Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»
статья (5 класс) по теме

"Если  классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам". Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_otvetstvennosti.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. 

  Перефразируя классика, можно сказать так: « Если  классный руководитель, сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам». Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы: · Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители); · Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом. · Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней. · Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии. · Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия). · Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу. · Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.В этом учебном году я взяла классное руководство в 5 классе.  Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего: 1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого. 2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося. 3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся. 4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

5.Формирование ответственности у каждого обучающегося за себя и за весь класс в целом. Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я знала о них по рассказу учителя нач. классов Масловой Т.В.,но постепенно вырисовывается мнение о каждом ребенке. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику). В классе обучатся 25учащихся - 15 девочки и 10 мальчика. Основные цели и задачи: · Адаптация учащихся класса к обучению в среднем звене; · Формирование и сплочение классного коллектива; · Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим; · Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов; · Улучшение успеваемости и поведения учащихся; · Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям; · Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой Стадии формирования классного коллектива: I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Свою деятельность я начала с того, что 1 сентября в День знаний я организовала экскурсию по школе и по классам, в которых они будут учиться в среднем звене. Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности были строго распределены. Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий.  Художественный сектор - за классный уголок, стенгазеты. Сектор культуры за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят ,но у нас есть еще три четверти. Совместно был оформлен классный уголок, имеются неплохие результаты участия в школьных мероприятиях-1место в конкурсе «Эмблема класса на асфальте»,1 место в фото конкурсе. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника, а так же поведение на переменах и уроках. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Ответственность представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.Ребенок способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками он получает достаточный опыт ответственного поведения. Нравственная культура, развитость чувства ответственности до школы будут определять отношение ребенка к своим новым обязанностям в школе.Учебная деятельность требует от ребенка не только развитых познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения), не только волевых качеств и познавательных интересов, но и чувства ответственности. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока и во вне урочной деятельности  формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым ребенком и со всем классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный коллектив

информация о классе...

Классный коллектив

Класс сформировался в новом учебном году....

Классный коллектив

Все учащиеся — звёзды, близкие, далёкие, маленькие и большие,  красивые.  Каждая  звёздочка  выбирает свой путь полёта: у одних он длинных других... Главное - это хотеть сият...

«Классный коллектив–место общения ученика и классного руководителя.»

Общение- одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека.Одна из целей общения,быть понятым и понимать другого человека.Выявление правил гормоничного общения-ученик,учитель,родитель....

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы Цели:дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;формиров...

Рекомендации классному руководителю "Как сплотить классный коллектив"

Рекомендации для классного руководителя по сплочению классного коллектива...

Мастер-класс "Классный коллектив=классная семья"

Мастер-класс был проведен в рамках регионального этапа конкурса "Учитель года" в номинации "Классным быть классно" в 2020 году....