занавес. Я кого-то слышу…слышу…

Автор открывает занавес. За занавесом стоит бумажная стена из газет. Автор разрывает ее, проходит вглубь сцены, оглядывается кругом. К нему с двух сторон подходят девочки и берут его за руки. Он счастлив. Поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...