Совесть - внутренний судья человека
классный час (8 класс) по теме

Руденко Ольга Николаевна

совесть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovest-vnutrenniy_sudya_cheloveka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Руденко О.Н.

МОУ «Немёрзская основная общеобразовательная школа»

2008 год

«Совесть – внутренний судья человека»

«Совесть – это наш внутренний судья»

П. А. Гольбах.

ЦЕЛЬ: 

помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».

ФОРМА: классный час - размышление.

УЧАСТНИКИ: учащиеся 8 класса.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

        Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

        Совесть – понятие морального сознания, внутреннего убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

        Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

        Выскажите свою точку зрения на определения совести:

  1. В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)
  2. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)
  3. Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)

-Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете?

  • Бедности своих родителей?
  • Неряшливого вида?
  • Аккуратной, но не модной одежды?
  • Пренебрежения к окружающим?
  • Грубости по отношению к людям?
  • Высокомерия?
  • Чего-то ещё?

У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом».

        А что значит – поступать по совести?

Упражнение «Нравственная дилемма»

        Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

  1. В школьном коридоре Вадим нашёл кошелёк, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
  2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего ни задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Серёжу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своём звонке Володе Серёжа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.
  3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Булат Окуджава

Подводя итог классного часа, я предлагаю вам высказать свою точку зрения о том, что нового вы узнали, обсуждая эту тему? Над чем задумались впервые? Что вам помог понять классный час?

Литература: М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...

Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"

Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести...

Совесть-это наш внутренний судья

Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию...