Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".
материал по теме

Логинова Татьяна Федоровна

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.

Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.

Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.

Обучающая задача: формирование мыслительно - речевой деятельности детей школьного возраста с о. в. з.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_-_vnutrenniy_sudya_cheloveka.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Логинова Т. Ф.

Тема: «Совесть – внутренний судья человека».

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.

Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.

Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.

Обучающая задача: формирование мыслительно - речевой деятельности детей школьного возраста с о. в. з.

Оформление : тема занятия; пословицы и высказывания о совести; задание «Определи лишнее слово».

Ход занятия:

1. Приветствие.

- Встали, ребята! Поприветствовали гостей, которые пришли посмотреть как вы умеете работать на занятии. Посмотрите- к нам пришли те, кого вы все хорошо знаете. Это наши воспитатели и учителя. Поэтому настраиваемся на спокойный лад и начинаем работать.

2. Разминка.

-Но, прежде, давайте немного разомнёмся. Вспомним упражнение – танец «Точки». ( все выполняют движения синхронно, постепенно ускоряя темп, при повторном выполнении движений – произносить слова выполнения движений –« Шаг- точка»- 4 раза, « Поворотик» - 2раза, « Волна»- 4 раза).

(Цель: настрой на предстоящую работу).

-Садитесь, пожалуйста! Устройтесь удобно на стуле. Расслабтесь и закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Открываем глаза , приготовились внимательно слушать и отвечать полным ответом. ( Цель: ослабление напряжённости).

3. Работа по теме занятия.

-Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о важнейшем нравственном понятии- -о совести-  внутреннем судье человека. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. Это понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром, а что злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей извечной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни добра, ни совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

Совесть называют высшим законом и судьёй.

Воспитанный человек, совершив плохой поступок, испытывает чувство вины, угрызения совести.

Известный педагог Василий Сухомлинский писал: « Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда». И далее: « Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности».

-Постарайтесь понять, почему о совести говорят тогда, когда возникает вина человека за что- то.

Почему совесть называют высшим законом и судьёй.

_Приходилось ли вам переживать за содеянное, оставаясь наедине с

собой? ( Ответы детей).

-Ребята, расскажите  пословицы, поговорки и высказывания, которые вы подготовили к нашему занятию и постарайтесь объяснить их своими словами, как вы их понимаете .

( « Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват»- Публий  Сир;

« Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть»- Бенджамин  Франклин.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен»- Овидий.

« Совесть -верный советчик»- пословица.

« Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть»-  Э. Ротердамский.

« Совесть не сосед: от неё не уйдёшь»- пословица.

« В ком стыд, в том и совесть»- пословица.)

- Когтистым зверем, скребущим сердце, называл совесть А. С. Пушкин.

Сколько мук испытали совестливые люди после совершения поступка, который принёс кому- то ущерб, кого- то унизил! Эти муки называются угрызениями совести. Именно они скребут своими когтями сердце.

- Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяется совесть, стыд, ответственность и долг.  Эти качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть- почти синонимы, то есть слова близкие по смыслу, и не зря говорится в народе: « Есть стыд, есть и совесть».

-Чего, по –вашему, надо стыдиться в жизни и почему?

-бедности своих родителей;

- неряшливого вида;

- аккуратной, но не модной одежды;

- пренебрежения  к окружающим;

- грубости по отношению к людям;

- высокомерия,

- непослушания;

- воровства;

-чего- то ещё ( огрызаться на замечание; ударить слабого, беззащитного).

 .

( Ответы детей).

-Если бы человек с самых ранних лет учился общаться со своей совестью, тогда бы и преступников было значительно меньше. Если бы молодые люди почаще задавали себе простые вопросы : а прав ли я? ; так ли поступают честные люди?; почему своим поступком я доставил кому- то горе , неприятность?; а если бы так  обошлись со мной?! Тогда, быть может, совесть проснулась бы своевременно. Она стала бы тем самым внутренним судьёй, внутренним законом, который бы вовремя предупреждал: можно- нельзя, делай – не делай, твоё – не твоё, не обидь, защити. И даже « спаси».

Вот например такой случай:

-в лесном озере барахтался человек. С берега эту картину с улыбкой наблюдал подвыпивший мужчина. Он улыбался тому, что его выпивший товарищ полез купаться. Когда голова скрылась под водой и больше не показывалась, мужчина понял, что произошло не поправимое. Позднее следствием будут установлены обстаятельства гибели человека. Его спутнику предъявят обвинение в преступлении, которое называется « оставление в опасности». Закон гласит: до двух лет лишения свободы или исправительные работы. Обвиняемый на суде всё время повторял, что он ничего не совершал и судить его не за что.

-Как вы считаете, может ли не действие, а бездействие быть преступлением?  Приведите примеры, когда угрызения совести могут мучать человека не за то, что он сделал, а за то, чего не сделал?

( ответы детей).

-Слышали ли вы выражение: « У него нет ни стыда, ни совести». Это не только о закоренелых негодяях, но и о просто бесчестных людях.

Совесть многих людей спит, иногда вечным сном. Она умерла, не родившись. Но у очень многих людей она может проснуться. И лучше, если это произойдёт пораньше, когда ещё можно насладиться общением с ней, а не мучиться угрызениями  под старость.

Послушайте историю и подумайте.

( Далее воспитатель зачитывает историю на стр. 115 « Граждановедение» Я. В . Соколов, Е. С. Королькова).

-Как, вначале, поступил сын по отношению к матери?

( Он обидел её.)

- Почему мы не можем назвать этого мальчика закоренелым негодяем? Что произошло с ним в конце концов?

( В нём проснулась совесть).

- Какие известные вам пословицы и выражения можно подобрать к этой истории?

( « Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть»- Э. Ротердамский, « Совесть без зубов а грызёт»- пословица).

Воспитатель на доске помещает задание.

Задание:

- Определите лишнее слово: стыд, раскаяние, искупление , страх, чувство вины, угрызение, прощение, сожаление.

(Страх).

-А почему именно страх? Почему это лишнее слово?

( ответы детей).

- Правильно! Страх- это не раскаяние о плохом поступке.

Ему не стыдно, а просто страшно, что накажут.

Упражнение « Колокол».

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг. Поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде  «колокола». На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят « Бом!» и с силой бросают руки вниз. Воспитатель  задаёт ритм.

- Молодцы!

-А сейчас тихонечко сели и продолжим работу.

У Антона Семёновича Макаренко есть слова:

« Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».

- А что значит – поступать по совести?

Упражнение « Нравственная дилемма».

Цель: развивать умение анализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения.

-Проанализируйте следующие ситуации:

1. В школьном коридоре Вадим нашёл кошелёк, в котором , как оказалось , было 50 рублей. Кроме Вадима , в коридоре никого не было . Как вы думаете он должен поступить?

( Ответы детей).

2. Сценка « Давайте станем добрее».

Вопросы:

-Каким был Буратино? ( Грубым, капризным).

-Можно сказать, что он был бессовестным по отношению к папе Карло и к Пьеро? Приведите примеры ,как Буратино разговаривал с папой Карло и с Пьеро.

-Проснулась ли совесть у Буратино? Докажите.

3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил . Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

( ответы детей).

4.Можно ли воспитать в себе совесть?

( ответы детей).        

-Думайте, анализируйте, размышляйте о том , что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Чтец:

-Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

( Булат Окуджава).

4. Рефлексия.

-Ребята, что нового вы узнали на этом занятии?

- Над чем задумались впервые?

- Что вам помогло осмыслить понятие совесть?

-Что понравилось на занятии?

- Что не понравилось?

-Что показалось самым важным и полезным?

- Что чувствовали?

- Какие мысли приходили в голову?

5. Итог:

-Ребята, вы все сегодня молодцы! Все хорошо работали! Особенно мне понравились ответы…

-Хочу выразить благодарность тем, кто выучил пословицы и высказывания к нашему занятию, ребятам, которые подготовили сценку.

Всем большое спасибо! На этом наше занятие закончено.

Использованные материалы:

- Журнал «Школьные игры и конкурсы» № 6 – 2013 г.

- Учебник «Граждановедение».

- Журнал «Досуг в школе» № 2 – 2007 г.

- Журнал «Воспитание школьника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"

Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести...

Совесть-это наш внутренний судья

Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию...