Рекомендации классному руководителю "Как сплотить классный коллектив"
методическая разработка

Рекомендации для классного руководителя по сплочению классного коллектива

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Формирование классного коллектива. Рекомендации педагога-психолога»

Карловская Наталья Павловна,

педагог-психолог, г. Сургут.

Классный коллектив, как и любая социальная группа, имеет свои стадии развития. «Проживание» каждой стадии переводит коллектив на новый уровень межличностного взаимодействия. Продолжительность каждой стадии может быть растянута во времени и ее границы не определены четко. Именно от профессиональных действий педагога-психолога и классного руководителя будет зависеть насколько эффективным будет развитие группы. Педагог-психолог сопровождает формирование коллектива на всех его стадиях: организует методическую поддержку классному руководителю, проводит психологические мероприятия с классом, участвует в просветительских мероприятиях с родителями, повышает компетентность педагогов в вопросах организации взаимодействия с классом на разных стадиях.

Первая стадия «Знакомство и ориентация». Начинается стадия в период создания нового классного коллектива – при формировании 1, 5, 10 классов, в том числе вновь созданных классов при значительной смене состава.

На этом этапе учащиеся знакомятся друг с другом. Адаптируются к новым условиям, выясняют расположение сил, проверяют допустимые границы поведения. Часть детей могут вести себя замкнуто, сдержанно, часть – активно и деловито. Но все они ожидают четких ориентиров: что это за группа? какие здесь правила? подхожу ли я этой группе? какая моя роль в ней?

Поэтому именно педагог должен помочь ребятам найти ответы на эти вопросы. Классный руководитель объясняет правила поведения в школе, классе, вводит традиции, знакомит детей друг с другом, распределяет поручения, совместно с педагогом-психологом проводит мероприятия на сплочение класса.

Ошибки со стороны педагогов: предоставить учащимся полную свободу в ожидании, что они перезнакомятся естественным путем; ожидать от них быстрого  активного включения в классные дела; закреплять «ярлыки» на детей и действовать,  исходя из своего первого впечатления.

Что провести с учащимися:

- тренинги «Будем знакомы!», «Мы одна команда»,

- классные часы «Традиции нашего класса», «Зачем нужны правила поведения»,

- игры на нахождение схожих интересов, внешних признаков «У кого … (голубые глаза, есть бантики и т.д.), «Больше всего мне нравится… (играть  в лего, рисовать и т.д.),

- выставки-самопрезентации «Вот Я какой!»

Что провести с родителями:

- консультация «Единство требований семьи и школы»

- практикум «Как помочь ребенку найти друзей»

Период адаптации к новому коллективу обычно протекает до трех месяцев. К этому времени учащиеся достаточно хорошо друг друга узнали, выстроили свое представление о коллективе и своем месте в нем.  Чаще всего во второй четверти или начале второго полугодия  коллектив переход на вторую стадию «Протесты и конфликты». В коллективе уже определился  явный актив класса, пользующийся уважением у большинства. Теперь требования к классу и правила выдвигает не только учитель, но и лидерский актив. Учащиеся, исходя из действий актива, определяют стратегию и тактику своего поведения: одни - готовы действовать в соответствии с новыми правилами; другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их интересам, ценностям, потребностям. Начинает проявляться недовольство правилами, учителями, одноклассниками.

В коллективе происходит деление на отдельные группы по однозначным мотивам, интересам, ценностям, выделяются «звезды» и «отвергнутые», «любимчики» или «шуты». На этом этапе развития коллектива могут возникать конфликтные ситуации между разными группами учащихся: девочками и мальчиками, физически сильными и слабыми, разного статуса и социального положения. Именно в это время может ярко проявиться ситуация буллинга.

Стадия завершится, когда в классе четко определятся роли, удовлетворяющие всех участников сообщества, правила группы, класса и школы будут окончательно приняты коллективом. Если группа застрянет на этой стадии – она никогда не сможет достичь высоких результатов деятельности, психологических климат будет неблагоприятным. При неверных действиях педагогов иногда эта стадия затягивается на несколько лет; и про такие классы говорят, что они сложные, конфликтные, несплоченные. Ошибкой педагогов на этой стадии будет попустительское отношение к выполнению правил, выделение «любимчиков», пускание на самотек всех процессов в классе, выступание в конфликт с классом и уверенность в том, что они безнадежны.

Для того, чтобы успешно пройти стадию конфликтов необходимо придерживаться позиции строго, требовательного и справедливого педагога, поддерживать высокий темп деятельности и четкое соблюдение правил, проявлять уважение и внимание ко всем учащимся, обеспечить проведение мероприятий, который позволят снизить эмоциональное напряжение. Не рекомендуется чрезмерное увлечение откровенными разговорами по душам.

Что провести с учащимися:

- интерактивные занятия «Способы решения конфликта», «Каждый важен»

- классные часы «Об уважении к себе и другим», «Дела школы и класса – как проявить себя»

- игры на снятие эмоционального напряжения «Австралийский дождь», «Регулятор громкости», «Нарисуй без слов» и др.

Что провести с родителями:

- консультация «Всем ли нужно быть лидерами?»

- практикум «Конфликты в классе. Как реагировать и чем помочь»

Третья стадия «Единство и развитие». На этой стадии появляется чувство «мы», отмечается сплоченность коллектива, взаимоподдержка, общность интересов.  Члены группы  чувствуют ответственность за успех всего класса. В классе обозначаются устойчивые позиции лидеров, формируются и закрепляются групповые нормы. Участники лучше начинают понимать друг друга, устраняются разногласия, устанавливаются доверительные отношения. Появляется чувство безопасности в коллективе, нормализуются отношения с педагогом.

Для классного руководителя важно расширять границы общения группы, давать возможности для проявления социальной активности. На этом этапе возможно проведение мероприятий не только на командообразование, но и соревновательного типа; возможно проведение «задушевных» бесед.

Ошибкой со стороны педагога будет сравнение класса с другими группами, мотивация детей только методом «кнута» или «пряника», отсутствие конструктивной обратной связи для класса и навязчивое желание быть «своим» среди детей.

Что провести с учащимися:

- психологическую гостиную «О самом важном»

- тематические квизы и квесты

- классные часы «В единстве сила», «Социальная активность – шаг к взрослой жизни»

Что провести с родителями:

- консультация «Роль социально-значимой деятельности в воспитании ребенка»

- практикум «Секреты гармоничного общения. О чем нужно знать детям и родителям»

Стадия единства, наполнившись общением и закрепив настойчивый благоприятный психологический климат в коллективе, переходит в стадию «Эффективность и активность». Ориентировочно к 9 классу коллектив достигает зрелости, становится отличной рабочей командой с определенными целями. Успешно используются ресурсы, отмечается творческий подход в деятельности. Конфликтные ситуации решаются конструктивно. Класс проявляет самостоятельность и ответственность, готов к самоуправлению.

Классному руководителю рекомендовано обеспечить передачу ответственности и самоуправления, придерживаться демократического стиля взаимодействия. Использование практико-ориентированных заданий, социальных проектов позволит классу сохранить позицию на этой стадии вплоть до выпуска.

Что провести с учащимися:

- тренинги «Тимбилдинг в проектной деятельности»

- интерактивные занятия «Коучинг для подростков»

- классные часы «Наше будущее: как мечту сделать явью», «Самоуправление или самоуправство?»

Что провести с родителями:

- консультация «Самостоятельность и ответственность ребенка»

- практикум «Как стать достигатором: учим ребенка ставить цели, планировать и действовать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...

Рекомендации для составления папки классного руководителя

Система воспитательной работы классного руководителя...

Памятки-рекомендации для педагогов и классных руководителей

Данные  памятки помогут  педагогу  понять психологию  обучающихся:1. Факторы  благоприятного (неблагоприятного)  социально – психологического  климата школьного...

Как сплотить классный коллектив

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективн...

Методические рекомендации по написанию конспекта классного часа

Образец методической разработки классного часа позволяет классным руководителям грамотно оформлять свои воспитательные материалы и представлять их на смотры-конкурсы различного уровня....

Презентация к классному часу "Какой мы коллектив"

Презентация к классному часу "Какой мы коллектив"...

Классный час на тему: "Коллектив" (Дружба в классе)

Классный час на тему: "Коллектив" (Дружба в классе)- Что такое коллектив?- Что такое субординация- Кто такой лидер? И зачем он нужен?...