Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"
классный час (7 класс)

Проневская Ирина Михайловна

Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx90.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

Тема: «Совесть-внутренний судья человека!»

Цель:  воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Самое главное украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ход урока

1.Организация деятельности (настрой на урок)

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы начинаем свой урок в необычном месте, на поляне, где растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. И нас радушно встречает мудрец, который знает все о человеческой жизни. Он предлагает вам закрыть глаза (включаю музыку). 

- Расслабьтесь, загляните в себя, посмотрите со стороны, какие поступки и действия вы совершали сегодня: кому дарили комплименты, кого благодарили, а может быть кого-то невзначай обидели, как к вам относились окружающие. Мысленно простите всех, себя, пожелайте всем и себе здоровья и прекрасного настроения. Откройте глаза, сосредоточьтесь на уроке.

2. Постановка проблемы.

- Послушайте стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: 
– Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным качеством в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – 
совесть! 

. Формулирование темы и целей урока.

- О чем ты будем говорить на уроке?

- Назовите тему урока. (Совесть)

- Прочитайте эпиграф к уроку.

"Самое главное украшение человека - чистая совесть"

- Ребята, какой вопрос возникает? (Что такое чистая совесть)

- Какие еще вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы разобраться полностью в теме урока?

- Что такое совесть?

- Нужна ли человеку совесть? 

- Что значит поступать по совести?

- Какая совесть бывает чиста? 

. Чтение рассказа "Совесть" А.П. Гайдара

Ребята, я хочу предложить вам прочитать рассказ А.П. Гайдара, который так и называется "Совесть", и такая история может случиться с каждым из нас.

(Читают подготовленные дети)

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- Какое впечатление произвела на вас Нина?

- Какой была Нина до встречи с мальчиком? (веселая, беззаботная, легкомысленная, недисциплинированная) 

- Какие чувства переполняли девушку после встречи с мальчиком? (стыд, обида, зов совести, тяжесть на сердце)

- Что так повлияло на Нину? (то, каким был малыш)

- Каким был мальчик, которого встретила Нина? (правдивый, смешной, доверчивый, добродушный, искренний) 

 - Оцените поступок Нины.

- Почему же Нина заплакала?

- Как вы понимаете выражение "грызла беспощадная совесть"?

. Работа по теме урока.

- Чтобы понять что же такое совесть, давайте проникнем в это слово и постараемся найти в нем те слова, которые нам помогут найти ответ на вопрос.

- Запишите несколько слов, которые вы сможете найти внутри этого слова.

- Давайте проверим, что у вас получилось: Слайд

Совет - это, что находится внутри нас и дает нам советы;

Весть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или нет;

Сеть - то, что ловит все наши поступки хорошие и плохие;

Есть - это то, что есть у всех;

Свет - светлый лучик внутри нас;

Вес - это то, что имеет вес, значимость

Вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки.

- Ребята, кто из вас понял, что же такое совесть. (ответы детей)

Прочитайте.

Обратимся к словарю  В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».  

2. Обратимся к словарю  С.И.Ожегова «Совесть  - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».  

3.Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

   Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский (читает наизусть стихотворение ученик)

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).                                                                          

- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

-Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним. Совесть – это голос, звучащий внутри нас.

Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.)

- Что значит поступать по совести?

 Игра «Найди пару». Работа в паре.

  Работа с пословицами.

Нужно собрать пословицы   на каждой парте лежат начало и окончания пословиц.

Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести)

Вода все отмывает, кроме нечистой совести(сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечистая. (итальянская пословица)

От человека утаишь, а от совести нет.

Совесть без зубов, а грызет.

Проверка по эталону (слайд).

-Чему учат нас эти пословицы?

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

   Совершая плохой  поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно,  всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы.   (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)                                          

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой 

 -Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

 Упражнение "Минута раскаяния"

- Вся жизнь человека состоит из каких-либо ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

- А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

 

-Вы написали поступок, который не очень приятно вспоминать. Обратимся к нашей помощнице, волшебной шкатулки, которая попытается исправить ситуацию. Дети складывают листочки в шкатулку.

-Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

. Просмотр музыкальной притчи "Все в твоих руках"

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках монаха? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает монах? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

- Какой вывод можно сделать? Человек должен поступить так, как велит ему совесть.

. Тренинг «Как не попасть в сети зла?

- Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

. Упражнение «Минута прощения».

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. . «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

- А сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. Я вам говорила, что наша шкатулка волшебная, все ваши нехорошие поступки превратились в добрые сердца. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)

hello_html_244f670c.pnghello_html_769c39df.pnghello_html_202d2f98.pnghello_html_202d2f98.png

-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний  судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.

Второе полезное упражнение совести – просить прощения.

Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети пожеланию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

- Ребята, как вы думаете, у тех, кто сейчас просил прощение, и те, кто от всей души простил, какая сейчас совесть.

- Как такую совесть можно назвать? (чистой)

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

-Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

. Итог

- Ответили ли мы с вами на вопросы, которые поставили перед собой в начале урока?

- Что значит, жить в ладу со своей совестью?

-Что в жизни вам даст такое качество характера?

. Рефлексия. Оценка.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

Людей с чистой совестью еще называют порядочными людьми.

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним
  • Будьте добрым человеком

-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в  заключение нашей беседы я хотела бы ,чтобы вы послушали  стихотворение   «Совесть».

           

             Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                                    Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

-Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Всё в Ваших руках.


. Резерв.

. «Муки совести»

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечистаИтальянская пословица.

В ком стыд, в том и совестьРусская пословица.

- Кто выиграл в наших соревнованиях?

-Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час "ООН и всеобщая декларация прав человека"

Данный классный час проводится в форме тематической беседы, в ходе которой дети подводятся к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дается общее представление о...

Открытый классный час "Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры человека"

Открытый классный час "Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры человека"...

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...